Открыть кофейню кажется просто — купил зерна, поставил бариста, заработал миллионы. Но на деле все немного сложнее. В этой статье рассказываем, что важно предусмотреть, чтобы не потерять деньги.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене — здесь мы делимся интервью, трендами бизнеса и полезными материалами для предпринимателей.
Шаг 1. Понять, для кого открываетесь
Прежде чем выбирать оборудование и искать бариста, определитесь с аудиторией. Советуем ориентироваться либо на знатоков кофе, либо на широкий круг любителей «капучино с сиропом».
- Для знатоков подойдут редкие сорта арабики, эксперименты с обжаркой, пуроверы и авторские рецепты.
- Для любителей — стабильный вкус на 100% арабике или смеси с робустой, привычный капучино и понятное меню.
Большинство гостей — те, кто «берет средний капучино и идет дальше». Они не всегда разбираются в происхождении зерен и не гонятся за авторскими рецептами, но готовы возвращаться за простым и стабильным вкусом.
Шаг 2. Открыться с нуля или купить готовый бизнес
Далее нужно выбрать способ открытия кофейни — есть два варианта:
- Купить готовую кофейню. Это проще и быстрее, но есть риск, что место изначально неудачное. Преимущества покупки готовой точки: уже есть клиенты, помещение с оборудованием и коммуникациями готово, можно стартовать быстро.
- Открыть кофейню с нуля. Это дороже и дольше, зато все будет под вашим контролем. Преимущества открытия с нуля: вы сами выбираете локацию, полностью управляете концепцией и строите все под себя.
Если решитесь на открытие заведения с нуля, проверьте, чтобы помещение соответствовало требованиям Роспотребнадзора, СЭС и пожарной инспекции.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Можно открыть ИП на УСН — это оптимальный вариант для небольшого бизнеса. Или рассмотреть патентную систему, но важно заранее просчитать, что будет выгоднее в вашем регионе.
Определитесь с кодами ОКВЭД. Они объясняют налоговой, банкам и Росстату, чем занимается бизнес. Для кофейни основной ОКВЭД — это 56.3 «Подача напитков». Также можно добавить дополнительные коды, если планируете заниматься еще какой-то деятельностью. Например:
- 56.1 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания»;
- 56.21 «Деятельность предприятий общественного питания для обслуживания торжественных мероприятий».
Шаг 4. Найти место для кофейни
От места зависят стоимость аренды, концепция заведения и сколько денег вы сможете заработать.
- В центре или рядом с метро. Открываться в таких местах хорошо с точки зрения проходимости. Но для новичка аренда помещения в такой локации, скорее всего, окажется слишком дорогой. Стоит учитывать еще и конкуренцию.
- В бизнес-центре. Там не ждут оригинальных интерьеров и креативного меню. Работники хотят выпить кофе, съесть шоколадку, сэндвич или салат. Проходимость в такой кофейне формируется за счет сотрудников бизнес-центра, на новых клиентов рассчитывать особо не стоит.
- В торговом центре. В магазинах всегда есть посетители, поэтому первое время можно не тратиться на маркетинг. Но есть риск, что люди будут покупать кофе в ресторанах быстрого питания на фуд-корте или в других кофейнях.
- В жилом доме. В одном современном ЖК может быть до двух тысяч квартир, поэтому там высокая проходимость, но и конкуренция тоже — одновременно могут работать по две-три кофейни. В этом случае придется выделяться на фоне конкурентов: продумать концепцию, меню и интерьер.
Шаг 5. Подобрать меню и продукты
Важно грамотно подойти к выбору ассортимента — его нужно продумать еще до открытия кофейни:
- Зерна. Лучше брать 100% арабику от надежного поставщика. Смеси с робустой — компромисс, который может не понравиться кофейным гурманам.
- Молоко. Протестируйте несколько марок, чтобы выбрать идеальное по вкусу и стоимости. Добавьте растительное молоко — гости это ценят.
- Сиропы. Лучше включить их в стоимость напитка, чем брать доплату за 30 мл сиропа.
- Еда. Начните со снеков и замороженной выпечки. Позже можно добавить свежие сэндвичи — это поднимет средний чек и привлечет больше гостей.
- Сезонные напитки. Создавайте повод зайти снова — тыквенный латте осенью или глинтвейн зимой отлично сработают на вовлеченность.
Шаг 6. Найти оборудование и расходники
Профессиональная кофемашина стоит дорого, поэтому на старте может быть оптимально взять ее в аренду.
Другое оборудование, которое вам может понадобиться: холодильник, морозильная камера, небольшая печка, грильница для сэндвичей.
Продумайте дизайн стаканчиков. Например, можно сделать печать с логотипом и ставить ее на стаканчики вручную — это бюджетно и стильно.
Шаг 7. Нанять сотрудников
На старте можете работать самостоятельно. Но чтобы расти, понадобится команда:
- бариста;
- управляющий — по мере расширения;
- помощники на кухне — если готовите еду на месте.
Искать сотрудников можно через соцсети и группы в Телеграме. Чаще всего бариста работают молодые ребята, студенты или выпускники, поэтому вакансию можно разослать в группы учебных заведений, которые находятся недалеко от кофейни.
Сохраняйте статью, чтобы не потерять полезную инструкцию.