Найти в Дзене

Почему в СССР создавали бронетракторы

Наша страна, хоть и не единственная, которая применяла на поле боя бронетракторы, но их уж точно было больше всего по типам, если считать.

И я решил отдельный материл посвятить именно тому, чтобы перечислить кратко все бронетракторы, как воевавшие, так и оставшиеся в виде проектов.

Для начала давайте мы вспомним самые первые образцы.

Начнём, конечно, с бронетрактора Гулькевича.

За основу использован трактор Allis Chalmers B6. Который, кстати, относился к категории грузовых тракторов, то есть имел ещё и кузов для перевозки груза.

Трактор Allis Chalmers B6
Трактор Allis Chalmers B6

Последнее важно, так как размеры транспортного отделения позволяли без проблем разместить там отделение боевое — в центре башня с двумя пулемётами Максим, а в корме башню с 76-мм противоштурмовой пушкой. Броня была слабенькой, всего 6,5 мм, масса около 12 тонн, экипаж 6-7 человек, скорость по шоссе 8 км/ч. По сути это был вполне себе достойный заменитель танков, коих у русской армии своих не имелось. Гулькевич хотел каждый армейский корпус вооружить батальонов в 40 бронетракторов, но построили лишь две машины.

-3

Бронетракторы Гулькевича после революции 1917 года достались Красным, а по другую сторону с ними воевали бронетракторы на базе тракторов фирм Bullock-Lombard и Clayton.

Трактор Bullock-Lombard B6
Трактор Bullock-Lombard B6
Трактор Clayton Multipede
Трактор Clayton Multipede

На базе Bullock-Lombard B6 было построено не менее четырёх машин. На вооружении было лишь пять пулемётов, расположенных в двух бортовых спонсонах, в кормовой части и в башне, скорость 5-8 км/ч, бронирование до 10 мм, экипаж 6-7 человек. Доставшиеся после войны Красной Армии в качестве трофеев эти бронетрактора собирались перевооружить 47-мм пушкой Гочкиса.

-6

На базе же трактора Clayton Multipede создана была создана единственная машина с собственным именем «Полковник Безмолитвенный». Данным по ней немного — экипаж 11 человек, вооружение из шести пулемётов и полевого орудия.

-7

Кроме того, на базе того же Bullock-Lombard B6 было построено несколько самоходных орудий. Во всяком случае их так называть правильнее, ибо все машины поступили на вооружение именно артиллерийских частей. Данных мало, кроме того, что на вооружении 120-мм морская пушка, а обслуживало установку вместе с водителей 7 человек.

Сколько их было создано понять сложно, но они имелись на вооружении дивизиона, а там по штату 12 орудий.

На этом единственном фото, где относительно хорошо видна машина, пушка не очень похожа на 120-мм Канэ. Гораздо больше она похожа на британскую 60-фунтовую пушку (127-мм)
На этом единственном фото, где относительно хорошо видна машина, пушка не очень похожа на 120-мм Канэ. Гораздо больше она похожа на британскую 60-фунтовую пушку (127-мм)

Но это времена дореволюционные, а теперь давайте вернёмся к обозначенной в заголовке теме. Появление первых бронетракторов понятно. Тогда ещё шло в некотором роде нащупывание пути. В советское время вроде уже стало понятно, как будут развиваться танки, уже теоретических работы было море и, судя по тому, что их переводили на русский язык, в нашем военном руководстве с ними могли ознакомиться.

Однако создание танков с нуля было делом сложным, отсюда и желание использовать что-то уже готовое и отлаженное в производстве. В результате возник проект бронирования и вооружения колёсного трактора «Фордзон», который не только закупался в США, но ещё и производился на Кировском заводе. Ничего хорошего из идеи этой не вышло.

-9

Более обнадёживающими выглядели проекты инженера Дыренкова. На базе трёх «Коммунаров 9ГУ» (он же Hanomag WD-50) и одного Caterpillar 60 было построено четыре боевых машины. Две из них отличались базой — Д-10 на шасси Hanomag, и Д-11 на шасси Caterpillar, но имели схожую конструкцию. Вооружение составляла 76-мм полковая пушка и два пулемёта. Машина под название Д-14 представляла собой бронетранспортёр на 15 человек, а Д-15 — боевую химическую машину с двумя резервуарами па 4000 литров отравляющего вещества с двумя распылителями, плюс один пулемёт.

Машины получились неудачные, как и большинство творений конструктора Дыренкова, и ни на что не годились. Споры о том, чего было больше — вины разработчика или порочности самой идеи, идут давно. Но мне кажется проблема скорее в реализации, причём не самого Дыренкова, а в целом. Хороших кадров не нашлось, а те, что были, не годились.

Бронетрактор Д-10
Бронетрактор Д-10
Бронетрактор Д-11. Отличить от предыдущего сложно, но машина заметно длиннее
Бронетрактор Д-11. Отличить от предыдущего сложно, но машина заметно длиннее
Десантный бронетрактор Д-14 (корпус сделали длиннее для размещения десанта)
Десантный бронетрактор Д-14 (корпус сделали длиннее для размещения десанта)

В целом же, по требованиям тех времён (а это самое начало 30-х годов), разработать боевые машины на тракторном шасси было вполне реально. Пусть не для первой линии, но как мобилизационную технику на «чёрный день». Во всяком случае в 1941 году к идее вернулись.

Правда, до 1941 года надо ещё упомянуть, что году в 1930-м ещё и на Кировском заводе пытались создать боевые машины на шасси трактора. Но уже класса самоходной артиллерии. Это СУ-2 на шасси того же трактора «Коммунар 9ГУ» с 76-мм дивизионной пушкой. Машина на испытания вышла и вроде бы себя показала, но, как утверждают, по причине разных интриг, была отвергнута. Была также создана самоходка СУ-5 с 76-мм зенитной пушкой обр. 1915 г., на том же шасси. Она успешно прошла испытания и даже заказано 12 машин, но и от неё отказались. Вроде как потому, что выпуск пушки прекратили, а для более мощного орудия шасси оказалось слишком слабым.

Установка СУ-2
Установка СУ-2
Это фото часто выдают за СУ-5, но это СУ-2, поскольку пушка стоит полевая, а не зенитная
Это фото часто выдают за СУ-5, но это СУ-2, поскольку пушка стоит полевая, а не зенитная

Ну и про войну Великую Отечественную. В тяжёлом 1945 году в ход шло вообще всё, что могла хоть как-то пригодиться. Насколько я помню, винтовки Крынка в Первой Мировой нигде не упоминаются, а вот в перечне вооружения московского ополчения 1941 года они есть.

Ну и, конечно, про бронетракторы не забыли. Все наверняка сразу вспомнят истории про использование в Одессе бронированных тракторов «На испуг». Считается, что название появилось после того, как румынские части атаковал батальон этих импровизированных машин, и румыны так испугались производимого тракторами шума, что даже бежали. История боевых действий в Одессе 1941 года ещё ждёт своих исследователей, но тогда было действительно забронированно 60 тягачей СТЗ-НАТИ (то есть речь вообще-то не совсем про трактор). Правда, броня толщиной в 10-20 мм досталось явно не всем, какие-то просто обшили стальными листами с судостроительного завода. Так же и с вооружением — на некоторых водрузили башни от танков Т-26 и Т-38, каким-то достался пулемёт. Словом, построили из того, что было под рукой.

Вот фото одесских бронетракторов:

Меньше известно, что аналогичную работу делали в Киеве, а также и в Харькове с тракторами СТЗ-3. Харьковский бронетрактор имел бронированную рубку (до 25 мм толщиной) с 45-мм пушкой. Машина получила название ХТЗ-16 и была принята на вооружение. До падения Харькова успели выпустить от 50 до 70 машин, которые приняли участие в боях. От 10 до 20 бронетракторов сражались в Полтаве, 10 в Брянске, остальные воевали в Харькове. Наладить выпуск пытались и на Сталинградском тракторном заводе и вроде что-то выпустили, но информации про них нет.

А вот изображения бронетрактора ХТЗ-16. Его обычно выдают за одесские бронетракторы «На испуг», но все военные фото этой машины сделаны именно в Харькове или Полтаве, и это именно ХТЗ-16:

-16
-17
-18
-19

В отличие от одесских импровизаций, в Харькове, а затем Сталинграде пытались наладить выпуск серийных боевых машин. Которые, особенно на фоне нехватки танков, могли быть весьма полезны. Конечно, не вместо танков, но как малые самоходные установки огневой поддержки. Раньше можно было бы вполне предположить их использование в качестве лёгких истребителей танков, но сейчас мы уже знаем, что 45-мм пушки оказались практически бесполезны против большинства танков Вермахта.

Надо сказать, что первые проекты создания самоходной артиллерии на базе тракторов и тягачей начали рассматривать ещё до войны, весной 1941 года. Рассматривалась противотанковая установка на шасси трактора СТЗ-5 с новой 57-мм пушкой, которая тогда ещё только готовилась к серийному выпуску. Также планировалось на удлинённом шасси этого трактора установить и 37-мм зенитную пушку.

А в кузове тяжёлого тягача «Ворошиловец» собирались установить 85-мм зенитную пушку, но в не для стрельбы по самолётам, а как противотанковую. Все машины должны были получить бронезащиту.

Однако, после начала войны стало не до новых проектов. Кроме того, и производство тягачей сократилось или прекратилось.

Тут можно вспомнить самоходную установку ЗИС-30 — 57-м пушка на шасси тягача «Комсомолец». Можно ли эту машину считать из серии бронетракторов, думаю, желающих поспорить найдётся. Но, с другой стороны, если это не бронетрактор, то ближайший родственник.

-20

В августе 1941 года рассматривались два проекта противотанковых самоходок на базе тягача «Ворошиловец». Первый повторял в общих чертах установку 85-мм зенитной пушки, а второй предусматривал размещение в башне 76-мм или 57-мм пушки. У машины массой 23 тонны должна была быть лобовая броня в 30 мм и бортовая 20 мм. Уже осенью планировали выпустить первых 25 машин, но помешала эвакуация.

На Челябинском тракторном заводе в порядке инициативы разработали самоходную 122-мм гаубицу на шасси тягача «Сталинец С-2», получившую обозначение СУ-С2:

Однако, челябинская инициатива развития не получила.

Весной 1942 года на заводе №592 было разработано ещё пара самоходных установок на тракторном шасси. Во-первых, это установка 152-мм гаубицы обр.1909/30 г. на шасси артиллерийского тягача «Коминтерн». Машина должна была иметь массу в 18.5 т, броню в 15 мм, экипаж из 5 человек. но и тягачи, и гаубицы были в дефиците.

-22

Также была разработана противотанковая установка на шасси трактора СТЗ-5 — 45-СП (45-мм самоходная пушка). Идея в целом как у ХТЗ-16, но пушка смещена вбок, броня под наклоном (толщина до 20 мм), боевое отделение закрыто не полностью.

-23

Ещё одна противотанковая САУ была создана летом на УЗТМ. На шасси артиллерийского тягача «Сталинец С-2» устанавливалась 76-мм пушка. Можно найти чертёж, на котором, к сожалению, что-то трудно увидеть.

-24

Причину, по которой вернулись к идее использования тракторов на поле боя, думаю, понятна всем. Эта нехватка танков и стремление их чем-то заменить. Понятие – нехватка танков, надо понимать с оговорками, ибо танков у нас было всегда, как минимум, больше, чем у противника. За редким исключением. Но при этом нельзя сказать, что тракторов у нас было в избытке, равно как и производились они в большом числе.

В завершении порекомендую вам мою статью:

Когда и как советские танки превращали в БОТы