[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
На минувшей неделе наука внесла «сладкие» коррективы в устоявшиеся шаблоны диет. Сахар, объявленный врагом номер один, на самом деле оказался чуть ли не главным ключом к стройности. Два года сотрудники Иллинойсского университета потратили на то, чтобы реабилитировать сладости. Ученые доказали, что именно жесткие ограничения заставляют не худеть, а наоборот — набирать вес. И напротив — умеренное потребление сладостей помогает избавляться от лишнего веса гораздо быстрее, чем самая строгая диета.
Шаблоны рвутся — незыблемая уверенность теперь всего лишь стереотип. Только вслушайтесь в слова американского физиотерапевта.
Аканна Салако, доктор физиотерапии: «Углеводы делают тебя толстыми. Это ложь! Перестаньте отказываться от углеводов — они нужны вам для похудения! Углеводы являются предпочтительным источником энергии для вашего организма. Вам нужны углеводы, чтобы функционировать».
Его слова подтверждают последние исследования. Ученые из Иллинойского университета поняли: десерты помогают снизить тягу к еде. Профессор Манабу Накамура в своей статье прямо заявляет: мы все заблуждались.
Манабу Накамура, доктор биологических наук, доцент факультета нутрициологии Иллинойского университета: «Распространенный миф гласит, что нужно обладать очень сильной волей, чтобы противостоять искушениям, но это не так».
Ученый утверждает: отказываться от любимых сладостей при похудении вовсе не обязательно, умеренное потребление сладкого помогает в снижении веса. Исследование Накамуры могло затеряться в диетологическом хайпе — без упоминания скандально «Оземпика» про диетологию последнее время и говорить не принято. Неделю назад Комитет Европейского агентства лекарственных средств теперь уже официально опубликовал данные о его побочном эффекте.
Новое исследование ученых показало, что прием «Оземпика» ведет к неартериальной передней ишемической оптической нейропатии.
Люди, принимающие «Оземпик», подвергаются повышенному риску развития заболевания глаз, которое может вызвать необратимую потерю зрения.
На острие новостной повестки и британские ученые. Их новое исследование обнадежит многих: «Оземпик» может увеличить размер мужского полового органа. Урологи не отрицают: это почти так, но есть нюансы.
Танжиника Каускад, клинический сексолог, специалист по сексуальному здоровью: «Если вы похудеете (особенно это касается людей с большим количеством брюшного жира), вы сможете увидеть большую часть пениса или в принципе увидеть его. Вы сможете легче дотянуться и почувствовать весь его в своих руках, что не выходило раньше. Вы станете счастливее и вам покажется, что он там, где его не было раньше».
Нам годами говорили: где лишний вес, там сахар. Но сколько в сахаре энергии? Чтобы вскипятить литр воды, нужно сжечь всего 21 грамм сахара. Однако его реакция с содой немного о другом — это демонстрация образа врага, как мы его привыкли воспринимать. Это визуализация того, как белая кристалическая радость превращается в черный айсберг смерти, по мнению некоторых диетологов.
Привычно слышать: сахар — наркотик, он — основная причина диабета и ожирения. Но почему с этим все еще кто-то спорит?
Рашид Аскерханов, заведующий отделением бариатрической хирургии МКНЦ им. Логинова: «В статье не врут. Если человек хочет похудеть, он должен уменьшить количество принимаемой еды. Но еда — это удовольствие. Если мы уберем его полностью, тогда человек сорвется и не сможет достичь того веса, который ему нужен».
Пациентка центра Наталья смогла.
Наталья Турлова, пациент бариатрик, нутрициолог: «В 2023 году я весила больше 100 килограммов. И я сейчас ем сладкое. Почему? Я живой человек, я хочу получать удовольствие от еды».
Два года назад ей сделали резекцию желудка, она сбросила почти 40 килограммов. Увлеклась, стала специалистом в диетологии. Объясняет: если сладкое есть сразу и много на голодный желудок, то инсулин взлетает, потом резко падает. И вот он — опять неконтролируемый голод.
Наталья Турлова: «Чтобы человек в процессе похудения мог контролировать свой аппетит, нужно сладкое есть исключительно после основного приема пищи. Большой пищевой комок и растворившаяся в нем сладость не дает такого всплеска инсулина».
Михаил Малек, семикратный чемпион мира и мастер спорта международного класса по бодибилдингу: «Уместно будет вспомнить слова Парацельса, который говорил, что все есть яд и все лекарство. Дело в дозе».
В меню бодибилдера действительно есть зефир.
Михаил Малек: «Мы употребляем зефирки или мармелад во время тренировки, чтобы купировать катаболизм, разрушение мышц. Если брать спорт высших достижений, соревновательный, то те же зефирки и мармелад используются для последней загрузки».
Михаил сознательно ест сладости, и его здоровью можно только позавидовать. При этом даже изобретатель «рецепта успеха» привлекательности фаст-фуда, Говард Московиц, признается: сам не ожидал, что сахар станет одним из ключевых элементов его формулы, подсадившей на вредное миллиарды людей, пусть и неожиданно для создателя.
Говард Московиц, психолог, исследователь рынка: «Мысли о сахаре, соли и жире меня никогда не занимали. На тот момент нашлись другие люди, которые пришли к некоторому выводу на этот счет. Никого из моих клиентов этот вопрос не интересовал. Они хотели получить более интересный для людей продукт. Соотношение соли, сахара и жира, как основа пищевой зависимости, открылось мне очень внезапно».
Все дело в деталях. Тот сахар, который производители добавляют в продукты, который сам человек добровольно кладет себе в еду, опасен не только калориями. Он влияет на наше пищевое поведение. Продукты с добавленным сахаром разжигают тягу к еде. Так устроен наш мозг эволюционно — он ищет калорийную выгоду.
Сергей Обложко, врач-психотерапевт, диетолог, специалист по снижению веса: «Если мы едим какой-то продукт с большой углеводной нагрузкой, с высоким гликемическим индексом, для нашего мозга этот продукт хороший, потому что миллиарды лет эволюции говорят, что если ты видишь, что где-то плохо лежат калории, переложи их внутри себя. И наш мозг по-прежнему рассуждает примерно так же».
Простой путь порой приводит в тупик. Миллиарды лет эволюции — и вот, резко новая реальность.
Дэниел Либерман, профессор кафедры эволюционной биологии человека Гарвардского университета: «Мы никогда не жили в мире с таким количеством сахара. Это просто поразительно! Сегодня вы платите больше за продукты с меньшим количеством сахара. Это смешно».
На самом деле диетологи вовсе не против углеводов и даже сахара, но в разумных пределах. Есть такое понятие — сладкая точка. В первой части приема пищи едим, к примеру, фасоль или пасту. Углеводы есть, а вот праздник вкуса не всегда.
Сергей Обложко: «И здесь очень часто возникает такая проблема. Когда мы, диетологи, говорим человеку есть углеводы, то представляем себе кашу, овощной салат, а люди представляют себе пирожное какое-то, мороженое и всякие безобразия».
Десерт — важная часть, когда человек хочет похудеть. Он и есть та самая точка. На уже сытый желудок — фрукты, ягоды, даже натуральные зефир или мармелад, варенье на пектине, немного шоколада — так закрепляется условный рефлекс. Мозг привыкает — после полезной еды будет награда. А чем дольше не ешь то, что любишь, тем больше этого хочется.
Рашид Аскерханов: «Если мы скажем 100 раз „нельзя“, это не значит, что люди так и сделают. Чем больше запретов, тем больше люди хотят. Есть можно все, но это все должно быть ограничено и правильно».
Переизбыток сахаров и углеводов — то, к чему эволюция не готовила человеческий организм. Лишний вес почти у половины населения планеты, а ожирением страдает больше миллиарда — наука подарила нам фаст-фуд и сладкую газировку. Она же может и спасти, если к ней прислушаться.
Все выпуски программы «Центральное телевидение».