Рассказ о полугусеничном тягаче ЗИС-42, одной из новинок Музея отечественной военной истории
Вопросы обеспечения механической тягой артиллерии в Красной Армии являлись одними из приоритетных. Вместе с тем, их решение было совсем не простым. Начиная с того, что военные разработки находились отнюдь не в высшем приоритете. Главной задачей являлось обеспечение тракторами народное хозяйство, либо производство танков. По этой причине тягачи находились скорее в положении бедных родственников. Причем такая ситуация была по всему миру. Лишь после начала Второй мировой войны дело стало сдвигаться с мертвой точки, тем не менее, далеко не все страны могли себе переход чисто на тягачи. Особенно это касалось Советского Союза, где число подходящих предприятий было ограниченным.
Обычно у нас под тягачом у нас подразумевают нечто гусеничное, причем некоторые интересные личности еще у себя рисуют в головах танковое шасси. На самом деле самый массовый советский тягач дивизионной артиллерии, который приняли на вооружение в годы Великой Отечественной войны, выглядел совсем иначе. Речь идет о ЗИС-42, ставшей дальнейшим развитием полугусеничных грузовиков НАТИ и Завода им. Сталина. Совсем недавно их не было совсем, теперь в музеях и частных собраниях минимум три таких машины. Одна из них не так давно появилась в коллекции Музея отечественной военной истории.
Ирония ситуации вокруг ЗИС-42 заключается в том, что изначально НАТИ-ВЗ (В - вездеход, З - ЗИС) создавался совсем не как тягач. Это был грузовик повышенной проходимости, создававшийся под руководством А.Н. Сонкина на шасси ЗИС-5. Она выгодно отличалась от прародителя более высокой проходимостью, но при этом вырос расход топлива, а максимальная скорость по шоссе снизилась до менее чем 40 км/ч. Тем не менее, НАТИ-ВЗ стал серийной машиной, известной как ЗИС-22. Правда, в войсках о ней отзывались нелестно, называя даже "вездестоем".
Причин на то было две. Первая заключалась в том, что для такого шасси требовался более мощный двигатель, поскольку гусеничная тележка вместо задней оси требовала большего напряжения от мотора. Вторая связана с некоторым несовершенством гусеничного привода. Эксплуатация выявила необходимость принудительного зацепления. В 1940 году НИИПР (Научно-Исследовательский Институт Резиновой Промышленности) разработал улучшенную резинотканевую ленту. Построили два варианта улучшенной машины. Первый, ЗИС-22-50, получил металлическую ленту и резиновые башмаки, а второй, ЗИС-22-52, улучшенную резинометаллическую гусеничную ленту. Обе машины получили принудительное зацепление и форсированный мотор ЗИС-16 мощностью 86 лошадиных сил.
По результатам испытаний победителем признали ЗИС-22-52, его улучшенная версия получила обозначение ЗИС-22М. На испытания она вышла летом 1941 года, к тому моменту требовался уже не просто грузовик повышенной проходимости. Еще в 1940 году встала острая необходимость в быстроходном артиллерийском тягаче для дивизионной артиллерии, поскольку СТЗ-5 лишь частично удовлетворял требованиям, особенно по скорости движения. Созданный как потенциальная замена тягач ГАЗ-22 (базой для него послужил танк Т-40) страдал от перегрева мотора, и даже замена двигателя ГАЗ-11 на ЗИС-5 проблему не решила.
По этой причине было решено проверить, насколько с аналогичной задачей справятся новые грузовики повышенной проходимости. Всего на испытания вышли три образца - полноприводной двухосный ЗИС-32, трехосный полноприводной ЗИС-36 и полугусеничный ЗИС-22М. Полугусеничная машина имела меньшую максимальную скорость, а расход топлива оказался значительно выше. Но при этом в качестве артиллерийского тягача она превосходила полноприводные машины. Причем средняя скорость возки 122-мм гаубицы М-30 по шоссе составляла приличные 28 км/ч. Мог таскать ЗИС-22М и 85-мм зенитные пушки 52-К.
Надо сказать, что по шоссе дивизионную артиллерию мог таскать и обычный ЗИС-5. А вот на проселочной дороге ситуация менялась. По этой причине ЗИС-22М было решено запускать в серию, как единственный имеющийся в наличии тягач дивизионной артиллерии, который могли быстро освоить. В сентябре 1941 года машине присвоили индекс ЗИС-42, но в виду частичной эвакуации ЗИС планы по производству машины пришлось корректировать. Ни в 1941, ни в первой половине 1942 года ЗИС-42 в серию не пошел.
Лёд тронулся ближе к осени 1942 года. Повторные испытания НАТИ-52 еще раз показали, что полугусеничная машина обладает неплохим потенциалом. Самое главное, что из всех тягачей на тот момент единственным выпускавшимся был СТЗ-5, да и тот летом 1942 года производить прекратили. Отчасти проблему стали решать за счет того, что в 1942 году начали поступать полноприводные американские грузовики. Они вполне подходили на роль тягачей дивизионной артиллерии (кстати, в американской армии дивизионную артиллерию чаще таскали грузовиками). Но требовалось что-то своё.
В октябре 1942 года ЗИС стал сдавать первые серийные ЗИС-42. Они выпускались с цельнодеревянными кабинами (экономия листового металла), упрощенными передними крыльями и рядом других упрощений. По ряду причин ранние машины, которые назывались как ЗИС-42, получали мотор от ЗИС-5 мощностью 76 лошадиных сил. В конце 1942 года начался выпуск ЗИС-42М, который получил более мощный двигатель. Он стал именоваться ЗИС-42, мотор развивал мощность 84 л.с. при 2650 об/мин. Таким образом, "чистый" ЗИС-42 производился недолго, а выпустили их где-то штук 300.
Основной объем выпуска ЗИС-42/ЗИС-42М в годы Великой Отечественной войны пришелся на 1943-44 годы (по 2000-2100 штук в год). Вроде бы совсем немного, но стоит напомнить, что других тягачей дивизионной артиллерии тогда у нас не выпускали. К машине имелись нарекания, в том числе по качеству изготовления, тем не менее, основная масса снимков данных машин на фронте показывает - применяли их как тягачи. Да, не самые лучшие, но и немецкие "мулы" выглядели совсем не верхом совершенства. Самое главное, что они могли таскать орудия и обладали более высокой проходимостью, чем обычные грузовики.
Всего за годы Великой Отечественной войны сдали около 5200 ЗИС-42 и ЗИС-42М. Производство машины сохранялось до 1946 года, но их поголовье после войны стало стремительно сокращаться. Дело в том, что для гражданской эксплуатации полугусеничная машина годилась только в очень специфичных условиях. Например, на Крайнем Севере, где полугусеничные машины эксплуатировались дольше всего. А вот в европейской части страны чаще были истории, когда гусеничную тележку заменяли на задний мост от ЗИС-5, благо такая возможность имелась.
Результатом стало то, что до недавних ЗИС-42, как и другие советские полугусеничные машины, считались безвозвратно утраченными. Только благодаря работе частных коллекционеров многие образцы советской техники можно видеть в добром здравии. В том числе и ЗИС-42. Часть машин (точнее, их останки) сохранилась на северах, постепенно число комплектов, подходящих для реставрации, растет. Первым из небытия вернулся тягач, который восстановили в мастерской Евгения Шаманского. Еще один тягач восстановили в Питере.
В конце 2024 года третий по счету тягач появился на территории маленького деревенского музея, как часто называют Музей отечественной военной истории его сотрудники. Машина не участвовала в мероприятиях 23 февраля 2025 года, но зато приняла участие в праздничных мероприятиях на День Победы. Причем показали ЗИС-42 не порожняком. За него зацепили 76-мм дивизионную пушку ЗИС-3, на фронтовых снимках такой вариант "сцепки" вполне встречается.
В ходе репетиции машина успела покататься, что называется, на всю катушку, и вот, что интересно. Недавно аналогичным образом катался его полугусеничный собрат ГАЗ-В, который восстановили в мастерской Евгения Шаманского. Так вот, машина ехала очень резво, явно не по паспортной скорости. Вместо 38 км/ч там явно больше 40. Вот и с более тяжелым ЗИС-42 ситуация очень похожая. Тягач может идти выше паспортной скорости. Главный вопрос, насколько такое выдержат гусеничные ленты, тем не менее, факт остается фактом.
Вместе с тем, надо четко понимать, что перед вами не простой грузовик (да и в принципе это не совсем чтобы грузовик). Его снаряженная масса превышает 5 тонн, а грузоподъемность, в зависимости от типа поверхности, достигает от 1,75 (целина) до 2,25 тонн (проселок). Существенно более высокий расход топлива (55 литров на 100 километров по шосси и около 100 литров по проселку) привел к тому, что бензобаков у машины аж 4 штки, общей емкостью 300 литров. Плюс на подножке есть дополнительный маслобак емкостью 17 литров. Также машина имеет больший радиус поворота, чем обычный ЗИС-5.
Еще по ходу советско-финляндской войны Сонкин подготовил краткую инструкцию для водителей. На ЗИС-42 есть такая же инструкция, которая проливает свет на некоторые аспекты машины. Например, первые 300 километров должны были проходить в режиме обкатки, со скоростью не более 25 км/ч. Указывалось, как правильно водить машину по тем или иным видам поверхности. И вот тут возникает закономерный вопрос, много ли водителей ЗИС-42 занимались тем, что данную инструкцию читали. Особенно среди военных. В том числе о том, какая у машины максимальная грузоподъемность.
Интересно, что пока все восстановленные ЗИС-42 - это "базовые" машины, то есть выпуска осени-зимы 1942 года. А вот ЗИС-42М пока никто делать не взялся, ибо документов мало. Кстати, ранние 42-е отличались по исполнению. Одних только защитных решеток было минимум 2 вида, встречаются машины и без них. Как именно отличались внешне ЗИС-42М, помимо более мощного мотора, наука пока сказать не может. Возможно, позже новая информация вылезет.
Можно констатировать, что постепенно частники ликвидируют белые пятна в истории отечественной военной техники. За последние лет 20 в этом направлении сделано очень многое. С учетом того, сколько постепенно появляется комплектов тех же ЗИС-42 под реставрацию, есть надежда, что спустя некоторое время из разряда уникальных он перейдет в категорию очень редких. А там, глядишь, он станет появляться и в фильмах. В хронике эти машины появляются уже в начале 1943 года, причем они были не такой уж и редкостью. Впрочем, о кино думать рано, тут бы хотя бы машин 5 в разных коллекциях. Три уже есть.
Другие статьи по советским гусеничным и полугусеничным тягачам, а также машинам на их базе.
Рассказ о полугусеничной машине НАТИ-В, новинке Музея Техники Вадима Задорожного
Рассказ о полугусеничной машине ГАЗ-В, восстановленной в мастерской Евгения Шаманского
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33
Рассказ о полугусеничном автомобиле ЗИС-33, восстановленном мастерской Евгения Шаманского
Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-22М, успешно прошедший испытания, но не успевший на конвейер
К 80-летию принятия на вооружение Красной Армии полугусеничного тягача ЗИС-42
Тягач "Комсомолец" с острова Матуа
Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5
Проекты транспортных тракторов, которые должны были заменить в производстве СТЗ-5
Рассказ о военном варианте трактора Сталинец С-65, новинке мастерской Евгения Шаманского
История гусеничного артиллерийского тягача Сталинец С-10, который так и не смог заменить С-2 и С-65
Попытка Ирбитского Мотоциклетного Завода создать гусеничный мотоцикл на агрегатах М-72
История бронетрактора ХТЗ-16, принятого на вооружение Красной Армии 80 лет назад
Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"
Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2