- Но это ещё не всё. - продолжал Андрей, и Павел снова напрягся. - Когда я уже собирался уходить, Исай Маркович поведал кое-что ещё. Тот другой посетитель, что приходил месяц назад... Он тоже не знал слова. Но предлагал деньги. Большие деньги за эту коробочку. Исай Маркович отказал, а он... Тогда спросил странное. "Не оставляла ли Анна случайно каких-либо писем или дневников?"
- Писем, дневников? - переспросил Павел. - Алексей искал не просто коробочку, а ещё и письменные свидетельства?
- Похоже на то. - кивнул Андрей. - Исай Маркович ответил ему правду. "Анна никогда не упоминала ни о каких письмах или дневниках и не оставляла их у меня. Тот господин очень разозлился и ушёл. После его визита мне стало не по себе. Я почувствовал опасность и на всякий случай перепрятал коробочку."
- Куда? - Павел подался вперёд.
- Он лишь усмехнулся и пробормотал. "Даже если кто-то снова придет с угрозами, я не смогу отдать то, чего у меня нет при себе." Но старик может указать путь тому, кто назовет слово.
Павел оторопел. Ситуация становилась всё запутаннее. Алексей искал не только коробочку, но и письма. Значит, он подозревал, что Анна вела записи, и это раскроет тайну. И старик перепрятал футлярчик. Это усложняло поиски, но и давало защиту от силового захвата. Всё снова упиралось в пароль.
- Андрей, он не упомянул ещё что-нибудь? Привычки Анны, интересы?
- Да, припомнил, что она любила старинные музыкальные шкатулки. Часто их рассматривала. И ещё французскую поэзию, подолгу перелистывала сборник Поля Валери.
- Французская поэзия... Шкатулка... Колыбельная... - пробормотал Павел, и его взгляд встретился с Екатериной.
- Паша! - воскликнула она. - Музыкальная шкатулка и французская колыбельная оттуда, а шифр - её название или строка. Гипотеза смелая, но невероятно логичная. Музыкальная шкатулка как символ тайны и материнской любви, а мелодия как отсылка к чему-то личному, сокровенному.
- Это очень вероятно. - Павел почувствовал, как затеплилась надежда. - Но как найти эту колыбельную? Их же тысячи.
- Нужно сузить поиск. - вмешался Андрей. - Старинная французская колыбельная грустная по тональности, наверняка не самая известная. Можно попробовать через специалистов по музыке, фольклористов.
- Или... Исай Маркович, вдруг он помнит песню или хотя бы мотив?
- Я не спрашивал, - признался Андрей, - не хотел спугнуть его лишними деталями.
- Надо вернуться. - решил Павел. - Но не вам, Андрей. Ваш повторный визит вызовет подозрения. И не мне. Найти кого-то другого. Того, кто прослушает шкатулку или разговорит старика о музыке.
Он задумался. Екатерина - слишком рискованно после первого посещения.
- Я знаю кто. - тихо промолвила Екатерина. - Ирина Михайловна. - Она сможет найти общий язык с владельцем лавки. И она знает тайну Анны, хоть и немного. Она представится заинтересованной антиквариатом, шкатулками, вспомнит про музыку того времени. И если услышит ту мелодию, то узнает ее или запомнит.
- Ирина? - оценил Павел. - Это рискованно для неё, но самый реальный шанс. Хорошо, я поговорю с Валерием. Нужно организовать это очень аккуратно.
Павел связался с Валерием, и они тщательно проработали план. Ирина согласилась помочь. Возможно чувствовала вину перед памятью Анны Воронцовой или желала внести свой вклад в борьбу против Князевых. Это придало ей смелости. Либо она просто понимала, что её собственная безопасность теперь тоже зависит от исхода этого противостояния.
Её визит к Исаю Марковичу назначили на следующий день, в самое спокойное время после обеда, когда на Арбате меньше туристов и велика возможность застать владельца лавки одного. Валерий обеспечил незаметное наблюдение до магазинчика. Одному из его людей поручили зайти в лавку за несколько минут до Ирины под видом обычного покупателя и взвесить обстановку изнутри. Сама Ирина получила четкие инструкции. Не упоминать Павла или Анну Воронцову напрямую, интересоваться исключительно старинными музыкальными шкатулками и французской музыкой того периода. Внимательно слушать и запомнить мелодии. Коль скоро Исай Маркович сам заведет разговор об Анне - поддержать его, но не выказывать своей осведомленности о футлярчике или кодовом слове. Держать связь через миниатюрный наушник, замаскированный под слуховой аппарат.
Ирина Михайловна отправилась, а Павел и Екатерина ждали в квартире. Напряжение ощущалось почти физически. Павел ходил по комнате, Екатерина пыталась читать, но её взгляд то и дело возвращался к часам.
- Думаешь, она справится? - тихо спросила она. - Ирина кажется такой хрупкой.
- Она сильнее чем выглядит. - промолвил Павел, хотя и сам испытывал беспокойство. - Годы работы с Еленой Константиновной закалили её. Она умеет наблюдать, слушать и высоко держать голову. И потом... У неё есть мотивация, она хочет помочь.
Наконец, в наушнике Павла раздался щелчок. Ирина вошла в лавку.
- Объект на месте. - доложил один из наблюдателей. - Внутри кроме хозяина наш человек, и ещё пожилая дама. Обстановка спокойная.
Павел затаил дыхание. Теперь всё зависело от Ирины, её выдержки и от желания старого антиквара поделиться важной информацией.
Ирина Михайловна с некоторым трепетом переступила порог "Ларца времени". Полуподвальное помещение заполнилось отблесками, пылью веков и тихим достоинством старых предметов. Пахло кожей, деревом и чем-то неуловимо сладковатым как засохшие цветы. Старинные книги и безделушки лежали на прилавке, и там же сидел седой старик в потертом жилете и очках на кончике носа. Он поднял на неё глаза поверх очков и посмотрел внимательно, но без подозрительности.
- Добрый день. - мягко сказала Ирина как можно спокойнее. - Какое у вас тут удивительное место, словно время остановилось.
- Оно идет только вперед, сударыня. - усмехнулся старик и отложил книгу. - Оно просто оставляет свои следы на вещах, а мы их храним. Что вас интересует? Ищете что-то конкретное?
- Подарок для внучки. - нашлась Ирина. Она следовала легенде, придуманной вместе с Павлом. - Внучка увлекается музыкой, стариной. Я подумала, музыкальная шкатулка подойдет? Что-нибудь необычное, с историей?
Исай Маркович задумался и погладил бороду.
- Это особый мир, мелодию заперли в дерево и металл. У меня есть несколько любопытных экземпляров. Пойдемте, покажу.
Он медленно поднялся и повел её к старому застекленному шкафу в глубине лавки. Там стояли шкатулки на бархатных подставках, самых разных форм и размеров. Инкрустированные перламутром, расписные, изящные и массивные.
- Вот это немецкая, конец 19 века. - старик осторожно взял одну побольше и открыл крышку. Полилась плавная, чуть дребезжащая мелодия вальса Штрауса. - А вот эта швейцарская - с танцующей балериной и музыкой Мендельсона.
Ирина слушала, внимательно всматривалась в детали и старалась запомнить мотивы.
- А что-нибудь... Французское? - спросила она как можно небрежнее. - Какая-нибудь старинная колыбельная? У внучки французские корни по одной линии.
Исай Маркович нахмурился и переставил шкатулки.
- Французская песенка это редкость. Чаще встречаются немецкие и швейцарские. Но постойте. - Он достал небольшую простую коробочку из темного дерева, без особых украшений. - Вот это, кажется, она. Я давно её не заводил. Купил когда-то у одной разорившейся эмигрантки. Механизм старый, вряд ли заиграет.
Он осторожно повернул ключик на дне шкатулки и открыл крышку. Мгновение тишины, а потом... Полилась мелодия. Нежная и невероятно грустная. Она напоминала тихий плач, тоску о чем-то безвозвратно ушедшем. Музыка незнакомая, но что-то в ней показалось Ирине смутно родным. Не мотив, а переживание, которое он нес. Печаль и одиночество, что она иногда улавливала во взгляде Елены Константиновны.
- Какая меланхолия. - высказалась Ирина и ощутила комок в горле. - Вы знаете, как эта музыка называется?
- Точно не скажу. - покачал головой старик. - На механизме есть гравировка, пара слов по-французски. Кажется... Что-то вроде "спи-спи, мой братик." Старая народная колыбельная, но это аранжировка. Она какая-то особенная, словно кто-то добавил в неё свою грусть.
- Очень трогательно. - Ирина вернула старику шкатулку. - Я подумаю, мне надо сравнить с другими вариантами.
- Заходите ещё, сударыня. - кивнул Исай Маркович и поставил шкатулку на место.
Ирина поблагодарила и неторопливо направилась к выходу. Она старалась не выдать своего волнения. Едва вышла на улицу, сразу передала Павлу название колыбельной через микрофон. Павел тут же вбил в поиск на ноутбуке.
- Да, есть такая французская народная песня. Таких много, и какая из них та самая?
- Там же есть гравировка. - напомнила Екатерина. - Вдруг это ключ?
Продолжение.
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9. Глава 10. Глава 11. Глава 12. Глава 13. Глава 14. Глава 15. Глава 16. Глава 17. Глава 18. Глава 19. Глава 20. Глава 21. Глава 22. Глава 23. Глава 24. Глава 25. Глава 26. Глава 27. Глава 28.