Найти в Дзене
Autospot

Почему ломается выжимной подшипник сцепления

Оглавление

Автоматическая коробка – это дорого и сложно? Некоторые так думают. Это так или нет? Не надо торопиться с выводами. Ручные коробки передач тоже не всегда отличаются безупречной надежностью. А вот среди АКПП встречаются настоящие “долгожители” – гидротрансформаторные коробки, которые способны прослужить долгие годы.

К тому же, современные механические коробки часто комплектуются двухмассовыми маховиками. Деталь дорогая и не самая надежная. Замена такого маховика может обойтись в сумму, сопоставимую с ремонтом старенькой автоматической коробки. И это еще не все! Забывать про сцепление тоже не стоит. Ведь и там есть чему сломаться. Речь о выжимном подшипнике.

Но для чего же он вообще нужен? Ответ элементарен – чтобы выжимать сцепление! Звучит просто, но давайте разберемся в принципе работы этого узла подробнее.

Немного про подшипник

Выжимной подшипник служит для работы сцепления.
Выжимной подшипник служит для работы сцепления.

Итак, в сцеплении есть два основных диска – ведущий и ведомый. Ведущий диск, который часто называют “корзиной”, жестко крепится к маховику двигателя. Ведомый диск, снабженный специальными фрикционными накладками, расположен на первичном валу коробки переключения передач. Когда сцепление включено, ведомый диск сильно прижимается к маховику нажимным диском. Благодаря этому происходит передача крутящего момента от двигателя на вал коробки.

Но что происходит, когда водителю нужно переключить передачу? В этом случае необходимо разорвать связь между двигателем и коробкой. Именно для этого и нужно выжать сцепление.

Выключение сцепления – это, по сути, разъединение ведущего и ведомого дисков. Как это происходит? Человек нажимает на педаль сцепления, и вилка начинает двигать выжимной подшипник по валу коробки. Привод вилки может быть тросовым или гидравлическим. У каждого из этих вариантов существуют плюсы и минусы.

Тросовый привод – это, пожалуй, самое простое и надежное решение. Однако в современных автомобилях все чаще используется гидравлический привод, который требует меньших усилий при нажатии на педаль. Существуют и комбинированные схемы, сочетающие в себе элементы тросового и гидравлического привода. А вот на грузовых автомобилях можно встретить еще более сложные системы, но в легковых авто они не применяются.

Вернемся к сцеплению легкового автомобиля. При нажатии на педаль выжимной подшипник скользит по валу коробки и упирается в лепестки диафрагменной пружины “корзины”. В результате этого ведомый диск отсоединяется от маховика, и прекращается передача крутящего момента. Все гениально и просто! Но, к сожалению, ничто не вечно под луной. Со временем сцепление изнашивается и требует замены.

Износ фрикционных накладок или поломка лепестков корзины – это довольно очевидные вещи. А вот к выжимному подшипнику часто возникают вопросы: дескать, что там вообще может сломаться? Однако не стоит забывать, что у каждого подшипника существует свой срок службы. И выжимной подшипник – не исключение.

Конструкция выжимного подшипника не отличается особой сложностью. Как и в любом другом подшипнике, здесь есть смазка, обойма и тела качения. Проблемы возникают, когда смазка теряет свои свойства, а детали изнашиваются. Особенность выжимного подшипника заключается в том, что он находится под нагрузкой только в момент выжимания сцепления. К этой нагрузке добавляются вибрации, перегрев и крутильные колебания.

От последних подшипник защищают специальные демпферные пружины, которые устанавливаются в ведомом диске. Их основная задача – гасить крутильные колебания коленчатого вала, передающиеся на коробку передач. На современных двигателях с небольшим весом эти колебания довольно сильные, поэтому без демпферных пружин езда была бы некомфортной.

Но больше всего выжимному подшипнику достается от неопытных водителей, которые имеют привычку подолгу держать ногу на педали сцепления. Тогда подшипник испытывает колоссальные нагрузки, что приводит к его преждевременному износу. Не стоит злоупотреблять полувыжатым сцеплением. Это ведет к перегреву и износу фрикционных накладок. В результате ресурс подшипника может сократиться в несколько раз.

Еще больше интересной информации про новые и подержанные автомобили вы найдете здесь

Как понять, что подшипник умирает

Важно понимать, в чем проблема – в подшипнике или в  коробке передач.
Важно понимать, в чем проблема – в подшипнике или в коробке передач.

Как же понять, что выжимной подшипник “при смерти”? И как не перепутать его поломку с неисправностью коробки передач?

Первым признаком неисправности выжимного подшипника является посторонний шум в районе КП. Это может быть гул, скрип, стук или визг. Чтобы точно определить источник шума, можно провести простой тест: нажать и отпустить педаль и внимательно прислушаться к звукам.

Дело в том, что при нажатой педали сцепления выжимной подшипник находится под нагрузкой, а коробка отсоединена от двигателя. Если шум усиливается при выжатом сцеплении, то проблема, скорее всего, в подшипнике. Если же шум пропадает или становится тише, то нужно искать неисправность в коробке передач.

Можно ли передвигаться с неисправным выжимным подшипником? Теоретически, да. Но нужно помнить, что он может выйти из строя в любой момент. Если подшипник немного “подвывает” в холода, то можно еще какое-то время поездить. Но если гудит при любой погоде, лучше не рисковать и как можно скорее обратиться в сервис.

Впрочем, даже если подшипник полностью выйдет из строя, автомобиль не обездвижится. Просто перестанет выключаться сцепление.

Многие водители знают, как ездить без сцепления. Конечно, это требует определенной сноровки. Но если вы застряли где-нибудь в глуши, то можно попробовать добраться до ближайшего сервиса, переключая передачи без выжима сцепления. Но лучше не доводить до такой ситуации и своевременно обслуживать свой автомобиль.

Замена выжимного подшипника – задача не из простых. Как минимум, вам понадобится смотровая яма или подъемник. К тому же, в некоторых автомобилях для замены подшипника необходимо снимать не только коробку передач, но и подрамник. Поэтому лучше обратиться к профессионалам.

Что менять – только подшипник или все сцепление? Тут все зависит от состояния диска и корзины. Если они сильно изношены, то лучше заменить все. В этом случае работа по замене сцепления обойдется вам значительно дешевле.

Однако нужно помнить, что комплект сцепления стоит недешево. Поэтому оцените состояние деталей и примите взвешенное решение. Менять все сразу не всегда обязательно. А вот что имеет смысл заменить, так это вилку сцепления. Ведь изношенный подшипник часто повреждает и ее.

При выборе нового подшипника внимательно осмотрите его. Сейчас на рынке много некачественных подделок. Подшипник должен легко вращаться, не заедать и не люфтить.

И последнее. Если вы столкнулись с проблемой выжимного подшипника, то, возможно, стоит пересмотреть свою манеру вождения. Постоянно держать ногу на педали сцепления – вредная привычка, которая приводит к быстрому износу деталей.

Еще больше полезной информации для автомобилистов на нашем сайте и в соцсетях

ТГ
ВК