Найти тему
АвиаОбоз

Внутри отвратительного соперничества мира частных самолетов

В феврале этого года Джона Мэтьюза, основателя компании AirX, занимающейся чартерными перелетами и перевозящей знаменитостей и руководителей по всему миру, встретил незнакомец, который вручил ему письмо. The Wall Street Journal о невидимой стороне жизни частной авиации

Слева - John Matthews, шеф AirX и Thomas Flohr, руководитель VistaJet. Иллюстрация: Emil Lendof
Слева - John Matthews, шеф AirX и Thomas Flohr, руководитель VistaJet. Иллюстрация: Emil Lendof

Это было от юриста гораздо более крупного конкурента его компании VistaJet. Просматривая его, Мэтьюз понял, что у них были его текстовые сообщения. Юрист писал Мэтьюзу: готовься ответить за них в суде.

В течение 11 месяцев Мэтьюз переписывался с несколькими своими самыми доверенными сотрудниками по поводу VistaJet и распространении негативной информации о компании.

VistaJet знала, что он задумал. В письме цитировались 139 страниц из его группового чата в WhatsApp. Это было не просто соперничество между конкурентами. Мэтьюз был одержим Томасом Флором, основателем VistaJet, уже около десяти лет.

Мэтьюз и сотрудники AirX обменивались электронными письмами, иногда анонимно, с поставщиками VistaJet, держателями облигаций, рейтинговыми компаниями, журналистами. Он и его сотрудники подняли вопросы о корпоративной структуре VistaJet. Они называли ее долг в $4,25 млрд. И показывали Флора как непорядочного и подлого.

Флор — автогонщик и бизнесмен, его основное место жительства — семиэтажный особняк в швейцарских Альпах. 64-летний спортсмен и предприниматель играет важную роль в частной авиации, в 2015 году его признали Живой легендой авиации. (Для сведения - основатель SpaceX Илон Маск удостоился той же награды в 2009 году.)

VistaJet в течение двух десятилетий позиционировала себя как оператора сверхроскошных частных самолетов, предлагая клиентам итальянские кожаные кресла в салоне, пижамы из хлопка с начесом, кашемировые носки и одеяла из шерсти детенышей альпак. Ее бортпроводники обучаются в школе подготовки дворецких British Butler Institute. Она предлагает блюда на борту, разработанные знаменитым шеф-поваром Nobu, а пассажиры могут раскошелиться на то, чтобы нанять актеров, которые будут развлекать их детей во время долгих перелетов.

Самолеты VistaJet перевозили таких людей, как Клаудия Шиффер, Брэд Питт, Джордж Клуни, DJ Khaled и звезд спорта, таких как Новак Джокович и гонщик Формулы-1 Чарльз Леклерк. Барак Обама был сфотографирован выходящим из самолета VistaJet во время частной поездки в Кению, в то время как Джулиан Ассанж вылетел на самолете VistaJet обратно в родную Австралию в июне после того, как сделка о признании вины позволила ему выйти на свободу из лондонской тюрьмы.

Компания VistaJet располагает более чем 350 самолетами, уступая по величине только NetJets компании Berkshire Hathaway и затмевая не только 17 самолетов AirX, но и большинство других игроков.

Мэтьюз рассказал, что, прочитав письмо от адвокатов, он достал свой телефон, открыл групповой чат и быстро набрал текстовое сообщение: «Кажется, в Vista есть мои сообщения в WhatsApp. Кто-нибудь делился групповыми сообщениями?»

Только один член группы — глава отдела коммуникаций AirX — не ответил, сказал Джон Мэтьюз. После чего этот сотрудник попросил отпуск, а через несколько недель он уволился. (Он отказался от комментариев.)

Фото: Luke MacGregor/Bloomberg News
Фото: Luke MacGregor/Bloomberg News

В апреле Мэтьюз, его сотрудники и его компания были названы в иске, обвиняющем их в «злонамеренном и вопиющем поведении», направленном на нанесение вреда бизнесу VistaJet и очернение репутации компании. Иск VistaJet, поданный на Мальте, где базируется AirX, требует возмещения ущерба в размере $422 млн, ссылаясь на распечатки из WhatsApp в качестве основного доказательства.

В письме, которое Флор отправил компаньонам VistaJet в том же месяце, он рассказал о «злонамеренных искажениях» со стороны недоброжелателей. «В течение почти двух лет группа лиц, стремящихся нанести ущерб нашему бизнесу, распространяла ложные слухи».

AirX не оспаривала существование группы в WhatsApp и не отрицала действий, описанных в сообщениях. (Двое репортеров Wall Street Journal, включая автора этой статьи, были среди журналистов, упомянутых в чате.) В своем ответе на иск компания заявила, что иск VistaJet пытается «заткнуть рот и выкрутить руки» Мэтьюзу и его сотрудникам, и высмеяла предъявленную сумму ущерба, назвав ее «фантастической».

Мэтьюз утверждает, что не сделал ничего плохого.

«Со стороны конкурентов не только разумно, но и ответственно давать оценку конкурентам», — написал Мэтьюз в электронном письме на этой неделе. Если VistaJet намеревалась заткнуть рот Мэтьюзу, то это не сработало. Он перешел от скрытых нападок на своего конкурента к публичному высмеиванию и открытым вызовам Флору в социальных сетях.

В одном из видеороликов, опубликованном в июле под заголовком «Сопротивление наносит ответный удар», Мэтьюз описывает противостояние между AirX и VistaJet так, как будто это последний выпуск «Звездных войн».

«Я вас не боюсь, я никогда не чувствовал себя таким уверенным как сейчас», — написал он в мае в открытом письме Флору под названием «Вызов принят?», которое он опубликовал на LinkedIn после того, как VistaJet подала иск.

Клиентура класса А

Томас Флор основал VistaJet в 2004 году с одним самолетом. Компания, которая сейчас базируется в Дубае, позиционирует себя как сервис рейсов по подписке. Обычно она использует более крупные самолеты, купленные совершенно новыми, по более длинным международным маршрутам, чем многие ее конкуренты, включая AirX. Согласно финансовому отчету за тот год, в 2022 году она взимала в среднем $17,7 тыс. за час полета. Компания не раскрывала публично самый последний годовой отчет.

Флор, выросший в немецкой деревне, где его отец был учителем средней школы, теперь вращается в тех же кругах, что и его богатые клиенты. На 18-летие своей дочери Нины он устроил вечеринку на 300 гостей, которая включала историческую реконструкцию построения Советской власти. Были наняты актеры, которые были одеты как большевики и красноармейцы на лошадях. А в 2021 году его дочь вышла замуж за датского принца, который является крестником покойной принцессы Дианы.

Его недвижимость площадью 35 тыс. кв. футов в Альпах включает в себя кинотеатр, корт для сквоша, боулинг, пиццерию, спа-салон и стол из розового дерева, который использовался в фильме о Джеймсе Бонде «Из России с любовью».

«Я пришел из ниоткуда», — сказал Флор во время экскурсии по своему дому в 2015 году для журнала T, приложения The New York Times. «Когда-то я мечтал о доме, в котором будут жить поколения моей семьи, и я думаю, что мне это удалось».

Бизнес Мэтьюса также начинался с малого. Джону Мэтьюсу, 43 года, в 2011 году взял на себя управление терпящей крах компанией AirX, занимающейся чартерными пассажирскими перевозками, и взял кредит, чтобы начать ее восстановление. Он говорит, что его проблемы с VistaJet началась вскоре после этого. Мэтьюсу было трудно конкурировать с ценами более крупной компании. Поэтому, по его словам, он решил лучше понять ее бизнес-модель.

Thomas Flohr и Steven A. Ridolfi, шеф Bombardier Business Aircraft
Thomas Flohr и Steven A. Ridolfi, шеф Bombardier Business Aircraft

AirX получает большую часть дохода от продажи одинарных чартерных рейсов и стремится предложить достойные конфиденциальность и комфорт, но не предлагает те же ультрароскошные условия, что и ее конкурент. В отличие от флота VistaJet, 17 самолетов Джона Мэтьюса часто старше 20 лет, обновлены новой покраской и новыми интерьерами.

Когда VistaJet опубликовала свой первый проспект облигаций около десяти лет назад, Мэтьюз просмотрел объемный документ. Он нашел раздел, в котором VistaJet описывала, как компания обычно покупает самолеты у Bombardier через отдельную организацию, принадлежащую Флору, представляя руководителя как посредника в сделках. Мэтьюз сказал, что это создавало впечатление, будто Флор был заинтересован в развитии VistaJet, даже если бы это накладывало на компанию дополнительное финансовое бремя.

VistaJet сама отметила этот риск в своих последних отчетах, но описывает сделки как организованные на рыночных условиях. VistaJet показала пример, когда она должна была заплатить Флору комиссию в размере $1 млн за некоторые самолеты, которые решила купить.

Неясно, насколько выгодной оказалась эта сделка для Флора, но VistaJet раскрыла в своем финансовом отчете за 2022 год, что на конец 2022 года она была должна Флору $81 млн, большая часть которой была связана с закупками самолетов.

Флор громко отверг обвинения, что он делает что-то неправильно. Сделки, связанные с недавним приобретением самолетов, сказал он в своем апрельском письме, были проведены по рыночной стоимости и одобрены советом компании. Флор также сказал, что никогда не получал зарплату или дивиденды от VistaJet.

Специалисты по корпоративному управлению говорят, что эта структура необычна, но правила, касающиеся подобных сделок, не являются четкими.

«Это любопытно, это очень удобно. Это даже как-то умно», — сказал Роб Бриттон, бывший руководитель American Airlines и профессор бизнес-школы Джорджтаунского университета.

Конечно, добавил Бриттон, у VistaJet всего два акционера — Флор и инвестор Rhône Capital, и компания не допустила дефолта по каким-либо облигационным платежам, поэтому неясно, пострадали ли какие-либо инвесторы от этой договоренности. Представитель Rhône, нью-йоркского фонда прямых инвестиций, отказался от комментариев.

Джулиан Ассанж выходит из самолета VistaJet
Джулиан Ассанж выходит из самолета VistaJet

Аудитор VistaJet - Ernst & Young - в прошлом году написал в своем отчете, что «существует неопределенность, которая может вызвать сомнения в способности группы продолжать свою деятельность», отметив, что на конец 2022 года ее текущие обязательства превысили ее текущие активы на $1,46 млрд. Чистый долг Vista более чем удвоился в 2022 году, с $1,97 млрд до $4,25 млрд.

В начале этого года ее долг торговался по ценам, которые указывали на то, что держатели облигаций обеспокоены дефолтом, при этом один выпуск упал примерно до 65 центов за доллар в январе. По данным MarketAxess, в среду эта же облигация торговалась примерно по 86 центов за доллар.

С тех пор компания сменила аудитора на PricewaterhouseCoopers.

Компания использовала заемные средства, чтобы добавить более 100 самолетов в 2022 году, некоторые из них путем покупки более мелких конкурентов, и для переоборудования самолетов в соответствии с высокими стандартами VistaJet, написал Флор в своем письме. После предупреждения о непрерывности деятельности от Ernst & Young «мы добились значительного прогресса в наших финансовых, торговых и операционных стратегиях», — написал он. Новый аудит в апреле не содержал никаких предупреждений о непрерывности деятельности, сказал он, добавив, что ожидает, что VistaJet «существенно снизит задолженность» в этом году.

Ernst & Young и PricewaterhouseCoopers отказались от комментариев.

Борьба обостряется

В сентябре 2021 года компания Джона Мэтьюза столкнулась с кризисом, который грозил поставить ее на колени. Мэтьюз получил уведомление о том, что канадский поставщик самолетов Avmax расторг договоры аренды восьми самолетов и потребовал приостановить полеты самолетов уже на следующий день.

«Я не мог понять, что, черт возьми, происходит», — сказал Мэтьюз. Он поспешил в суд в Альберте, где базируется Avmax, и добился судебного запрета, чтобы остановить арест.

В более позднем юридическом заявлении в Альберте Мэтьюз заявил в заявлении под присягой, что впоследствии узнал, что Avmax наняла кого-то другого для аренды самолетов по более высокой цене. В заявлении обвиняется тогдашний директор Avmax в недобросовестных действиях, когда он принимал депозиты за арендуемые самолеты AirX и совершал «неправомерные действия», которые мешали бизнесу AirX.

Avmax и бывший директор отказались от комментариев.

По его словам, эпизод в Альберте подтолкнул Мэтьюза к созданию группы в WhatsApp. В качестве изображения на профиле он выбрал фотографию осужденного финансового мошенника Берни Мейдоффа и добавил некоторых из своих ближайших доверенных людей.

В течение следующих 11 месяцев, согласно судебным документам, Мэтьюз и его коллеги использовали чат для обсуждения корпоративной структуры и задолженности VistaJet. Группа обсуждала разговоры с поставщиками VistaJet, использование анонимных учетных записей электронной почты для распространения документов и разговоры с журналистами.

Группа неоднократно обсуждала, как проблемы VistaJet могут принести пользу AirX, в том числе дав возможность повысить собственные тарифы на перелеты и договориться о более высокой оценке с потенциальными инвесторами.

VistaJet заявила в своем заявлении на Мальте, что усилия AirX привели к ряду негативных сообщений в СМИ, что побудило клиентов просить вернуть свои депозиты и затруднило получение нового финансирования. Поставщики также наложили на VistaJet кредитные лимиты, а ее руководители «серьезно пострадали» от постоянных запросов журналистов и заинтересованных сторон.

«Даже если они, скорее всего, заявят, что распространяют такую ​​информацию ради общего блага, на самом деле истинные намерения ответчиков заключаются только в получении финансовой выгоды», — говорится в иске VistaJet.

Мэтьюз признает, что его мотивация продолжать кампанию против Флора носит как финансовый, так и личный характер, хотя эти двое мужчин никогда не встречались. «У меня есть абсолютный корыстный интерес в моей одержимости им», — сказал Мэтьюз. «Но я надеюсь, что это не делает меня неправым».

Источник: The Wall Street Journal

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале