Авиакомпания Ethiopian Airlines, похоже, предвидела смертельную ситуацию, с которой столкнутся ее пилоты в случае сбоя некорректного программного обеспечения в B737 Max. Boeing предпочел не предоставлять рекомендации, которых добивался перевозчик. Расследование The New York Times
В конце 2018 года шеф-пилот Ethiopian Airlines отправил срочное сообщение производителю авиалайнера В737 Max.
Всего месяц назад В737 Max авиакомпании Lion Air из Индонезии упал в море, в результате чего погибли все пассажиры и экипаж. Причиной, по-видимому, стала проблема с системой управления полётом.
Эфиопский авиаперевозчик также использовал В737 Max, и главный пилот запросил у компании Boeing дополнительную информацию о порядке действий в чрезвычайных ситуациях на случай, если повторится та же проблема, которая привела к крушению рейса Lion Air. В то время Boeing проводил подробные инструктажи для пилотов в США, которые задавали те же вопросы о том, как действовать в случае ЧС.
Но Boeing предпочёл не отвечать на вопросы эфиопского пилота, а лишь сослался на документ, который он уже публиковал после крушения Lion Air. В своём ответе производитель заявил, что ему запрещено предоставлять дополнительную информацию, поскольку он оказывает техническую поддержку индонезийским властям, расследующим это происшествие.
Вместо этого Boeing кратко изложил содержание документа от 6 ноября 2018 года и названного «Бюллетень по эксплуатации», согласно переписке между главным пилотом и авиастроителем, опубликованной после того, как The New York Times подала в суд, чтобы рассекретить документы по связанному с этим уголовному делу.
Через три месяца после запроса Ethiopian Airlines один из B737 Max врезался в землю после взлета из Аддис-Абебы, столицы Эфиопии, в результате чего погибли все 157 человек, находившихся на борту. Основной причиной была признана та же самая неисправная система управления полетом, которая привела к крушению Lion Air, сбою, поставившему пилотов Ethiopian Airlines перед теми же самыми решениями относительно того, как реагировать, о которых шеф-пилот спрашивал месяцами ранее.
Хотя неясно, могли ли пилоты Ethiopian Airlines избежать крушения, если бы компания Boeing предоставила более подробный ответ, эксперты в области авиации заявили, что отсутствие дополнительной информации, скорее всего, привело к тому, что пилоты не смогли вывести самолёт из смертельного пике после сбоя в системе управления полётом.
«Кто знает, что они сделали бы с этой информацией, но её отсутствие решило дело», — сказал Деннис Таджер, представитель Ассоциации пилотов Allied, которая представляет интересы пилотов American Airlines.
«Любая информация, предоставленная эфиопским пилотам, как та, что была у нас, могла бы сыграть решающую роль в спасении жизней», — сказал Деннис Таджер, который также является пилотом и летает на В737 Max и других моделях В737.
После крушения самолёта Lion Air руководство Boeing обратилось к американским пилотам, чтобы проинформировать их о вопросах, которые не обсуждались с эфиопскими пилотами, в том числе о долгосрочных стратегиях повышения безопасности полётов. Запись этого брифинга опубликована.
Брифинг для американских пилотов включал подробное объяснение вышедшей из строя системы управления полётом, известной как MCAS. Руководители Boeing рассказали о её роли и о технических вопросах, важных для пилотов, в том числе о том, как система взаимодействует с данными об угле атаки, то есть о том, под каким углом ветер воздействует на крыло. Они стремились улучшить понимание пилотами работы системы и указать на её сложность.
Представители компании подчеркнули, что прилагают усилия для устранения того, что они называют недопониманием, связанным с MCAS. Они настаивают на обучении, которое выходило бы за рамки стандартного и было бы направлено на то, чтобы дать пилотам полное представление о работе системы и возможных сбоях.
Несмотря на ограничения, о которых производитель сообщил в ответе главному пилоту из Эфиопии, представители Boeing обсудили множество деталей крушения самолёта Lion Air.
Согласно переписке с Ethiopian Airlines примерно в то же время, шеф-пилот обратился за рекомендациями, аналогичными тем, которыми поделились на брифинге. Через несколько дней после участия в телеконференции, проведенной Boeing для всех пользователей В737 Max, пилот отправил письмо с вопросом, какие приоритеты следует выделить в случае многочисленных аварийных ситуаций, связанных с MCAS и данными об углах атаки. Подобные чрезвычайные ситуации могут ошеломить пилотов сигнальными огнями и, казалось бы, противоречивыми предупреждениями.
Деннис Таджер, присутствовавший на встрече Boeing с американскими пилотами и сам задавший несколько вопросов представителям производителя, сказал: «На нашей встрече с обсуждались те же вопросы, которые задавали эфиопские пилоты. Очевидно, что у них были те же вопросы, что и у нас, но они не получили ответов, которые получили мы от специалистов Boeing.
Электронные письма, полученные The New York Times, используются семьями жертв авиакатастрофы, чтобы оказать давление на Министерство юстиции и заставить его занять более жёсткую позицию в отношении производителя по вопросу его вины и убедить федерального судью не принимать соглашение о признании вины, достигнутое между компанией и прокуратурой. Эти письма подтверждают некоторые выводы, сделанные правительством Эфиопии по результатам расследования авиакатастрофы.
В отчете Эфиопии, опубликованном в конце 2022 года, было установлено, что, если бы Boeing предоставил пилотам Ethiopian Airlines больше информации о том, как реагировать в случае сбоя программного обеспечения, они, возможно, смогли бы восстановить контроль над самолетом.
Эфиопские следователи также получили доступ к переписке командира воздушного судна и компанией Boeing и включили их в свой отчёт. Но нежелание производителя предоставить авиакомпании более подробные инструкции в то время осталось практически незамеченным.
Министерство юстиции изучило роль Boeing в крушениях самолётов Lion Air и Ethiopian Airlines. Оно узнало об переписке до заключения сделки в 2021 году, которая позволила Boeing избежать уголовного преследования, сообщил источник, знакомый с расследованием.
Сделка 2021 года требовала от Boeing выплаты более $2,5 млрд для урегулирования уголовного дела о сговоре с целью обмана федерального правительства, в частности FAA. Условия сделки 2021 года также требовали от Boeing воздерживаться от любых неправомерных действий в течение трёх лет.
Письма, которые не были предоставлены следователям конгресса США и только привлекли внимание некоторых семей погибших в авиакатастрофе, теперь являются частью попытки семей заблокировать сделку о признании вины.
Семьи утверждают, что соглашения недостаточно для привлечения компании Boeing и ее руководителей к ответственности за авиакатастрофы или для решения того, что они считают глубоко укоренившимися проблемами в культуре и операционной деятельности производителя, которые подвергают риску авиапассажиров.
Министерство юстиции в пятницу выступит перед федеральным судьёй в Техасе в защиту предложенного им соглашения о признании вины компании Boeing. Судья намерен заслушать аргументы всех сторон, прежде чем принять решение о том, стоит ли идти на это соглашение.
Эта переписка резко контрастирует с первоначальными попытками Boeing предположить, что крушение в Эфиопии отчасти стало результатом ошибки пилота.
«Мы никогда не забудем людей, погибших на этих рейсах — говорится в заявлении Boeing в ответ на вопросы об электронных письмах. — Их память и тяжёлые уроки, которые мы извлекли из этих происшествий, побуждают нас каждый день исполнять свой долг перед всеми, кто зависит от безопасности и качества нашей продукции. Boeing полностью и открыто сотрудничал со всеми расследованиями происшествий».
Эфиопские власти не ответили на запрос о комментариях.
Boeing сталкивается и с другими федеральными расследованиями проблем безопасности после инцидента, произошедшего 5 января, когда во время полета В737 Max 9 авиакомпании Alaska Airlines оторвалась дверная заглушка. Министерство юстиции, FAA и Национальный совет по безопасности на транспорте начали расследование инцидента.
Ранее в этом году Министерство юстиции обнаружило, что Boeing нарушил соглашение 2021 года, достигнутое после авиакатастрофы В737Max, заявив, что производитель не смог создать и поддерживать программу для выявления и предотвращения нарушений законов США о борьбе с мошенничеством.
В результате Министерство юстиции восстановило уголовное обвинение в сговоре с целью обмана федеральных властей. Министерство и Boeing в конечном итоге достигли предлагаемого соглашения, по которому компания могла признать себя виновной по обвинению в заговоре и избежать публичного судебного разбирательства.
Семьи обратились к федеральному судье, который должен решить, одобрять ли пересмотренную сделку о признании вины, с просьбой рассмотреть доказательства, включая вопросы, которые Ethiopian Airlines задала Boeing перед крушением.
“Возмутительно, что Boeing отказался отвечать на прямые вопросы пилотов Ethiopian airlines”, - сказал Пол Касселл, юрист, представляющий семьи жертв авиакатастроф. “Это была жизненно важная, которая спасла бы 157 жизней. Boeing поставил продолжение своего заговора по сокрытию информации выше безопасности пассажиров, в результате чего погибли все находившиеся на борту ”.
Оглядываясь назад, можно сказать, что вопросы, заданные Ethiopian airlines, были пророческими.
Во время того злополучного эфиопского рейса пилоты, по-видимому, столкнулись с теми же проблемами, по поводу которых позже запросили разъяснения. Например, первая волна предупреждений не была устранена к тому времени, когда начал появилась новая, когда сработала система MCAS. Это привело к спорам о том, могли ли пилоты разобраться в этой путанице и спасти самолёт, если бы им дали более чёткие инструкции о том, как действовать.
У командира были считанные минуты, чтобы отреагировать, когда MCAS ошибочно наклонила нос самолета вниз после взлета, пилоты не смогли достаточно быстро отключить систему, и самолет врезался в землю.
Отказываясь отвечать на некоторые конкретные вопросы старшего пилота Ethiopian airlines, Boeing сослался на положение, известное как Приложение 13, которое регулирует расследования авиакатастроф и было разработано ИКАО, учреждением ООН.
Основная цель этого положения - предоставить информацию о безопасности полетов и данные, которые помогут избежать аварий в будущем. Оно ясно показывает, что расследование не должно быть направлено на выяснение, кто виноват.
Ноуз Коннолли Райан, которая живёт в Ирландии со своими двумя маленькими детьми, потеряла мужа Мика Райана в авиакатастрофе в Эфиопии. Она входит в число тех, кто выступает за отмену соглашения о признании вины, достигнутого между Boeing и Министерством юстиции.
Ноуз Райан раскритиковала компанию Boeing за сокрытие информации о безопасности от авиакомпаний, назвав это преступлением и предположив, что это могло предотвратить авиакатастрофу в Эфиопии. Она заявила, что Boeing не имел права использовать расследование в качестве оправдания за то, что не поделился информацией, которую она назвала критически важной.
Райан сказала, что не знает, почему Министерство юстиции не изучило этот вопрос глубже.
Эрин Эпплбаум, адвокат, представляющая интересы 34 семей, потерявших близких в результате крушения самолёта авиакомпании Ethiopian Airlines, сказала, что семьи хотят от Boeing ответственности, а не денег.
“Они хотят, чтобы люди знали, что произошло между этими двумя авиакатастрофами, что знали руководители и когда они это узнали”, - сказала она. “Могли ли они предотвратить вторую авиакатастрофу, намеренно ли они решили не предпринимать никаких действий, и в результате погибли 346 человек?”
“Единственный способ добиться полной правды - это публичный судебный процесс”, - добавила она. “Это единственный удовлетворительный исход для семей: руководители Boeing предстают перед судом и несут ответственность за то, что они сделали”.
Источник: The New York Times
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале