Мрачное небо над Гуанчжоу хлещет дождем по тесному двухместному самолету. На высоте 30 метров над землей 16 маленьких электрических роторов борются с ветром. Внизу - темные водные пути и суровые промышленные застройки. Внутри крошечного самолета только один человек — журналист Bloomberg News — и он не пилот.
Этот испытательный полет в Китае в прошлом месяце был не воображаемым кошмаром, а волнующей реальностью. Летающий автомобиль, похожий на пузырь изготовлен компанией EHang Holdings и в этом году, возможно, станет первым в мире беспилотным коммерческим летающим такси.
Достижения китайской компании дают ей право хвастаться лидерством в гонке за прорыв следующего рубежа в воздушном сообщении. Некогда вымышленное будущее электрических летающих автомобилей, долгое время являвшееся голливудской фантазией, в каком-то смысле уже наступило.
В Нью-Йорке компании Joby Aviation и Archer Aviation планируют доставлять людей из центра Манхэттена в аэропорты города за несколько минут — примерно столько же времени требуется, чтобы пройти два квартала. Обе компании планируют коммерческие полеты с пилотом на Ближнем Востоке уже в следующем году. Еще более радикальны планы компании Wisk, принадлежащей Boeing, которая хочет запустить воздушные такси с четырьмя пассажирами – без пилота – до конца десятилетия.
По оценкам Morgan Stanley, к 2040 году потенциальный рынок для таких рейсов следующего поколения может составить $1 трлн. Если этот прогноз близок к реальности, то не более чем через десять лет мир будет тратить больше на поездки на летающих автомобилях, перевозящих людей и товары (многие из которых не имеют пилота), чем сейчас на обычные авиаперелеты.
Конкуренция за возможность освоить эти будущие потоки доходов неизбежно привлекла основных производителей авиации, включая Boeing. Но эта сфера также привлекают стартапы и известные имена с небольшим опытом в авиации.
Hyundai Motor, Toyota Motor, Stellantis NV и даже китайский технологический гигант Tencent Holdings - все они вложили деньги, производственные мощности или ноу-хау в развивающийся рынок, который в общих чертах называют продвинутой воздушной мобильностью.
Поскольку миллиарды долларов уже потрачены, возникают вопросы по поводу жизнеспособности сектора. Годы дешевых денег прошли, и даже самые известные производители летающих такси в Европе, такие как Lilium NV и Volocopter, временами боролись за финансирование.
В то же время неясно, захочет ли публика сесть на летательный аппарат, у которого нет пилота, даже если — и это остается большим «если» — регулирующие органы, такие как FAA - Федеральное управление гражданской авиации США, разрешат самолету летать.
Флоты такси следующего поколения уже готовятся к полету
Предложение поездок на летающих такси по цене такси Uber — кажущаяся невероятной цель многих производителей, включая Boeing Wisk — потребует производства электрических самолетов в беспрецедентных масштабах. По мнению Робина Риделя, партнера McKinsey & Co из Сан-Франциско, можно предположить, что многие компании, а возможно, даже большинство из них, не выживут.
"Некоторые потеряют много денег. Это точно, — сказал Ридель, соруководитель Центра мобильности будущего McKinsey. — Большинство из них не выживет".
Для некоторых электрические летающие такси являются экологически чистым решением проблемы пробок в мегаполисах. Неслучайно Сан-Паулу, один из самых сложных в этом отношении городов на планете, может похвастаться самым большим в мире парком вертолетов - 450.
Другие компании, такие как китайская EHang, надеются, что их дроны, перевозящие людей, также создадут новый рынок для доступного воздушного туризма в стране — за небольшую часть стоимости полета на вертолете.
Футуристические варианты этих самолетов демонстрируются на большом экране уже более 50 лет. AMC Matador с крыльями на крыше взлетел в воздух в фильме о Джеймсе Бонде 1974 года «Человек с золотым пистолетом».
В научно-фантастическом фильме 1982 года «Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли были показаны автомобили, которые могли все — мчаться по дорогам и, если нужно, летать.
Сегодня существуют десятки компаний, производящих eVTOL - электрические самолеты с вертикальным взлетом и посадкой. Часто оснащенные небольшими несущими винтами, которые позволяют самолету парить, как пчела, или летать, как самолет, eVTOL с батарейным питанием в основном предназначены для коротких перелетов в городах и за их пределами. По крайней мере, поначалу они будут курсировать туда и обратно по строго контролируемым городским коридорам.
В функциональном плане самолет повторяет возможности подпрыгивающего самолета Harrier, военного штурмовика, который произвел революцию в вертикальном взлете и посадке в 1960-х годах.
Среди растущих рядов создателей eVTOL Boeing является одним из самых смелых. Его программа развития простирается более чем на 14,5 тыс. км от штаб-квартиры компании в Вирджинии до Австралии и подчеркивает, насколько далеко продвинулась отрасль за последние годы.
В один из ноябрьских дней 2022 года авиастроительная компания отправила 50 своих стажеров на неприметный склад на окраине Брисбена, чтобы посмотреть, как зарождается новое.
Внутри здания находилось будущее авиации: полусамолет-полувертолет, творение Франкенштейна было желтым, как нью-йоркское такси, и огрызалось 12 несущими винтами. Сидений было всего два — и ни одного для пилота. Недавно принятый на работу бывший офицер ВВС Новой Зеландии рассказал молодым людям, что однажды они с удивлением оглянутся назад, в эпоху, когда пассажирскими самолетами, что невероятно, управляли люди.
Менее чем через два года, используя преемника этого экспериментального самолета, компания Boeing Wisk попробует стать первым оператором беспилотных пассажирских такси, сертифицированным FAA, которое до сих пор является самым важным авиационным регулятором в мире.
В условиях собственного кризиса Boeing продолжает перенаправлять ресурсы и инженеров на Wisk. Один из ведущих мировых производителей самолетов тратит немалые деньги во время спада, а регулирующие органы внимательно изучают качество его производства. В отличие от Joby или Archer, первые коммерческие сервисы Wisk будут полностью автономными, даже если их запуск займет больше времени.
Кэтрин Макгоуэн, бывшая новозеландская военнослужащая, а теперь вице-президент Wisk по воздушным операциям, утверждает, что создание воздушного такси без пилотов является ключом к тому, чтобы сделать их финансово жизнеспособными. Wisk не придется беспокоиться о наборе летного экипажа, которого почти всегда не хватает, а места в самолете займут только платежеспособные пассажиры. «Автономия поддерживает масштаб, и автономия делает это доступным», — сказала она.
Но сама идея коммерческих рейсов без экипажа на борту вызывает особое внимание. Прежде чем Wisk сможет запуститься по-настоящему, FAA должно будет одобрить самолет, каждую процедуру полета и все возможные чрезвычайные ситуации. Процесс сертификации будет охватывать такие сценарии, как отключение электроэнергии, столкновение с птицей или потеря связи самолета с землей.
Наиболее важными свойствами самолета должны стать возможности обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе. «Люди захотят знать, если произойдет что-то неожиданное, как отреагирует самолет?» - сказала Макгоуэн.
Сама машина в конечном итоге окажется в руках руководителя полета на земле. По словам Макгоуэн, наполовину пилот, наполовину авиадиспетчер, этот человек сможет контролировать несколько рейсов Wisk одновременно. «Мы не убираем людей из авиации, мы меняем их роль», — сказала она.
Однако не все убеждены в жизнеспособности концепции автономного полета.
Роберт Джослин, ветеран Корпуса морской пехоты США, ,бывший летчик-испытатель FAA и пилот вертолетов президента Джорджа Буша-старшего, сказал, что невозможно разработать автоматизированный ответ на любую ситуацию в воздухе.
Достаточно просто заранее запрограммировать самолет на отключение негерметичной гидравлики, но все усложнится, когда беспилотный аппарат столкнется с проблемой, требующей человеческого решения.
Окончание следует...
Источник: Bloomberg
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале