С самого начала нашего проекта мы поддерживаем локальных производителей, которые стремятся создавать качественные продукты, и критикуем их, когда есть за что.
Но обращаем внимание на большое количество негативных комментариев в адрес российского виски. Только увидев анонс, многие начинают сравнивать его с импортными напитками и пишут, что качество должно быть значительно выше импорта, а цена — ну чуть дороже чем у водки. В противном случае потребители однозначно предпочтут импортные напитки.
Почему так происходит?
В конце 90-х и начале 2000-х международные компании активно «осваивали» российский алкогольный рынок, тратя огромные деньги на агрессивный маркетинг. Это создало впечатление, что настоящий виски бывает только шотландским, ирландским или американским (бурбон), а остальное — вовсе и не виски. В то время российских продуктов и в проектах не было, так и сложилось мнение, что виски — это престижно, а лучший виски — это импортный.
Только после 2014 года, когда был разработан первый ГОСТ, начались попытки производства российского виски. Первоначально это был зерновой виски, перегнанный в колонне, иногда — с выдержкой в бочках. Постепенно спрос на местное производство начал расти, появились первые марки виски, которые разливали из шотландского сырья. Эти продукты предлагались в сегменте до 1000 рублей за 0,7л. и были успешны, так как и иностранные поставщики сами стали разливать свои марки виски в России. А уже следом, начали появляться марки «российского виски» с английскими названиями, трех, пяти, а то и семилетней выдержки, которые быстро заполнили полки магазинов в бюджетном сегменте. И вот тут у многих любителей виски вопрос – действительно ли компании были столь дальновидны, что во время тотального господства импорта они заложили свой виски в огромном количестве на выдержку, что сегодня спокойно обеспечивают рост продаж в сотни процентов? Или просто используют ситуацию и покупают сырье с быстрой выдержкой на щепке и при минимуме вложений получают максимальную отдачу, стремительный рост и лидерство на рынке. А что с качеством? А это никого не волнует, главное, чтобы стоило не дорого, и голова утром не болела.
В итоге, именно такие продукты и сформировали мнение многих любителей виски, воспитанных на импортных напитках, что «российский виски» — это откровенный шмурдяк, который не может стоить дорого, и брать его совсем не надо.
Крупные сети не видят выгоды от продвижения российских марок: они предпочитают продавать уже известные бренды с минимальными усилиями. Поэтому на полках федеральных сетей часто встречаются «виски», являющиеся лишь имитацией напитка. Но зато в нужных им объемах и по приемлемой цене.
Тем временем производители, вложившиеся в полный цикл производства солодового виски в России, получают сегодня в основном только критику даже толком и не выпустив еще продукцию. Да, их виски сегодня не в состоянии конкурировать с шотландскими по цене и выдержке, и это вызывает сомнения у потребителей, а зачем их покупать, если есть импортные напитки?
Мы уже подчеркивали, что производители, выбравшие классический путь производства виски с выдержкой в бочках сегодня больше мечтатели, чем прагматики. Их вложения начнут приносить плоды очень нескоро.
Таким образом, возникает вопрос: для кого и зачем делать качественный российский виски? Любители шотландского вряд ли его сейчас будут покупать, ведь производители не смогут в короткие сроки обеспечить и нужный объем и дать хорошую цену. Тем же, кто ищет низкие цены, такой продукт тоже не будет интересен.
Стоит ли тратиться сегодня на производство, бочки, персонал и выдержку?
Неужели правы те, кто считает, что для России вполне достаточно имеющихся недорогих вариантов с ускоренной выдержкой на клёпке?
P.S. Продолжение последует…