Найти в Дзене
Onlíner

Открыли в Минске необычную кофейню и столкнулись с большими трудностями. Честная история бизнеса

В декабре 2018 года Андрей, Елена и Дарья открыли семейный клуб — кофейню «Мамслет КЛУБ». Владельцы решили создать пространство, где мамы и папы смогут отдохнуть вместе с ребенком. Родителям предложили выпить кофе или съесть десерт, пока ребенок ползает по лабиринту или занят десятками игрушек. На тот момент, уверяют наши герои, заведений с такой концепцией в Минске не было, а теперь их десятки по всему городу. Как сохранить бизнес в условиях ковида и жесткой конкуренции и почему в итоге было решено его продать? Честно поговорили обо всем, что предприниматели пережили за последние шесть лет.

«Мне пришлось заложить машину»

Мы встречаемся с предпринимателями в семейном клубе-кафе. Андрей и Лена — семья, воспитывают сыновей, Даша — их близкая подруга. На фоне — двое детей, которые катают машинки и играют в большом домике.

Андрей, Елена и Дарья

— В 2018 году даже Google не знал понятие «семейный клуб — кофейня», — заверяет Дарья. — Лена с Андреем хотели кофейню, а я — семейный клуб. Мы решили объединить наши идеи.

Заниматься темой родительства Дарья и Елена начали десять лет назад. Сначала появилась идея организовать офлайн-встречу мам и детей. Для этого был выбран развлекательный центр в одном из минских ТЦ. Но мамам с совсем маленькими детьми, говорит Дарья, было не очень комфортно: во-первых, расслабиться не получалось, ведь нужно было всегда следить за играми, а во-вторых, ребенок в год-два-три — это много шума, который может мешать гостям.

-2

— Я знала, что в нулевые и десятые был тренд на отделение мамы от ребенка, — говорит Елена. — Ведь в декрете мама устает, выгорает, ей нужно дать передышку. Были популярны садики, куда детей забирали уже в год. Мы же считали, что это неправильно: отдыхать маме и ребенку нужно вместе.

Плюс по профессии я клинический психолог, работаю, кроме прочих, с детьми с аутизмом и другими нарушениями развития — такой ребенок без родителя не останется. А у мамы будет повышенная тревожность: кто сможет найти подход к ее ребенку, как он будет вести себя без нее? Поэтому мы решили создать пространство, где они смогут отдыхать вместе.

-3

Дальше предстояло найти подходящее помещение. Нужен был опен-спейс, который полностью просматривается из любой точки зала. Искали, говорят предприниматели, долго. А потом подвернулось объявление о сдаче бывшего ночного клуба.

— Мы с Леной приехали, посмотрели. Позвонили мужьям и сказали, что переделывать нужно совсем немного: всего-то черные стены перекрасить в белые. Помню, как мы вышли из здания, сели на бордюр и даже не понимали, во что ввязываемся! Но нам очень хотелось сделать что-то новое, чего раньше не было.

-4

Следующий шаг — прикинуть, сколько денег понадобится на ремонт и закупку всего необходимого в клуб, куда будут приходить целыми семьями. Благодаря советам знакомых будущие партнеры набросали идеи по детским развлечениям (домики, горки, лабиринты) и зоне, где расположилась барная стойка.

— У нас были накопления, но мы подали заявку на кредит. Ее рассматривали долго, поэтому мне пришлось заложить машину. Еще на этапе подачи документов мне сказали, что кредитный комитет, скорее всего, нам откажет. Ведь таких заведений нет, и никто не знал, сработает ли наша идея.

-5

— Кредит нам все же одобрили. На тот момент у нас было около $30 тыс. Думаю, что порог входа в этот бизнес сейчас — около $20 тыс. — это если делать все своими силами. Если дизайнерский или эксклюзивный вариант — от $30 тыс., — рассуждает Андрей.

«Через год нам позвонили и сказали о сносе здания»

Забегая вперед, отметим: у Андрея, Лены и Даши по-прежнему есть основная работа. Поэтому ремонтом будущего семейного клуба — кофейни приходилось заниматься по вечерам или в выходные. Наконец, «Мамслет КЛУБ» открылся в декабре 2018 года.

-6

Работало все так: за фиксированную плату за час (или безлимит на день) родитель и ребенок получали доступ к игрушкам, лабиринтам, горкам и прочим развлечениям. При этом мамы и папы могли отпустить малыша поиграть, а сами присесть за столик и выпить чашку кофе. Все пространство хорошо просматривалось, поэтому дети без родительского присмотра не оставались.

-7

— На старте час посещения нашего клуба стоил 7 рублей для ребенка старше года, младше — 5 рублей. По части ценообразования мы в первую очередь полагались на свой материнский опыт. Допустим, я мама с ребенком, мой основной источник дохода — пособие. Могу ли я позволить себе сходить в кафе? Так мы пришли, например, к нашей знаменитой банке с сушками: если у мамы не будет 3 рублей на кофе, мы всегда поставим стаканчик с водой, а ребенку дадим бесплатно печенье или сушку.

-8

Гостей в клубе-кофейне было много буквально со старта. Дарья говорит, что вкладываться в продвижение и раскрутку места практически не пришлось: отлично справлялось сарафанное радио среди родителей.

— Потом гости начали спрашивать, можно ли у нас отметить детский день рождения. И мы создали такие условия, в которых родители смогут отдохнуть на детском празднике. Так что запись на пятницу, субботу и воскресенье быстро заполнилась на полгода вперед: в эти дни в свободном доступе к нам было не попасть. Праздников было по три в день!

-9

Казалось, что дело идет в гору. Бизнес работал стабильно, прибыль герои не называют космической, но хватало на содержание своего дела и комфортную жизнь. Однако спустя год после открытия Андрею звонит собственник помещения и сообщает: на территории будет строиться новый жилой квартал. Владелец достиг договоренностей с застройщиками — здание, где был и «Мамслет КЛУБ», снесут.

— Нам сказали, что в течение двух недель мы должны съехать. А у нас обязательства перед гостями расписаны на полгода вперед! Плюс впереди новогодние праздники. Мы связались с собственником и договорились, что он попросит у застройщика месяц отсрочки, и нам пошли навстречу. Но оставался вопрос с коммуникациями: их могли отключить в любой момент. Поэтому Даша и Лена пошли в администрацию Центрального района, удалось обо всем договориться. Нам дали возможность доработать до конца года.

-10

Отказываться от бизнеса партнеры не хотели, поэтому начали искать новое помещение. Дарья вспоминает, что приходилось делать по 300 звонков в день, но подходящие варианты не находились. В какой-то момент даже появилась мысль попрощаться с гостями и закрыть историю клуба-кофейни.

— Тут Андрей звонит Лене: он нашел сразу два подходящих помещения в «Маяке Минска»! Мы приехали и увидели просто бетонную коробку. Когда ты сделал ремонт и успел насмотреться на красиво-зефирный интерьер, это воспринималось как катастрофа! Нужны были и коммуникации, и разработка нового игрового пространства, и снос стен — все с нуля.

-11

По словам героев, переоткрытие семейного клуба потянуло на плюс-минус $10 тыс. Часть суммы покрыли доходы с первого «Мамслета», но этих денег на все не хватало. Пришлось просить взаймы.

— На тот момент мы еще не выплатили первый кредит, так что мне было очень страшно: я постоянно говорила, что у меня заберут заложенную машину, — улыбается Лена.

-12

Новое пространство было даже больше по площади — 200 «квадратов», которые нужно было заполнить. Помимо лабиринтов и горок, закупались новые игрушки. Еще в первом клубе владельцы установили правило: если что-то ломается, то с родителей никаких компенсаций не требуют. «Игрушечную амортизацию» сразу включили в бизнес-план.

— Это была принципиальная позиция. Как и то, что для детей с инвалидностью (включая ментальные нарушения) вход в наш клуб всегда будет бесплатным, — поясняет Елена.

-13

«Все было хорошо, а потом случился ковид»

Ремонтные работы заняли два месяца, справляться старались своими силами. По словам Андрея, сроки открытия поджимали: во-первых, обязательства по кредиту, во-вторых, перенесенные в новое пространство детские праздники. В январе 2020 года команда выложила пост в Instagram: «Мы снова открыты, приходите».

— А потом начался ковид. В марте были первые звонки, но еще более-менее. В апреле бариста-администратор приходила на работу, а людей весь день нет — выручка ноль. При этом у нас оставались обязательства перед арендодателем, оплата «коммуналки», зарплата сотрудникам. Пришлось снова обращаться за кредитом: нужно было 11 000 рублей.

-14

Я подготовил документы за выходные, а в понедельник утром сообщают: кредиты общепиту не выдают. Пришлось искать другой вариант. Быстро зашел в приложение и оформил кредитную карту как физическое лицо — в течение часа все одобрили. Страшно в тот момент не было, оставалась вера, что все это ненадолго.

-15

Но ужиматься все же пришлось: партнеры приняли решение расстаться с наемными сотрудниками. Дарья с улыбкой вспоминает, как они с Еленой научились варить кофе и несколько месяцев посменно работали в клубе-кофейне. Дней, когда в кассу не прилетало и рубля, становилось все больше. Иногда все пространство на два-три часа арендовали две мамы: так их дети могли поиграть и побегать без людей вокруг. Но это, конечно, не спасало бизнес.

— Многие начали оказывать услуги дистанционно, мы же такое позволить себе не могли. Поэтому я предложил продавать бессрочные электронные сертификаты на празднование дней рождения и абонементы. Их было куплено больше сотни! Некоторые до сих пор у нас лежат. Мы предлагали конвертировать их в посещения или использовать в другой форме. Некоторые гости отказывались, говорили, что в первую очередь хотели просто нас поддержать.

-16

Полностью ситуация стабилизировалась к концу 2020 года. Но появилось новое обстоятельство, которое серьезно подкосило бизнес: в Минске стали активно открываться аналогичные заведения.

«К нам обращались с запросом о франшизе и открытии бизнеса под ключ»

Елена говорит, что концепцию семейного клуба — кафе еще на старте пробовали зарегистрировать как интеллектуальную собственность, но тогда в этом было отказано.

— В 2020—2021 годах нам начали писать мамы и спрашивать, не мы ли открыли новое кафе. Так было еще с пятью проектами.

-17

— К нам обращались с запросами на франшизу или открытием под ключ. Еще приезжали мамы, просили бизнес-просчеты. Но мы думали, что если открывать что-то под нашим брендом, то должно быть так же, как у нас. И второй вопрос — контроль качества, коммуникации, отношения к гостям, — рассуждает Дарья. — Как-то мне позвонил мужчина и говорит: «Вот сижу в бане с женой, она хочет такое же мамское кафе открыть. Давай сделаем!»

-18

Тема конкуренции вызывает у героев много эмоций. Например, Андрей вспоминает, как к ним обратились с просьбой дать консультацию: как открыть такое место, где взять игрушки, откуда поставщики? Был выставлен определенный прайс за такую услугу, но платить за рекомендации и инсайты девушка не хотела. В итоге, по словам собеседников, она пришла в качестве гостя и спокойно сделала фото игрушек и интерьера.

-19

— У нас была гостья из небольшого города — приезжала к нам с подругами, отмечала дни рождения. В итоге они открыли свое заведение и даже дом скопировали один в один как у нас! Больше она никогда к нам не приезжала. Но, насколько я знаю, практически все аналогичные нашему заведения в маленьких городах закрылись.

-20

По словам героев, в 2022 году в Минске каждые пару месяцев открывалось новое семейное кафе. Сейчас таких плюс-минус 30. Наши герои считают, что хватило бы пяти-шести заведений такого формата на весь город.

— Пока в «Маяке» мы единственные. Возможно, дело в дорогой аренде.

-21

«Поняли, что так продолжаться больше не может»

В прошлом году появилось объявление о продаже клуба-кофейни. Собеседники объясняют такое решение несколькими причинами: снижение потока гостей из-за новых заведений, финансовые затраты на проект и банальная усталость.

Плюс у каждого оставалась основная работа: Дарья — тележурналист, Елена работает клиническим психологом и помогает детям с особенностями ментального здоровья, Андрей по образованию финансовый аналитик, работает в IT.

-22

— Мы поставили ряд условий для возможного покупателя: продолжение нашей истории и социальной политики. Ценник установили в размере, кажется, $100 тыс.: сюда входили кофейня, инстаграм-аккаунт, организация детских мероприятий, склад детских игрушек. Но все разговоры с покупателями заканчивались на этапе «Покажите мне выручку». Мы день в день снимали кассу и показывали все как есть. Люди хотят получать возврат от инвестиций и желательно в размере 70%. Но это не история про купить бизнес, который работает сам по себе, это дело, которым нужно заниматься.

-23

— Поняли, что продать кофейню площадью 200 «квадратов», которая не приносит ожидаемую прибыль, у нас не получится. Встал вопрос, что делать дальше. От продажи бизнеса мы в итоге отказались. При этом понимали: такого потока гостей больше не будет. Поэтому надо было либо открывать новые клубы-кофейни в районах, где их пока нет, либо переезжать, либо закрываться совсем. В какой-то момент осознали, что долги клуба удается гасить только с других наших проектов, а так больше продолжаться не может.

-24

Было решено пойти по четвертому пути: отказаться от половины помещения и остаться на прежнем месте. В январе в Instagram «Мамслет КЛУБ» появился пост о закрытии, но с анонсом ремонта.

— На тот момент у нас уже образовался большой долг по аренде — около 20 тыс. рублей. На моменте въезда мы внесли обеспечительный платеж, примерно равный этой сумме. Поэтому она всегда работала как подстраховка и критический знак того, что нужно что-то делать. Договорились обо всем с собственниками и своими руками восстановили стену, которую сами когда-то снесли. На ремонт ушло еще две-три недели.

-25

— Мы в очередной раз поверили в новый этап нашего дела, — уверена Дарья. — Этого решения требовал рынок.

В пространстве по-прежнему есть место для лабиринта с горкой, домика, игрушек, бассейна с шариками и четырех столиков для родителей. По словам Елены и Дарьи, гости остались довольны изменениями. При этом владельцы не отступили от своих правил (например, никаких телевизоров и громкой музыки: это может навредить психике ребенка).

-26

— Также мы установили комфортную стоимость на аренду для праздника: в будние дни — 100 рублей в час, в выходные — 130. Насколько мы знаем, это самые низкие цены за аналогичный метраж в городе.

Амбиций заработать на клубе состояние у владельцев нет. По словам Андрея, часть выручки покрывает все необходимые платежи и позволяет выплачивать зарплаты. То, что бизнес приносит сверх этого, вкладывается в развитие проекта — например, в закупку игрушек, которые ломаются со скоростью света.

-27

— Конечно, нам помогает то, что у нас, помимо бизнеса, есть успешные карьеры. Но даже если нам придется их бросить и встать за бар, то мы сможем заработать среднюю зарплату по стране.

«Масштабироваться мы по-прежнему не планируем»

С февраля этого года до лета бизнес, по словам собеседников, чувствовал себя хорошо. В жаркие месяцы года гостей предсказуемо становится меньше: многие выбирают варианты прогулок или поездок на те же дачи. А вот с наступлением прохладной осени и морозной зимы ожидается поток гостей.

-28

— Как будет дальше, покажет время, — с улыбкой говорит Елена. — Масштабироваться мы по-прежнему не планируем, как и открывать что-то в регионах.

Одной из причин, почему бизнес до сих пор работает, собеседники называют полное взаимное доверие. Несмотря на внешнюю «тряску» в виде ковида, конкуренции и прочих неприятных моментов, отношения не развалились.

-29

Мелкие конфликты, конечно, бывают — например, из-за споров, куда поставить кресло или какие игрушки закупить. А вот по поводу денег, уверяют собеседники, вопросов никогда не возникало.

— Есть решения в бизнесе, о которых вы пожалели за эти шесть лет?

— Когда мы переезжали в новое пространство, очень сильно ориентировались на масштаб. Наверное, стоило взять одно помещение. Но с таким количеством гостей тогда, в 2020-м, нам не хватало даже 200 «квадратов»…

-30

Я думаю, что в ковид стоило закрыться, условно говоря, на год, а затем открыться снова, — рассуждает Андрей. — Ведь нужно было платить и аренду, и коммунальные, при этом потока нет, так что пришлось искать деньги на выживание. Но тогда ведь никто не знал, как будет. Думали, еще неделю-две, и все будет как раньше. Вообще, на вопрос друзей, вписался ли бы я в это все снова, чаще отвечаю «нет». Но это точно была бы реализация еще какой-нибудь идеи.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

Еда
6,93 млн интересуются