Вышедшая накануне публикация РИА-Новости о том, что вода "... которая поступает в краны москвичей", соответствует "... всем требованиям и нормативам", была растиражирована очень многими, в том числе и столичными, Telegram-каналами. Огромное количество негативных комментариев и реакций на это сообщение заставляет нас внести ясность в ту путаницу, которая возникла в результате неоднозначного толкования основной темы сообщения уважаемого Информационного агентства.
Вначале оговоримся, что сотрудники нашего некоммерческого Фонда "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК" достаточно давно занимаются независимыми исследованиями качества воды в любом её виде (мы это называем контролем качества водных сред), их знания и опыт в гидрологии, химии и гидрохимии (да, есть такая область знаний!) подтверждены не только результатами организованных Фондом самостоятельных масштабных экспедиционных исследований, но и дипломами кандидатов наук, а аналитическая платформа для анализа параметров качества воды, созданная при участии специалистов Фонда, вполне успешно "импортозамещает" уже недоступные на открытом рынке средства автоматических измерений параметров качества воды.
В общем, мы - "в теме".
Теперь - по порядку и количеству "возражений" и "опровержений" фактов, изложенных в статье, поступавших из многочисленных комментариев к новости.
1. "Цифра в 2.4 миллиона проведенных анализов явно завышена"
Конечно же нет. Провести по 267 тыс. анализов в течение 9 месяцев, о которых говорится в статье, т.е. примерно 9 тысяч анализов в сутки (370 анализов в час) на всех гидротехнических сооружениях МВК АО "Мосводоканал" вполне реально, если принять во внимание, что в Москве - четыре станции водоподготовки, где из обычной воды из рек и водохранилищ делают воду питьевого стандарта. Контроль качества воды ведется круглосуточно примерно по 180 гидрохимическим и биологическим параметрам и выполняется он не только на станциях водоподготовки, но и на водозаборах, расположенных на открытых и подземных водных объектах вокруг г.Москвы.
Учитывая, что технология водоподготовки, включая, например, озонсорбцию - только одну из стадий подготовки воды - требует постоянного мониторинга состава обрабатываемой воды в начале и в конце каждой стадии, выполнить в час 400 анализов на автоматических комплексах контроля качества воды по всей Москве вполне и вполне реально. Всего на сети Мосводоканала больше 200 точек, где выполняется контроль качества воды.
2. "У нас в квартире вода пахнет хлоркой, её так много, что она остаётся на дне чайника".
Во-первых, на дне чайника остается осадок в виде отложения солей кальция и магния - они, в основном, определяют уровень жесткости воды. Да, вода в Москве - не самая мягкая, как и в большинстве областей Центральной России, в зависимости от времени года жесткость воды в Москве меняется в пределах 3 - 6 "градусов жесткости" (при допустимом нормативе в 7 градусов). Во-вторых, "хлорка" в её привычном, бытовом виде уже несколько десятков лет запрещена к применению в системах водоподготовки. Применяются легкоудаляемые (летучие) соединения хлора, без которых, к сожалению, сегодня не обойтись - они помогают достичь требуемого низкого уровня содержания в воде биогенных компонентов, а их себестоимость хоть и в разы выше обычной "хлорки", но не настолько выше, чтобы из-за этого можно было вести речь о повышении тарифов на водоснабжение в городских территориях.
3. "Вода из крана постоянно течёт ржавая, пахнет сероводородом и пр."
Вот тут, конечно, начинается самое "интересное" и важное. Дело в том, что со станций водоподготовки вода выходит в транспортную сеть (трубопроводы) просто-таки изумительного качества. Не хотим здесь приводить горы цифр, но просим просто поверить на слово - мы не раз в этом убеждались, в том числе используя инструментальные методы измерения. В конце этой статьи мы приведем одно, на наш взгляд, веское этому доказательство, а сейчас просто назовем цифру в 13 тысяч километров. Именно столько составляет общая длина всей транспортной сети Мосводоканала. В Москве уложено 13 тысяч километров труб, по которым вода со станций водоподготовки отправляется через 11 регулирующих узлов к своим потребителям, в том числе и в жилые дома. Проблема в том, что большая часть этих труб была проложена очень и очень давно, когда никто и не знал о композитных материалах, о специальных марках стали и пр. достижениях современной металлургии. В этих трубах и происходит то самое "зло", которое превращает практически идеальную воду, которая готовится к отправке, в ту воду, которая вытекает из крана в квартире. Даже новые дома, где проложены современные внутренние коммуникации для водоснабжения, получают с распределительной сети совсем другой продукт, нежели тот, который вышел со станции водоподготовки. В трубах, которые не ремонтировались десятилетиями, скапливаются как твердые минеральные отложения, так и осадки, связанные с жизнедеятельностью разных микроорганизмов, живущих в водной среде. Главная проблема города с очень высокой плотностью жилой застройки (именно таким городом и является Москва) - невозможность оперативно производить реконструкции в городском хозяйстве: нужно обрекать людей на неудобства, связанные с близким строительным шумом и грязью, вплоть до переселения целых кварталов, что в условиях Москвы практически нереально. Да и просто оставить дом без воды на месяц-другой - это не представляется возможным.
Возвращаясь к началу этой статьи, скажем, что действительно вода для людей готовится в Москве по самым высоким стандартам, и нет смысла подвергать сомнениям изложенные в публикации "РИА-Новости" факты. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что практически все жители Москвы, включая и авторов этой публикации, пользуются теми или иными бытовыми фильтрами для воды у себя на кухнях. Пока нет рабочих идей о том, как с небольшими затратами реконструировать транспортную сеть водоснабжения.
Кстати, производственные помещения многих компаний-"боттлеров" в Москве располагаются как раз недалеко от городских станций водоподготовки. Именно там полученная со станций вода разливается в 19-литровые фляги. Боттлеры наклеивают на них этикетки и развозят по офисам и квартирам Москвы. "Синие воротнички" наверняка подтвердят, что вода в офисных кулерах - вкусная и безопасная.
P.S. О том, что такое качество природной воды и от чего зависит качество воды "из крана" очень интересно рассказал Максим Платонов в совершенно "неотрепетированном" интервью для Радио "Серебряный Дождь" чуть больше года назад. Посмотрите это видео:
#rekiruki #безреккакбезрук #экология #чистаявода #качествоводы