Продолжаю знакомить читателей с легендой Советского фарфора Александрой Алексеевной Чекулиной. О её довоенном творчестве читайте здесь https://dzen.ru/a/ZwpYzLrcy2FpQ35A.
Некоторое время назад в сети появились фото эскизов росписей, исполненных А.А. Чекулиной по формам и фасонам скульптора Г.К. Тихонова. Эскизы разных лет, но большинство сделаны в 1945-м, 1946-м и 1947-м годах. По ним прекрасно видно, с какой интенсивностью непосредственно после Победы шла в Вербилках подготовка к запуску в массовое производство новой посуды, какие сложные и эффектные рисунки и орнаменты предлагались к выпуску. Именно в это время ею создаются великолепные рисунки "Жар-птица" и "Маки"... а также "Жар-птица" на кобальте.
Роскошная роспись золотом по подглазурному кобальту "Жар-птица".
В галерее ниже можно увидеть фото предметов и эскизы росписи. Сложнейшие узоры, сопоставимые по сложности с арабской вязью.
В следующей галерее представлен эскиз сервиза "Жар-птица" в красных тонах на фасоне К.Г. Тихонова от 1946-го года, и готовый сервиз. Созданный как на фасоне 1930-х годов с цилиндрическим туловом, так и на новом (тогда) только-только созданном фасоне "Стандарт" от А.И. Шобанова.
В галерее ниже представлены предметы в росписи "Маки" от А.А. Чекулиной. Конец 1940-х. Представлены предметы сервизов разных фасонов, в том числе К.Г. Тихонова и А.И. Шобанова. Роспись и сейчас остаётся популярной, но уже на антикварном рынке - среди собирателей и коллекционеров старинного фарфора.
Чашка с блюдцем "Декоративная" (1948) с декором, очевидно, воспевающим Военный Флот, и сувенирные чайные пары с силуэтами Суворова и Кутузова. Отношение в стране к военным, особенно к командующим войсками пусть даже и прошлых, но победных для России войн, среди населения было восторженным. Судя по характерным обводам чашек с портретами А.В. Суворова и М.И. Кутузова, сделаны они были в Бронницах (предприятие "Пролетарий" под Новгородом Великим). После Войны предприятию помогали восстанавливать производство после вражеской оккупации, в том числе готовыми рисунками под деколь и трафарет. Для этому самому художнику не обязательно было выезжать на место.
Очень эффектные росписи золотом по кобальту "Кобальтовые розы" (1953), а также роспись "Красные розы" (1958).
Сервиз 1951-го года ("Роза"?), созданный для завода "Пролетарий". Не думаю, что это - ручная роспись (слишком сложно, и пришлось бы много мельчить). Скорее, деколь. Яркая полихромная и праздничная. Фото взяты с форума, но чашка с блюдцем той же формы и росписи хранится и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. И рисунок определён, как принадлежащий Чекулиной А.А. Но тут мне в комментариях уточнили, что это - ручная роспись, и предъявили некую заметку, где утверждается, что Чекулина якобы работала на "Пролетарии" в начале 1950-х. Возможно. В Советское время практиковалось оказание "шефской помощи" отстающим производствам со стороны передовых. Могли от Вербилок послать в длительную командировку на "Пролетарий" повышать культуру производства (а завод в Вербилках, в свою очередь, могли обязать от Министерства лёгкой промышленности). Вспоминаются 1920-е годы, как на два года (!) высадили из ГФЗ "десант" из художников-фарфористов во главе с С.В. Чехониным для обустройства работы на "Красном фарфористе" ("Грузино"). В Советское время такое практиковали не только в керамике. Например, мою родную тётку, врача-педиатра, три раза посылали в длительные командировки в Монголию - лечить тамошних детей. Будучи на пенсии она подсчитала, что командировки в Монголию в 1950-х-1970-х годах отняли у неё восемь (!) лет жизни...
Декор предметов сервиза 1951-го года. Конечно, это печать. Рисунки полны символики и копируют любимую технику А.А. Чечулиной 1930-х годов...
Прибор для воды (начала 1950-х). Скорее, деколь с подрисовкой, но видна также и цировка по золоту. Прибор сувенирный, и значит, сравнительно дорогой.
Интересная коробочка-шкатулка по мотивам оперы "Садко" сделана была на заводе "Пролетарий", а расписать доверили А.А. Чекулиной, потому что у ней был опыт росписи в технике ГРИЗАЙЛЬ, а в шкатулке как раз сделаны выпуклые изображения в медальонах под камеи. Соответствующей должна была быть и роспись. А.А. Чекулина подготовила несколько вариантов росписей в различных цветовых гаммах.
В галере ниже представлена пара ваз 1950-х годов, расписанных А.А. Чекулиной. Наибольший интерес представляет низкая ваза с узором, словно сделанным эмалями по металлу. Но и высокая ваза в цветочной росписи хороша!
И конечно же, нельзя не отметить рисунок, достаточно простой в исполнении, но тем не менее мгновенно ставший сверхпопулярным, восхищавший многие поколения Советских людей, наносившийся на совершенно разные формы и фасоны. Это "Персики" (народное название "Слива" "старая" или "Слива "на чёрном"). Интересно, что чёрный был не единственным колером для крытья под данный рисунок, колерами под крытьё в Вербилках экспериментировали: вторым по популярности шёл зелёный колер, затем синий (голубой), но использовался и жёлтый, и оранжевый, и салатовый...
Во второй половине 1950-х А.А. Чекулина создала ещё один шедевр рисунка, саму роспись упростив до предела, доведя себестоимость ручной росписи практически до себестоимости наложения деколи. Естественно, при выборе между "живым" рисунком и деколью, потребитель выбирал первое. Рисунок назвали "Весна" (народное название "Слива"). С таким рисунком на предметах чайного сервиза в застолье выросло не одно поколение русских Советских людей, и сейчас такая посуда порождает невероятные приступы ностальгии у многих. Как-то я решил продать несколько чашек и блюдец с потёртостями как раз из "Весны". Купила женщина, долго благодарила и даже не торговалась. Мне было неловко, я предложил ей всё же внимательнее рассмотреть предметы, поскольку везде присутствовала и потёртость позолоты, и потёртость крытья... Чувствовалось, что пары были, мягко говоря, в употреблении. "Посмотрите повнимательнее, - предложил я, - может быть, что-то возьмёте, что-то нет..." Женщина взяла всё со слезами на глазах.
Наконец в 1960-м году, когда в декоративно-прикладном искусстве СССР царствовал МИНИМАЛИЗМ с его мелкими и редкими деталями, Чекулина разработала для того времени совершенно революционный рисунок - яркий, крупный, с большим количеством золота, не требующий ручного труда. Запоминается он мгновенно. Практически каждый любитель Советского фарфора его прекрасно знает и любит. Называется он "Золотой завиток" или просто "Яблоки". Основным колером идёт красный (с золотом), но встречается и синий вариант. Под большой рисунок и предметы в размерах должны были соответствовать. Основными предметами под роспись шли чашки в 400 мл., созданные скульптором М.П. Колчиным, его же доливные и заварные чайники, формой схожие с доливными, а также .восстановленные Ганрио гарднеровские чашки-гиганты под 900 мл. Основным комплектом считался набор из шести чайных пар в 400 мл., с двумя чайниками - побольше и поменьше. Предметы и наборы с рисунком "Золотой завиток" выпускались вплоть до последнего времени, и спрос остаётся до сих пор. Всё это подчёркивает вневременной характер творчества А.А. Чекулиной, её непревзойдённый талант и присущую ей внутреннюю народность.
Как только А.А. Чекулиной исполнилось 55 лет, она ушла на пенсию. Возможно, устала. Возможно, психологически надорвалась от сверхинтенсивной работы. Кстати, хочется напомнить, что при "коммунистической тирании" женщины в России выходили на пенсию в 55 лет (при либеральной демократии всё немножко по-другому, с недавними "честными" объяснениями от пропагандошни и "светлоликих" властителей, что возраст поднимают ради "омоложения" населения, и пр.). Александра Алексеевна после выхода на пенсию прожила ещё 25 лет, и очень жаль, что её огромный опыт, знания и таланты не были использованы в те годы. Хотя бы в качестве профессора-преподавателя в каком-нибудь учебном заведении, готовящим кадры для лёгкой промышленности, с облегчённым графиком работы. Вот это было бы по-настоящему эффективное использование ценного "человеческого материала". Также влияет на такое отношение к людям (вышел на пенсию - о тебе тут же забыли) и провинциальное сознание: люди не считают нужным оставлять воспоминания ни о себе, ни о тех, с кем рядом жил и работал. А вдруг это кому-то не понравится, и этот кто-то скажет: "Как?! Он и меня посчитал!?"
А потом удивляемся, почему от гремевшего на всю страну человека часто и фотографии не найти!
Спасибо всем, кто дочитал статью, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!