Настоящая заметка посвящена безо всяких кавычек легенде Советского фарфора Александре Алексеевне Чекулиной, известной прежде всего по росписям к посуде, выпускавшейся на заводе в Вербилках большими тиражами - десятилетиями! - в годы после Войны. Прежде всего это касается посуды с рисунками "Персики" (народное название: "Слива" (на чёрном, но не только...)) и "Весна". Даже в хрущёвские годы повсеместного отказа от ручной росписи, как "неэкономной", и перехода на деколь, эти рисунки были оставлены в производстве, поскольку были просты в копировании. Это говорит о том, что художник, разрабатывая очередной рисунок на посуде, думал одновременно и об эстетике, и об нюансах массового производства, которое должно быть простым. Сама Александра Алексеевна, будучи профессионалом высочайшего класса, могла делать росписи в различной стилистике, даже в самых сложных вариантах.
Потому что работать в живописном цехе родного предприятия она начала в десятилетнем возрасте. Ещё при "Товариществе производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" (в 1916-м году).
Все 1920-е и 1930-е годы А.А. Чекулина работала в крайне напряжённом ритме, и кроме "обыкновенных" росписей выполняла также политические и важные государственные заказы. Одним из таких заказов, которые она с блеском осуществила, была роспись сервиза, приуроченного к открытию первого метро в СССР. Комплект был назван бодро, по-коммунистически - "За Советское метро" (1935). В те годы в росписи посуды преобладает сравнительно тонкий и сложный графический рисунок, подобный книжной иллюстрации, на которую сильно повлияло искусство плаката. Абсолютно нормальным в росписи считалось стилизованное изображение большого количества людей и оборудования. Всё это можно заметить в декоре сервиза, который в таком контексте имеет не только эстетическую, но историческую ценность.
По фото череды тарелок 1935-го года, размещённых в галерее ниже, можно представить, как пришлось трудиться в тот год А.А. Чекулиной над портретами...
На примере сервиза "Краснознамённый" мы видим стандартный для фарфоровых комплектов "военный" декор со знамёнами и государственной символикой (лента-флаг с надписью "СССР", снопы пшеницы, как символ экономики страны, опирающейся на сельское хозяйство, и медальон с изображением повёрнутых в профиль голов вождей - Ленина и Сталина). В целом, такая мелкая символика характерна для межвоенной росписи (1920-х-1930-х годов). Фасон под сервиз выбран - ранний АР-ДЕКО с бочонкообразными туловами предметов, что, в общем, с данным декором неплохо сочетается.
В практически той же стилистике создан и комплект тарелок "20 лет Советской власти". До нашего времени сохранились пять тарелок из шести (при том, что рисунок на каждой из тарелок - разный!).
В 1930-х годах в стекольно-керамической отрасли РСФСР прошли преобразования. Назначенная куратором отрасли заморская гостья Ева Штрик(к)ер по удачному примеру работы ленинградского ГФЗ организует на всех предприятиях Художественные лаборатории, куда идёт отбор лучших художников и скульпторов, призванных создавать новые декоры. Задача других художников (живописцев) - не заниматься самодеятельностью, а копировать уже готовые узоры (росписи).
Как только в 1937-м году на Дмитровском заводе была организована Художественная лаборатория, Александра Алексеевна Чекулина сразу же была туда приглашена. Декор сервиза "Кремль" (1937) достаточно консервативен, что можно заметить не только по трафаретной, несколько плакатной росписи с силуэтом стен Московского кремля, но и по форме чашек с почти прямоугольными (с двумя изломами) ручками, которые вошли в моду ещё до Первой Мировой войны, и продержались в выпуске аж до конца 1940-х годов.
А это - просто чашка с блюдцем, с букетным рисунком, выполненном в медальоне-резерве. Фактически, это классическая роспись XIX-го века на форме АР-ДЕКО.
В 1937-м году ею были выполнены чайные пары с портретами Героев Советского союза летчиков В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова – участников первого беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Ванкувер (пригород Портленда, США). К сожалению, фото чашки с портретом А.В. Белякова не нашёл.
Мало сейчас кто помнит, но вслед за первым беспосадочным перелётом из СССР в США через Северный полюс, последовал второй перелёт, также самолёта АНТ-25, но уже под командованием М.М. Громова. Прошёл полёт 12-14 июля 1937-го года, успешно завершился, и в отличие от чкаловского полёта, был побит рекорд дальности! А Александре Алексеевне пришлось срочно расписывать как минимум ещё одну чайную пару.
Многих зрителей и сейчас впечатляет роспись предметов сервиза "Райские птицы" (1940). Предметы декорированы орнаментальным поясом из стилизованных цветов и птиц с прорисовкой золотом. По краю сделаны отводки золотом. Роспись полихромная в желтых, сиреневых, красных, синих тонах. Да, это комплект настоящего музейного уровня. Яркая полихромная роспись исполнена на ставшем затем "классическим" для Вербилок чёрном крытье. Можно сказать, что уже в эти годы Александра Алексеевна превратилась в легенду завода. Множество рисунков сервизов, исполненных на чёрном крытье в послевоенное время, вне зависимости от того, кто именно из художников был их автором, ориентировались именно на данную роспись. Потребитель расхватывал такую посуду "на ура!"
Чайный сервиз "Красная Армия". 1941. Основой декора служат рисунки бойцов разных военных профессий. Чтобы было понятно, что изображены бойцы именно Красной Армии, силуэты выкрашены красным колером. Дополнительный декор в виде веточек, обрамляющих основной рисунок, сделан серым. Интерес также представляет и то, что рисунок разный на каждой из сторон любого предмета, даже на чашках рисунок не повторяется. Скорее всего, сервиз предназначался для офицерского состава и для мирного времени, но растиражировать комплект в 1941-м году наверняка не успели...
С началом Великой Отечественной войны А.А. Чекулина создаёт торжественную блюдо-тарелку "Вставай, страна огромная!" Словно в противовес логике Войны, которая стремится к упрощению, даже к примитивизации всего и вся, художник выполнила роспись в сложнейшей технике ГРИЗАЙЛЬ, характерной для русских дворцовых сервизов конца XVIII-го века. Очевидно, что большое блюдо (диаметром 43,0 см.) с таким сложным декором - настоящее произведение искусства, которым можно только восхищаться. Не менее сложный похожий декор продемонстрирован мастером и в чайной паре с загадочной надписью "1941-1944" (возможно, созданной к дате окончательного снятия Блокады Ленинграда? Или иной какой военной победе, на которые был так "богат" 1944-й год). В любом случае, это были предметы, исполненные в единичных экземплярах. Как например, и памятная тарелка о 8-й Талдомской районной конференции ВЛКСМ от 1944-го года. Известно, что практически всё керамическое и стекольное производство в Войну было переключено на нужды фронта, и гражданскую продукцию не производило. Но были и исключения.
Чашку с блюдцем с золочёным профилем И.В. Сталина, обрамлённого золотыми колосьями А.А. Чекулина исполнила либо в самом конце Войны, либо сразу по окончании Войны. Контраст белого, почти цвета слоновой кости фарфора с золотым декором и дополнительным рисунком-цировкой по золоту - яркая черта эстетики СТАЛИНСКОГО АМПИРА, расцветшего после Победы.
К сожалению из сервизов, созданных А.А. Чекулиной в довоенное время, я не нашёл часто упоминаемые комплекты "Женщины разных республик" и сервиз "Битва за Родину" (возможно, это тот же самый сервиз, что в музее Останкино и Кусково значится как "Красная Армия" (1941), возможно, что и нет).
В интернете практически отсутствуют фотографии Александры Алексеевны периода её расцвета. Выставлена только её невнятная фотография 1980-х годов - а-ля "бабушка в платочке". Но есть и такие интересные сайты, которые называются форумы. Вот на одном из таких форумов была представлена тарелка, расписанная А.А. Горьковой, как дань уважения великой фарфористке Вербилок. Если вы пролистаете галерею, вы поймёте, почему я считаю данный рисунок не чистой фантазией автора, а копией фотографии 1930-х гг., оригинала которой мне пока не удаётся отыскать.
Уже после опубликования данной статьи один читатель поделился фото из некоей книги, где, кроме иных работников Вербилок 1930-х годов, можно увидеть и художника А.А. Чекулину. Спешу представить...
О ярком творческом следе, оставленном А.А. Чекулиной после Войны, о тех великолепных росписях, исполненных мастером в 1946-1961-м годах, которые, без преувеличения, запомнились миллионам (!) Советских людей, мы поговорим в следующей статье здесь https://dzen.ru/a/Zw30u3Klgg6zc-fw .
Спасибо за внимание. Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, делать анонсы статей Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго.