Найти в Дзене

Автокраны ГДР: для СССР и не только

Машиностроительная продукция Германской Демократической Республики (ГДР) была хорошо известна в Советском Союзе. В СССР массово поставлялись грузовики IFA W50L, за период с 1966 по 1984 гг. в нашу страну поступило 50000 автомобилей этой модели. С начала 80-х годов стали импортироваться грузовики Robur и Multicar. На стройках были широко распространены гусеничные краны RDK. Причем, таких кранов из ГДР ежегодно к в СССР поставлялось чуть ли не столько же, сколько выпускала вся советская промышленность – порядка 600-700 единиц. Другие страны социалистического блока в еще большей степени обеспечивались машинами из ГДР, помимо перечисленных грузовиков они закупали легковые автомобили Trabant и Wartburg, а также микроавтобусы Barkas. Кстати говоря, эти ностальгические авто до сих пор можно еще встретить на просторах бывшего соцлагеря. Лично я, объездив за последние более чем 20 лет большую часть бывших социалистических стран, повидал таких машин очень и очень много.

Надо сказать, что всевозможная техника из Восточной Германии стала поставляться в нашу страну сразу после окончания Великой Отечественной войны. По репарациям к нам везли много чего, в том числе автомобили, мотоциклы и даже автокраны. На последних остановлюсь подробнее.

Автокран ADK 3 на шасси ЗИС-5
Автокран ADK 3 на шасси ЗИС-5

Уже в 1948 году в Лейпциге, на предприятии Bleichert Transportanlagenfabrik Leipzig SAG, началось серийное производство автокранов ADK 3 грузоподъемностью 3 т, предназначавшихся, в первую очередь, для поставок в Советский Союз. Среди аналогов, выпускавшихся в то время в СССР, этот кран отличался многомоторным электроприводом исполнительных механизмов. По основным характеристикам, да и внешне, он имел много общего с нашими К-31/К-32: та же грузоподъемность 3 т, та же Г-образная стрела длиной 6,2 м, только с боковинами не из уголкового профиля, а из листовой стали с круглыми отверстиями. Кран предназначался только для работы с крюком, и исключительно на выносных опорах – без них вращение поворотной части было невозможным. Электрическая система крана работала от генератора, имевшего привод от двигателя базового автомобиля. Также на кране устанавливался трансформатор, повышающий напряжение с 220 до 380 В при питании от внешней сети и понижающий с 380 до 220 В при работе в качестве аварийной электростанции на внешнюю сеть.

Автокран ADK 3 на шасси Studebaker
Автокран ADK 3 на шасси Studebaker

Краны из Лейпцига поставлялись к нам в виде машинокомплектов, которые монтировались на шасси на местных предприятиях. Поначалу базовыми для этого крана являлись ЗИС-5 и американский ленд-лизовский Studebaker. Затем их сменили ЗИС-150 и ЗИС-151, а в последние годы выпуска – ЗИЛ-164. В СССР кран просто называли "Блейхерт".

Автокран ADK 3 на шасси ЗИС-150
Автокран ADK 3 на шасси ЗИС-150

К сожалению, отсутствует полная информация по советским предприятиям, осуществлявшим монтаж ГДРовских крановых установок на шасси. Известно, например, что Ивановский механический завод (ныне – "Ивэнергомаш") в 1953 году собрал 50 автокранов "Блейхерт"на шасси ЗИС.

Автокран ADK 3 на шасси ЗИС-151
Автокран ADK 3 на шасси ЗИС-151
Автокран ADK 3 на шасси ЗИЛ-164
Автокран ADK 3 на шасси ЗИЛ-164

Для себя ГДР стала производить краны ADK 3 гораздо позже, их выпуск начался лишь в 1953 году. Для кранов использовали шасси грузовика Horch H3А грузоподъемностью 3,5 т. Производство автокранов ADK 3 было завершено в 1958 году. Из 7099 машин, выпущенных за 10-летний период, для собственных нужд было изготовлено всего 163 штуки.

Автокран ADK 3 на шасси Horch H3А
Автокран ADK 3 на шасси Horch H3А

В дальнейшем Bleichert наладил выпуск автокранов ADK 3 на шасси IFA H6 грузоподъемностью 6,5 т. 3-тонный кран на базе H6, грузоподъемность которого почти вдвое превышала грузоподъемность Н3А, был малоэффективен, поэтому конструкторы на его основе создали 5-тонную модель ADK 5. Однако таких кранов в период с 1954 по 1957 гг. завод изготовил всего 60 экземпляров.

Автокран ADK 3 на шасси IFA H6
Автокран ADK 3 на шасси IFA H6

Непродолжительное время, в 1953-1954 гг., кран ADK 3 также на ставили армейское полноприводное 3-осное шасси IFA G5 грузоподъемностью 5 т.

Автокран ADK 3 на шасси IFA G5
Автокран ADK 3 на шасси IFA G5

Кроме того, на шасси IFA G5 в 1961-1963 гг. выпускался электрогидравлический кран ADK III/3 грузоподъемностью 3 т. Следует уточнить, что на шасси G5 использовалась крановая установка от крана ADK III/3 Puma, выпускавшемся на спецшасси автомобильного типа. Изготовлением таких кранов занимался завод VEB Hebezeugwerk в городе Себниц. Известно, что кранов ADK III/3 на базе IFA G5 было собрано 107 штук.

Автокран ADK III/3 на шасси IFA G5
Автокран ADK III/3 на шасси IFA G5

К автокрану Bleichert ADK 3 проявили интерес и в Польской Народной Республике. Собственно, с него и началось польское автокраностроение. В Польше он выпускался под маркой НР-3. С 1953 года его устанавливали на шасси местного производства Star 20, потом на Star 21. Позднее на базе Star 25 выпускалась модернизированная версия Z-3 той же грузоподъемности.

Автокран НР-3 на шасси Star 21, демонстрировавшийся на польской промышленной выставке в Москве
Автокран НР-3 на шасси Star 21, демонстрировавшийся на польской промышленной выставке в Москве

В начале 50-х годов автокраностроение ГДР пошло по пути создания кранов на специальных шасси, в которых использовались узлы и агрегаты серийно выпускаемых грузовиков. Наибольшее распространение получили краны серии Panther и их дальнейшие версии, которых было выпущено заводом VEB Hebezeugwerk Sebnitz с 1953 по 1972 гг. в разных модификациях 4435 экземпляров. Первая модель ADK I/5 грузоподъемностью 5 т появилась в 1953 году. В основу базового шасси легли мосты, КПП, рулевое управление, тормозная система и кабина от автомобиля IFA Н6, а также дизель мощностью 60 л.с. В кабине одновременно размещалось рабочее место водителя и рабочее место крановщика. Первое было слева по ходу автомобиля, второе – справа, развернутое назад, при этом управление движением крана в пределах стройплощадки могло выполняться с места крановщика. Подъем крюка и поворот платформы осуществлялись электромоторами, а подъем стрелы – двумя гидроцилиндрами. В 1959-1962 гг. предприятие изготовило 249 таких кранов, а после некоторого промежутка в производстве, в 1965-1969 гг., еще 57 единиц для поставки в Венгрию и Нидерланды.

С 1962 года выпускалась усовершенствованная модель ADK V/5, в которой был внедрен ряд конструктивных усовершенствований, в частности более мощный 90-сильный мотор, позволивший поднять максимальную транспортную скорость с 29 до 42 км/ч. С 1965 года на смену ADK V/5 приходит модель ADK 6,3 (ADK 63) грузоподъемностью 6,3 т. Дальнейшим развитием становится кран ADK 63-2, серийный выпуск которого начался в 1969 году. Заметным отличием ADK 63-2 стала прямая стрела взамен изогнутой. Краны ADK 63, ADK 63-1 и ADK 63-2 также выпускались в Магдебурге предприятием VEB Schwermaschinenbau Georgi Dimitroff. В период с 1969 по 1975 гг. им было изготовлено 3109 кранов обеих модификаций.

Кран ADK 63 на спецшасси
Кран ADK 63 на спецшасси

С 1958 по 1963 гг. предприятие VEB Hebezeugwerk выпускало кран ADK III/3 Puma на самоходном шасси автомобильного типа. Мосты и тормозная система заимствовались от грузовика Н6, а 52-сильный двигатель и коробка передач – от малотоннажного грузовика Garant 32, бескапотная кабина была оригинальной. Привод рабочих механизмов крана и размещение постов управления шасси и крановой установкой были выполнены по аналогии с кранами Panther и ADK 63. Кранов Puma на самоходном шасси была изготовлена 261 штука.

В 1966 году Институтом подъемно-транспортного оборудования объединения VVB TAKRAF Leipzig началась разработка дизель-электрического крана с телескопической стрелой ADK 100 грузоподъемностью 10 т на специальном шасси. Как и на более ранних моделях кранов на специальных шасси автомобильного типа, рабочие места водителя и крановщика располагались в одной кабине. Опытные образцы машин были собраны заводами VEB Hebezeugwerk Sebnitz и VEB Schwermaschinenbau Georgi Dimitroff Magdeburg.

Дальнейшим развитием этой модели стал 12,5-тонный кран ADK 125, выпускавшийся заводами VEB Schwermaschinenbau Georgi Dimitroff Magdeburg и VEB Maschinenbau Karl Marx Babelsberg. Двухосное базовое шасси имело оригинальную раму, оснащалось двигателем и мостами венгерского предприятия RABA. С 1971 года кран начали выпускать в Магдебурге, а с 1975-го производство передали в Бабельсберг. В общей сложности до 1987 года изготовлено 5407 кранов ADK 125 разных модификаций, из них 645 – в Магдебурге.

Кран ADK 125 на спецшасси (фото Макса Чернявского)
Кран ADK 125 на спецшасси (фото Макса Чернявского)

Параллельно с созданием кранов ADK 100 и ADK 125 велась разработка машин большей грузоподъемности. В 1967 году завод VEB Eisengieserei und Maschinenfabrik ZEMAG Zeitz изготовил 25-тонный кран с решетчатой стрелой ADK 250 на трехосном спецшасси. На аналогичном шасси в 1969 году также был создан гидравлический 20-тонник с телескопической стрелой ADK 200Т. Однако все ограничилось изготовлением единичных образцов.

Кран ADK 250 на спецшасси
Кран ADK 250 на спецшасси

Одними из наиболее массовых стали автокраны, выпускавшиеся на базе грузовика IFA W50L. Полноприводное шасси W50L стало базовым для гидравлических автокранов ADK 70 грузоподъемностью 7 т. Особенностью этой модели было отсутствие отдельной кабины крановщика. Управление крановой установкой осуществлялось из кабины водителя, также, как и на кранах серии Panther, базировавшихся на спецшасси.

Из более чем 6700 кранов ADK 70, произведенных на предприятии VEB Maschinenbau Karl Marx Babelsberg с 1976 по 1991 гг., около 70% было отправлено на экспорт – в Чехословакию, Венгрию, Польшу, Болгарию, Китай, Вьетнам, Кубу и еще 15 стран. Кроме этого, в период с 1985 по 1989 гг. Машиностроительный завод им. Карла Маркса в Бабельсберге изготовил 350 8-тонных автокранов ADK 80.

Автокран ADK 70 на шасси IFA W50LА (фото Олега Чалкова)
Автокран ADK 70 на шасси IFA W50LА (фото Олега Чалкова)

От себя добавлю, что по советским меркам объемы выпуска автокранов в ГДР были мизерными. У нас только один Ивановский завод автомобильных кранов на пике производства делал по 5000 кранов в год. А еще было множество других советских заводов, в совокупности, поставлявших в народное хозяйство порядка 20 тыс. автокранов в год.

В 1986 году автомобильный завод в Людвигсфельде освоил производство модернизированной модели IFA L60 с более мощным дизельным двигателем (180 л.с. вместо прежних 125 л.с.) и увеличенной с 5 до 6 т грузоподъемностью. Усиленное шасси позволило разместить на нем гидравлический кран ADK 100 грузоподъемностью 10 т. В отличие от предыдущих моделей автокранов, на нем применили отдельную кабину крановщика. В 1990-1992 гг. завод в Бабельсберге сделал всего 30 таких кранов.

Кран ADK 100 на шасси IFA L60 (фото Макса Чернявского)
Кран ADK 100 на шасси IFA L60 (фото Макса Чернявского)

На рубеже 80-90-х годов Машиностроительный завод в Бабельсберге занимался разработкой кранов на советских шасси КАМАЗ и Урал, в расчете на поставки в Советский Союз. Была спроектирована линейка автомобильных гидравлических кранов:

– ADK ТL-200 грузоподъемностью 20 т на шасси Урал-5323 и КАМАЗ 6х6,

– ADK 200-К и ADK 200-U грузоподъемностью 20 т на шасси КАМАЗ-43106 и Урал-5323,

– ADK 180-U и ADK 180-К грузоподъемностью 18 т на шасси Урал-5323 и КАМАЗ 6х6,

– ADK 150-U грузоподъемностью 15 т на шасси Урал-5323,

– ADK 120-К грузоподъемностью 12 т на шасси КАМАЗ-43106,

– ADK 70-U грузоподъемностью 7 т на шасси Урал-5557.

Увы, все эти проекты остались лишь на бумаге.

Проект автокрана ADK 100 на шасси КАМАЗ-43106
Проект автокрана ADK 100 на шасси КАМАЗ-43106

Единственный кран, который дошел до серийного производства – ADK 100-К. Он представлял собой крановую установку ADK 100, заимствованную с IFA L60, установленную на шасси КАМАЗ-43105. В 1989-1990 годах было выпущено 17 таких кранов, из них 9 штук отправлено в Советский Союз.

Автокран ADK 100 на шасси КАМАЗ-43105
Автокран ADK 100 на шасси КАМАЗ-43105

Друзья, а вы встречали автокраны ГДР? Пишите в комментариях.

-------------

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

-------------

Ниже ссылки на некоторые мои статьи о малоизвестных страницах истории советского краностроения.

Авто
5,66 млн интересуются