Найти тему

Легендарный автокран на шасси МАЗ-200

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946-1947 гг., советские автозаводы приступили к выпуску современных грузовых автомобилей ЗИС-150, ЯАЗ-200 и ЯАЗ-210. Краностроители также не остались в стороне, отраслевыми предприятиями были разработаны и поставлены на серийное производство новые модели автомобильных кранов.

Наиболее значительным шагом вперед было освоение стрелового полноповоротного крана К-51 на шасси дизельного ЯАЗ-200 (ведущий конструктор А.Л. Юдельсон). В 1949 году Одесский завод им. Январского восстания начал его серийное производство. Первоначально К-51 устанавливали на шасси грузовика ЯАЗ-200, а с 1950 года, после прекращения производства автомобилей на Ярославском автозаводе, – на шасси МАЗ-200. Кран грузоподъемностью 5 т имел механический привод рабочего оборудования и оснащался как стандартной стрелой длиной 7,35 м, так и удлиненной длиной 11,75 м. Также кран мог оборудоваться двухканатным двухчелюстным грейфером вместимостью 0,5 м3. На машинах первых выпусков для приведения в походное положение верхняя часть стрелы, благодаря шарнирному соединению, перегибалась и в таком состоянии фиксировалась, таким образом уменьшалась габаритная высота крана.

Самая ранняя версия крана К-51 на шасси ЯАЗ-200
Самая ранняя версия крана К-51 на шасси ЯАЗ-200

Кран мог работать как на выносных опорах, так и без них, правда, в этом случае максимальная грузоподъемность ограничивалась 2 т. Работа на кране выполнялось при помощи четырех рычагов, служивших для управления фрикционными муфтами и четырех педалей – для управления тормозами. Кроме того в кабине крановщика находился рычаг управления общим центральным реверсом, педаль для управления муфтой сцепления двигателя, рукоятка для выключения собачки стрелоподъемной лебедки, а также рычаг управления подачей топлива двигателю. В общем, всего ничего... Дизельный двигатель ЯАЗ-204, устанавливавшийся на базовом автомобиле МАЗ-200, развивал мощность 100 л.с. Максимальная транспортная скорость крана могла достигать 30 км/ч, что по тем временам было неплохим показателем. Однако инструкцией по эксплуатации скорость на крутых поворотах ограничивалась 5 км/ч.

В процессе производства кран К-51 неоднократно модернизировался. Сначала приподняли основание стрелы, за счет этого отпала трудоемкая операция по переведению стрелы в транспортное Г-образное положение, с целью уменьшения высоты ее оголовка. К тому же, первый вариант установки стрелы требовал вырезания части задней стенки и крыши у кабины водителя. После модернизации стрелы кабина не препятствовала ее размещению в транспортном положении. Потом уменьшили высоту корпуса поворотной платформы. Затем отказались от кузова с обтекаемыми формами в пользу угловатого – более простого и технологичного. Еще одним нововведением стало изменение конструкции выносных опор: прежде передние оборы выполнялись поворотными, а задние – выдвижными; затем и передние, и задние сделали откидными. Кроме того в эксплуатации некоторые краны оснащались выдвижной 2-секционной стрелой.

Следующая генерация К-51, с уменьшенной высотой корпуса поворотной платформы и приподнятым основанием стрелы
Следующая генерация К-51, с уменьшенной высотой корпуса поворотной платформы и приподнятым основанием стрелы
Дальнейший вариант модернизации К-51, с угловатой надстройкой
Дальнейший вариант модернизации К-51, с угловатой надстройкой
На позднем варианте К-51 опоры заменили на откидные
На позднем варианте К-51 опоры заменили на откидные
Строительные организации порой модернизировали краны К-51 собственными силами, устанавливая на них выдвижную стрелу
Строительные организации порой модернизировали краны К-51 собственными силами, устанавливая на них выдвижную стрелу

После прекращения производства автокранов на одесском заводе им. Январского восстания, изготовителем К-51 стал Ивановский завод автомобильных кранов. Его строительство началось в 1952 году, а в 1954-м он вступил в строй действующих. Первыми были построены деревообделочный цех и котельная. Здание деревообделочного цеха площадью 1100 м2 послужило основной базой для начала производственной деятельности завода. В одной половине цеха изготовлялись автомобильные краны, а в другой – кухонные столы.

Создатели первого ивановского автокрана К-51
Создатели первого ивановского автокрана К-51

Выпуск первенца, по воспоминаниям очевидцев, дался непросто. Нижнюю раму поставили на шасси МАЗа вручную, а поворотную раму установили с помощью автопогрузчика и полиспастов. Когда потребовалось вывезти кран из цеха для последующего монтажа решетчатой стрелы во дворе завода, оказалось, что сделать это нельзя – слишком низкими были дверные проемы. Пришлось частично разбирать кладку стены. Вопреки трудностям, первый экзамен коллектив молодого автокранового завода с честью выдержал: в канун 38-годовщины Великой Октябрьской социалистической революции первый кран К-51 был готов. Всего до конца 1954 года предприятие собрало два крана. В 1956 году завод выпустил уже 202 крана, в 1957-м – 335 кранов, а в 1959-м – 424, достигнув на тот момент проектной мощности. В 1960 году модель К-51 окончательно сменил модернизированный автокран К-61 с увеличенной до 6 т грузоподъемностью. За время все производства на ивановском заводе было выпущено порядка 1400 кранов К-51.

Динамика выпуска автокранов и роста численности работающих в первые годы работы Ивановского завода автомобильных кранов
Динамика выпуска автокранов и роста численности работающих в первые годы работы Ивановского завода автомобильных кранов

Похожий на К-51 кран выпускал Ленинградский механический завод. Кран обозначался К-53 и имел более высокую грузоподъемность – 7,5 т. Интересно, что с прекращением производства в 1965 году базового шасси МАЗ-200 выпуск модернизированного крана К-61 продолжился на новом шасси МАЗ-500. Такие краны выпускали Свободненский механический завод и Улан-Удэнский завод "Электромашина".

Кран К-53 Ленинградского механического завода
Кран К-53 Ленинградского механического завода
Кран К-61М на шасси МАЗ-500
Кран К-61М на шасси МАЗ-500

Кран К-51 был не только одним из самых массовых на стройках Советского Союза, но и успешно поставлялся за рубеж. С 1950 года К-51 стоял на вооружении советской армии. Еще один значимый эпизод в истории К-51 – участие в освоении Антарктиды.

Краны К-51 - неизменный атрибут советских автобаз
Краны К-51 - неизменный атрибут советских автобаз
Кран К-51 был одним из самых массовых на стройках Советского Союза
Кран К-51 был одним из самых массовых на стройках Советского Союза
Кран К-51 в Антарктиде
Кран К-51 в Антарктиде
Кран К-51 с удлиненной стрелой в Венгрии
Кран К-51 с удлиненной стрелой в Венгрии
Кран К-51 в одной из арабских стран
Кран К-51 в одной из арабских стран
Кран К-51 в наши дни в Египте
Кран К-51 в наши дни в Египте

В массовой эксплуатации краны К-51 находились вплоть до первой половины 70-х годов. Однако отдельные машины прослужили гораздо дольше. Так, один из экземпляров К-51 с заводским номером 722, выпущенный 30 июня 1958 года, проработал в Сибири целых 30 лет, трехкратно превысив нормативный срок эксплуатации. Все три десятилетия на этом кране трудился Иван Дмитриевич Гоцкин, сотрудник иркутского треста "Востсибтрансстрой". Кран и его бессменный машинист, кавалер ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, построили 800 объектов, работали на электрификации железной дороги Москва – Байкал, прокладывали трамвайные пути, строили дома, мосты и другие объекты. После ухода на пенсию Ивана Дмитриевича кран-ветеран удалось спасти от незавидной участи – оказаться в груде металлолома. В 1989 году машину установили на территории автобазы "Востсибтрансстроя" в качестве памятника. А 15 лет спустя легендарный кран вернулся в Иваново, на родной завод. В 2004 году работники завода "Автокран" отреставрировали уникальную машину и водрузили ее на постамент на территории предприятия.

Крановщик Иван Дмитриевич Гоцкин, проработавший 30 лет на своем К-51
Крановщик Иван Дмитриевич Гоцкин, проработавший 30 лет на своем К-51
Легендарный К-51 № 722 установлен на заводе "Автокран"
Легендарный К-51 № 722 установлен на заводе "Автокран"
-19
-20
-21
Заводская табличка крана-памятника
Заводская табличка крана-памятника

Мне известно, что помимо принадлежащего заводу "Автокран" крана К-51, до наших дней сохранилась еще одна такая машина. Она находится в запасниках Национального автомобильного музея во Всеволожске Ленинградской области.

К-51 в запасниках Национального автомобильного музея во Всеволожске Ленинградской области
К-51 в запасниках Национального автомобильного музея во Всеволожске Ленинградской области

Сейчас не так много осталось тех, кто вживую запомнил этот кран, но память о нем сохранилась на многочисленных фотографиях будней великих строек социализма и в художественных фильмах той поры. Кто не помнит картину "Берегись автомобиля", в которой при помощи крана К-51 (или, все таки, К-61?) поднимают гараж незадачливого автовладельца Димы Семицветова, роль которого сыграл Андрей Миронов? К-51 также отметился в картине "Карьера Димы Горина". Это только те фильмы, которые мне удалось вспомнить навскидку. Наверняка лент с участием кранов К-51 было больше, ведь в советском кинематографе тема строительства была очень популярна.

Кран К-51 (возможно – К-61) в фильме "Берегись автомобиля"
Кран К-51 (возможно – К-61) в фильме "Берегись автомобиля"
Кран К-51 в фильме "Карьера Димы Горина"
Кран К-51 в фильме "Карьера Димы Горина"

Что вам известно, уважаемые читатели, о дошедших до наших дней кранах К-51 на шасси МАЗ-200? Может они где-то еще сохранились? В каких фильмах вы выдели эти краны?

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Какие были краны на МоАЗах: от 1950-х до 2000-х годов

Неавтомобильный кран "Ивановец". Оригинальная конструкция родом из 60-х

Советские телескопические автовышки

Советские коленчатые автогидроподъемники

Как "Уралвагонзавод" строительную технику выпускал

Наши 100-тонники. 40 лет истории

Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах

Эволюция советских автобетоносмесителей

Коммунальный мини-формат в СССР

Какие выпускали в СССР самоходные скреперы

Ленинградский экскаваторный завод. Не слышали о таком? Рассказываю...

Советские супер-краны на шасси ракетовозов

Как русские и белорусы пытались внедорожные самосвалы выпускать

Как мы с немцами делали краны

КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.