На днях на моем канале вышла статья, посвященная практически неизвестным автокранам на шасси квадратнокабинного ЗИЛ-133Г42 (ЧИТАЙТЕ ЕЕ ЗДЕСЬ). Теперь настал черед вспомнить последние постсоветские автокраны, для которых в качестве базового шасси использовался #грузовик ЗИЛ-4331, а также ЗИЛ-433362.
В #СССР автокраны на шасси ЗИЛ-130 являлись одними из самых массовых в отечественном производстве. Преимущественно это были модификации базовой модели механического крана КС-2561 грузоподъемностью 6,3 т с 8-метровой решетчатой стрелой. Где их только не делали: в Балашихе, Клинцах, Ставрополе, Казани, Абакане, Армавире, Броварах, в городе Райчихинск Амурской области и т.д. Гораздо меньшее распространение на тот момент получили гидравлические краны КС-2571А-1 той же грузоподъемности, оснащенные телескопической стрелой, выпускавшиеся Ставропольским заводом автомобильных кранов. Представителем более высокой весовой категории был 10-тонный гидравлический #кран КС-3575А, производство которого было налажено Дрогобычским заводом автомобильных кранов.
90-е годы стали эпохой заката кранов легендарной серии КС-2561. На тот момент грузоподъемность крана, а также длина стрелы не отвечали требованиям рынка. Потребители нуждались в машинах, имеющих большую грузоподъемность и длину стрелы, а также гидропривод рабочих операций. Механический привод КС-2561 уже тогда был анахронизмом. Изготовители этой модели постепенно свертывали ее производство и переходили к выпуску другой продукции. Например, Балашихинский завод автомобильных кранов переориентировался на гидравлические краны-манипуляторы, Казанский электромеханический #завод сосредоточился на производстве строительных автоподъемников, Клинцовский автокрановый завод переключился на гидрокраны с телескопическими стрелами и т.д.
С переходом в середине 90-х годов Завода имени Лихачева на #автомобиль ЗИЛ-433362 взамен ЗИЛ-431412 (ЗИЛ-130) ряд производителей автокранов стали делать краны серии КС-2561 на новом шасси, правда, эти модификации были уже большой редкостью. Так, Клинцовский автокрановый завод с середины 90-х по начало 2000-х гг. выпустил незначительное количество этих кранов. Для примера: в 1999 году было сделано три крана КС-2561К с винтовыми опорами и семь КС-2561К-1 с гидроопорами, в 2000 году – по 19 штук каждой модификации.
Модификация крана серии КС-2561К на шасси ЗИЛ-433362 имела несколько интересных особенностей. Поскольку кабина нового ЗИЛа была выше, чем у ЗИЛ-130 пришлось примерно на 50 см поднять основание стрелы, чтобы кран вписывался в транспортный габарит по высоте 4 м. Интегральное оперение (капот, крылья, облицовка радиатора), предназначенное для облегчения обслуживания двигателя, откидывалось целиком вперед, это потребовало переноса стойки стрелы вперед за пределы бампера почти на полметра.
В начале-середине 90-х годов были запущены в серийное производство несколько новых и модернизированных моделей гидравлических кранов с телескопической стрелой на шасси нового ЗИЛа. Однако их конструкция была разработана еще в СССР.
В начале 80-х годов в ГСКТБ краностроения велась работа по созданию гидравлического крана большей грузоподъемности, чем КС-2571, и с телескопической стрелой увеличенной длины. Опытный образец крана сделал Балашихинский завод автомобильных кранов на опытном шасси дизельного ЗИЛ-169, который в то время готовили к производству.
В процессе доводки конструкции выкристаллизовалась серийная машина КС-2574 грузоподъемностью 8 т с 2-секционной стрелой длиной 9-15 м на шасси дизельного ЗИЛ-4331 с базой 4500 мм.
В 1992 году КС-2574 начали выпускать в Клинцах и Броварах. Этот кран в первую очередь предназначался для малоэтажного строительства в сельской местности. Известные события начала 90-х годов привели к упадку экономики в целом и сельского хозяйства в частности. По этой причине КС-2574 выпускались в крайне ограниченном количестве. Так, Клинцовский автокрановый завод за весь период производства – порядка 10 лет – изготовил всего 198 машин этой модели.
В 1999 году Клинцовский завод приступил к освоению серийного производства крана большей грузоподъемности на шасси ЗИЛ-4331. Модель КС-35716 имела 2-секционную телескопическую стрелу длиной 8,3-14,3 м и могла поднимать 12,5 т груза. На кране нашло применение немало передовых для того времени технических решений: гидравлически выдвижные балки выносных гидроопор, просторная эргономичная кабина крановщика, грузовая лебедка с планетарным редуктором, большой опорный контур.
КС-35716 был задуман как машина для комплексной электрификации села. В комплектации крана предусматривались стандартный 2-осный зиловский прицеп для перевозки столбов, бур и монтажная люлька. Кроме этого, предлагался удлинитель стрелы длиной 6 м. К сожалению, жизнь внесла коррективы: кран преимущественно использовался для обычных погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ. За все время было изготовлено порядка пяти люлек и один бур. Кстати, самих кранов КС-35716 на зиловских шасси были сделаны буквально единицы. В том же 1999 году завод стал монтировать крановые установки КС-35716 на шасси МАЗ-5337. Это было связано с крайне низким на тот момент качеством ЗИЛов.
Ставропольский завод автомобильных кранов "КРАСТ", выпускавший в начале 90-х годов гидравлический кран с телескопической стрелой КС-2571А-1, с прекращением производства шасси ЗИЛ-431412 освоил модернизированную модель крана КС-2571Б на шасси ЗИЛ-433362. По сравнению с предшественником его грузоподъемность выросла с 6,3 до 7 т, а длина 2-секционной телескопической стрелы увеличилась с 7,3-10,8 до 8,3-12,3 м.
В 2000-х годах производство автокранов на шасси ЗИЛ подходит к своему логическому концу. АМО ЗИЛ в этот период переживает не лучшие времена – падает выпуск и качество автомобилей. В свою очередь, краны малой грузоподъемности не пользуются спросом. Последние экземпляры кранов на шасси #ЗИЛ в начале 2000-х годов сходят с конвейера Клинцовского автокранового завода. К середине 2000-х годов ставропольский завод "КРАСТ", единственное на тот момент предприятие, массово изготавливавшее автокраны на шасси ЗИЛ, оказывается в глубоком кризисе. Выпустив в 2005 году порядка 10 кранов КС-2571Б, завод прекращает производственную деятельность. На этом история автокранов на шасси ЗИЛ заканчивается.
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ
КАК СЕЙЧАС ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИЙСКОМ АВТОКРАНОСТРОЕНИИ. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ