Утилизационный сбор растёт и будет расти. Но в случае с новыми автобусами это не совсем так: на некоторые из них он не изменился ни на копейку! Как это объясняет правительство и как вырастут цены на остальные автобусы? Давайте разбираться!
В трёх предыдущих материалах я рассказал, как отразится вводимый с 1 октября 2024 года новый размер утилизационного сбора на легковых автомобилях, малотоннажниках, грузовиках, седельных тягачах, самосвалах, автофургонах, рефрижераторах, бетоносмесителях и полуприцепах.
Теперь оценим ситуацию с автобусами, то есть, с транспортными средствами категории М2 и М3. Отмечу, что базовая ставка утилизационного сбора на них не изменилась и, как прежде, составляет 150 000 рублей. Постановление Правительства изменило в большую сторону коэффициенты, по которые базовая ставка увеличивается для различных типов и категорий транспортных средств. И ещё обратим внимание, что повышение утилизационного сбора – не разовая акция! Он будет увеличиваться ежегодно и к 2030 году вырастет в несколько раз.
Итак, автобусы:, какова сейчас и как будет меняться величина утилизационного сбора на них с течением лет. Ниже я приведу цены на разные типы и классы новых автобусов с учётом их ежегодного роста с нынешнего октября по 2030 год.
Автобусы с электрическим двигателем:
Сейчас – 1 500 000 рублей
с 1 октября – 2 550 000 рублей
2025 год – 2 805 000 рублей
2026 год – 3 085 500 рублей
2027 год – 3 394 500 рублей
2028 год – 3 733 500 рублей
2029 год – 4 107 000 рублей
2030 год – 4 518 000 рублей
Автобусы с рабочим объёмом двигателя менее 2500 см3:
Сейчас – 471 000 рублей
с 1 октября – 801 000 рублей
2025 год – 880 500 рублей
2026 год – 969 000 рублей
2027 год – 1 065 000 рублей
2028 год – 1 173 000 рублей
2029 год – 1 290 000 рублей
2030 год – 1 419 000 рублей
Автобусы с рабочим объёмом двигателя 2500 – 5000 см3:
Сейчас – 1 657 500 рублей
с 1 октября – 2 818 500 рублей
2025 год – 3 099 000 рублей
2026 год – 3 409 500 рублей
2027 год – 3 750 000 рублей
2028 год – 4 125 000 рублей
2029 год – 4 537 500 рублей
2030 год – 4 882 999 рублей
Автобусы с рабочим объёмом двигателя 5000 – 10000 см3:
Сейчас – 1 851 000 рублей
с 1 октября – 3 147 000 рублей
2025 год – 3 462 000 рублей
2026 год – 3 837 000 рублей
2027 год – 4 188 000 рублей
2028 год – 4 606 500 рублей
2029 год – 5 068 500 рублей
2030 год – 5 574 000 рублей
Автобусы с рабочим объёмом двигателя 5000 – 10000 см3 для междугородных и пригородных перевозок:
Сейчас – 1 851 000 рублей
с 1 октября – 1 851 000 рублей
2025 год – 1 851 000 рублей
2026 год – 1 851 000 рублей
2027 год – 1 851 000 рублей
2028 год – 1 851 000 рублей
2029 год – 1 851 000 рублей
2030 год – 1 851 000 рублей
Автобусы с рабочим объёмом двигателя более 10000 см3:
Сейчас – 2 140 500 рублей
с 1 октября – 3 639 000 рублей
2025 год – 4 002 000 рублей
2026 год – 4 402 500 рублей
2027 год – 4 843 500 рублей
2028 год – 5 328 000 рублей
2029 год – 5 860 500 рублей
2030 год – 6 647 000 рублей
Автобусы с рабочим объёмом двигателя более 10000 см3 для междугородных и пригородных перевозок:
Сейчас – 2 140 500 рублей
с 1 октября – 2 140 500 рублей
2025 год – 2 140 500 рублей
2026 год – 2 140 500 рублей
2027 год – 2 140 500 рублей
2028 год – 2 140 500 рублей
2029 год – 2 140 500 рублей
2030 год – 2 140 500 рублей
Как видим, всё остаётся по прежнему: государство защищает, причём очень серьёзно защищает рынок автобусов среднего класса и автобусов большого класса для городских перевозок. Но, как и с магистральными седельными тягачами, отдаёт на откуп иностранцам, читай – китайцам, рынок междугородных и международных автобусов. Да, в сноске к данному документу есть оговорка, что их количество будет определяться Минтрансом, но как и по каким принципам – вопрос! Согласно определению, данном в Постановлении Правительства, под сохранение, точнее, под замораживание цен попали автобусы «используемые для осуществления перевозок по межмуниципальным, смежным межрегиональным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок».
Другими словами, речь идёт о всех автобусах большого класса, помимо городских и созданных на их базе пригородных моделей. Шаг, на мой взгляд, странный, потому что, в отличие от магистральных тягачей, с которыми сейчас действительно напряжёнка, междугородные автобусы есть в производственных программах и у ЛИАЗа, и у КАВЗа, и у КАМАЗа, и у Волгобаса. Да, их выпускают сравнительно мало, потому что перевозчики не берут – китайские аналоги существенно дешевле! А если ценовая чаша склонилась бы в сторону российских производителей, они сумели бы полностью заместить зарубежную технику. Но сделать это им в очередной раз не позволили. К сожалению, доходная ниша междугородных и туристических машин по-прежнему остаётся за китайскими производителями.