Приветствую, друзья! Давайте сегодня поговорим о вариаторе - типе автомобильной трансмиссии, у которой, наверное, самая отвратительная репутация среди всех типов автомобильных трансмиссий. Разберёмся, насколько она заслуженная, отдельно поговорим про китайский вариатор и обсудим ВАЗ и Москвич.
Идеальный тип трансмиссии?
Вариаторы стали появляться на автомобилях где-то с конца 50-годов, но это была скорее проба пера, а более-менее полноценные попытки внедрить вариатор на массовые автомобили - это уже 80-годы. Ford и Fiat экспериментировали с ними, но даже в те времена вариатор был большой экзотикой. И вот в девяностых начался перелом. Отовсюду звучали разговоры о том, что вариатор - это трансмиссия будущего, потому что это идеальный тип коробки передач: бесконечное количество передаточных чисел, мягкая работа, переключение без разрыва потока мощности и так далее.
И действительно с конца 90-х вариатор превращается в такой серьёзный тип трансмиссии, который бросает вызов классическим гидромеханическим автоматам.
Вариаторы Jatco: почему у них такая репутация?
Что касается надёжности, то, если говорить о России, больше всего, наверное, разговоров у нас про вариаторы Jatco. Вариаторы Jatco ставились на многие автомобили Nissan, Renault, Citroёn, Peugeot и так далее. То есть это очень популярный в России тип вариатора, и он имел много поколений, надёжность которых очень сильно отличалась. Собственно, эти вариаторы и создали ужасную репутацию этому типу трансмиссии, но это не значит, что среди них не было нормальных коробок передач.
Например, первый вариатор Jatco, который ещё в конце девяностых появился, он отличался довольно хорошей надёжностью и довольно хорошим ресурсом. То есть такие коробки ходили по 250 000 км, и вообще они создали такой определённый оптимизм, особенно в Японии, насчёт вариаторов. Но вот следующее поколение - JF011E, имело уже худшую надёжность.
Далее следовала смена поколений, шёл какой-то "улучшайзинг" меняли одно, второе, третье, и в итоге надёжность опять проваливалась, и опять начиналась затяжная работа над ошибками. И то же самое можно сказать про коробку передач Jatco JF015E, которая, в том числе, ставилась на Ладу Весту - тоже оказалась не самая надёжная трансмиссия.
Китайские вариаторы
Многие китайские компании не ставят на свои машины вариаторы, ну, по крайней мере, на те модели, которые везут в Россию. GEELY, Changan, Haval в основном предпочитает роботизированные трансмиссии. А вариаторную репутацию у нас создаёт компания Chery и её суббренды, то есть Omoda, Jetour, Kaiyi.
В основном они используют вариаторы китайского производства - CVT18 и CVT25. Обе эти трансмиссии скопированы с вариаторов Jatco и во многом повторяют их решение. И вот сейчас Лада Веста получила трансмиссию CVT18 - фактически ту же самую трансмиссию Jatco JF015E, что стояла до кризиса, только уже в китайском исполнении. Это вот тот самый вариатор, у которого есть гидротрансформатор и двухступенчатая гидромеханическая трансмиссия. Вариатор, даже в японском варианте был не самый надёжный.
Что касается китайской, то, по тем признакам, которые есть, она сохранила многие проблемы вариатора Jatco: она также не любит перегревы, у неё так же есть проблемы с повышенным износом, с накоплением продуктов износа в масле, со сбоями работы гидроблока и других гидравлических узлов.
АвтоВАЗ уже столкнулся с проблемами с этой трансмиссией. Первые покупатели Лады Весты с данным вариатором, уже стали попадать на гарантийный ремонт. И что важно, гарантийный ремонт - путём замены коробки, так как с официальной точки зрения она является неремонтопригодной. То есть по нормативам её нужно заменять в сборе. Это, кстати, одна из проблем вариаторов - с ремонтопригодностью у них часто есть такие проблемы.
АвтоВАЗ, по неофициальным данным, даже объявил отзыв первых Лада Веста с этим вариатором, причём критерием для отзыва было накопление продуктов износа в масле. Официально об этом никто не заявлял, но сами владельцы и автодилеры не раз это упоминали.
Что касается более "мощного" вариатора CVT25, то он рассчитан на больший крутящий момент и очень напоминает Jatco JF016 - тот вариатор, который ставился на Renault Duster, на Nissan X-Trail и на ещё ряд популярных в России моделей. И на начальном этапе своей карьеры он тоже не отличался надёжностью, но потом было проведено несколько работ над ошибками, так что вполне возможно, что японская версия в какой-то момент достигла зрелости. Вот что касается китайской версии - то такой уверенности нет.
К сожалению, с китайскими машинами практически всегда так: рейтингов надёжности, которые бы показывали их ресурс, у нас нет. Соответственно, мы тут можем только гадать. Ну, в любом случае, мы знаем, что этот вариатор создан на базе не самой беспроблемной трансмиссии.
Что касается Москвича. Ну, Москвич, как вы знаете, это на самом деле автомобили JAC. То он использует довольно интересную коробку передач - у него вариаторы бельгийской компании Punch. Эта компания вообще стояла у истоков вариаторостроения, и в нулевых годах она принадлежала немецкой компании ZF, выпускала вариаторы, которые ставились на многие модели, в том числе на Mini (британская автомобильная марка), которая принадлежит BMW.
Соответственно, эти вариаторы отличались неплохой надёжностью и репутацией. Но затем компания ZF переключилась на гидромеханические автоматы, роботизированные трансмиссии, и вот это бельгийское предприятие у неё немножко подвисло в воздухе. А далее это производство купили китайцы и теперь эти вариаторы, устанавливаются на китайские авто, в том числе на JAC JS4 ну, или на Москвиче 3.
Ну и с Москвичом 6, и JAC J7 та же самая история. Как минимум это продукция не китайской компании, сделанная на коленке - это в принципе продукт довольно именитого бренда, который выпускает вариаторы уже три десятка лет.
Покупать ли китайский авто с вариатором?
Сложный вопрос, но какой у нас выбор? То есть большинство китайских автомобилей, они, во-первых, не предлагают механических коробок передач. Редкие марки, например, Jetour Dashing можно купить в базовой версии с механической коробкой. Но в целом многие китайские марки даже не предлагают механических трансмиссий.
А в качестве альтернативы вариатору вы найдёте роботизированные коробки с двумя сцеплениями, так называемые преселективные трансмиссии, которые сформировали себе не самую идеальную репутацию. Я ещё не встречал китайский робот, который бы работал действительно как подобает преселективной коробке, скажем так, фольксвагеновских DSG.
И вот у нас такой выбор: либо робот, либо вариатор. Но при этом, кстати, вы можете посмотреть автомобили с гидромеханическим автоматом - китайцы начали их привозить. Скажем, geely emgrand в Китае поставляется с вариатором, но когда его стали поставлять в Россию, приспособили 6-ступенчатый гидромеханический автомат. И вот для тех, кто страдает очень сильными фобиями насчёт вариаторов, можно посмотреть такие варианты.
Наверное, при таком выборе, либо робот, либо вариатор, можно в какой-то момент предпочесть и вариатор. При этом надо иметь в виду, что это не коробка для агрессивной эксплуатации. То есть, если вы будете ездить здраво и аккуратно, если не будете сразу топить педаль газа, когда коробка ледяная, в мороз, если вы не будете буксировать какие-то тяжеленные прицепы, если вы не будете буксовать на ней, а просто спокойно, разумно ездить, то, ну, как минимум, вы снизите вероятность поломок.
Потому что многие проблемы с вариаторами возникают из-за агрессивной эксплуатации. Да, понятно, что вроде бы коробка должна быть на неё рассчитана. Ну вот, если у вас агрессивная эксплуатация - то вариатор точно не для вас.
Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал и пишите, что вы думаете о вариаторах в комментариях. Пока!