Найти тему
Петр Власов

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (03). Асы «Мустанга»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Завершает рассказ о модификациях истребителей «Мустанг» ставшая уже традицией статья о некоторых асах, добившихся на этой машине заметных успехов. В основном это летчики, воевавшие на Западном фронте, где роль «Мустанга» оказалась значительно важнее, чем в боях на Дальнем Востоке.

«Don» Gentile

-2

Американец итальянского происхождения Доменик Джентайл по прозвищу «Дон» (1920-1951) с началом Второй мировой войны записался в Канадские ВВС, и по окончании обучения на летчика-истребителя с сентября 1941 принимал участие в боевых вылетах 133-й британской эскадрильи «Игл», укомплектованной американцами. Первые победы Доминик одержал 19.08.1942, во время англо-канадского рейда на Дьепп - сбил Ju.88 и FW.190. А когда в Англию для участия в бомбежках Германии прибыла 8-я Воздушная армия США, Джентайл перевелся в ее состав. Зачисленный в 336-ю эскадрилью 4-й Авиагруппы, Доменик после маневренного британского «Спитфайра» долго не мог привыкнуть к тяжелому американскому истребителю Р-47 «Тандерболт», который казался летчику неповоротливым бревном. В результате первую воздушную победу на «Тандерболте» «Дон» смог одержать только 16.12.1943 (сбил бомбардировщик Ju.88). Затем в течение января 1944 он одержал на «Тандерболте» еще одну личную и одну групповую победы. А в феврале 1944 его эскадрилья пересела на новый истребитель Р-51 «Мустанг». Благодаря высокой маневренности «Мустанга» Доменик за март 1944 года одержал подряд 12 личных и 1 групповую победу. Особо он отличился 8.03.1944, когда в паре с ведомым лейтенантом Джоном Годфри вступил в схватку с превосходящими силами противника; в ней Джентайл сбил 3, а Годфри – 2 FW.190. Этот бой был широко разрекламирован американской прессой; при этом журналисты, введенные в заблуждение россыпью победных значков на борту самолета «Дона» (где наряду с его подтвержденными воздушными победами были отмечены и победы лишь вероятные, а так же самолеты, уничтоженные на земле, которые, вообще-то, в зачет побед не шли), раструбили в газетах, будто Джентайл побил рекорд лучшего аса США времен Первой мировой войны Эдди Рикенбакера (26 побед). На самом деле, Джентайл до самого своего окончания участия в боях так и не дотянул до счета Рикенбакера…

-3

8.04.1944 Доминик одержал 3 последние свои победы; уничтожив 3 FW-190, он довел свой счет в составе 4-й Авиагруппы США до 19 личных и 2 групповых побед. С учетом двух побед в составе британских ВВС окончательный счет Джентайла – 21 личная и 2 групповые победы, еще 8 самолетов он сжег на земле (которые в зачет не шли, но на борту его самолета были отмечены значками). В книгах же часто этот счет указывается как 22,5 победы (в американских ВВС групповые победы засчитывались как 0,5, и прибавлялись к счету личных). За такой результат капитан Джентайл 12.04.1944 получил в Дебдене из рук генерала Эйзенхауэра «Крест за Летные Заслуги» (DFC); а затем, демонстрируя начальству свое летное мастерство, на глазах командующего… разбил вдребезги свой самолет! Правда, сам летчик каким-то чудом остался невредим, но получил запрещение подниматься в воздух, и на этом его участие в войне закончилось. Джентайл был переведен в США на тыловую должность…

John Meyer

-4

Джон Майеp (1919-1975) - второй по результативности «Мустанг-ас» США во Второй мировой войне, имеющий на своем счету редкий трофей - реактивный бомбардировщик Ar.234!

Он вступил Воздушный Корпус Армии США в ноябре 1939 г., и после 8-месячного обучения был переведен в резерв с дипломом пилота-инструктора. Однако в июле 1941 Майер вошел в состав 33-й эскадрильи, базировавшейся на Исландию, и до сентября 1942 на Р-40 занимался охраной конвоев, пересекавших Атлантику. Затем Майер в США получил назначение командовать 487-й эскадрильей, осваивавшей новый истребитель Р-47 «Тандерболт», а в июле 1943 г. эта эскадрилья перебазировалась на Южную Англию.

С сентября 1943 г. 487-я эскадрилья занималась сопровождением бомбардировщиков в налетах на Германию, но в течение двух месяцев она не сбила ни одного вражеского самолета. Лишь в ноябре эскадрилья открыла победный счет: 26.11.1943 в жестокой схватке над Бременом именно Джон Майер «завалил» первого Bf.109. До конца года Майер одержал еще 2 воздушные победы, а весной 1944 352-я FG, в которую входила и 487-я эскадрилья, была перевооружена на истребители Р-51В. Свой первый вылет на «Мустанге» (который Майер назвал «Petie») Джон совершил 8 апреля; в тот день он сбил 2 германских истребителя (один из них в группе). Ровно через месяц (8.05.1944) Майер при эскортировании бомбардировщиков, бомбивших Брунсвик, уничтожил еще 3 немецких самолета и получил в награду «Крест за Отличную Службу» (Distinguished Service Cross). 12 мая Джон одержал очередную победу, и отправился в 2-месячный отпуск.

-5

В августе 1944 Джон Майер вновь принял командование над 487-м FS, а вместе с тем - и новый самолет Р-51D, который он назвал «Petie 2nd». 11.09.1944 во время налета на нефтехранилища в Хемнице и Рюланде Майер сбил сразу 3 Bf.109 и 1 FW.190. После этого боя Майер заявил, что его противниками были «зеленые» новички, которые в ходе схватки норовили выполнять очень эффектные, но совершенно бесполезные фигуры высшего пилотажа. Новое увеличение счета Джона еще на 3 победы произошло 21 ноября во время разгрома FW.190 из JG-300.

В декабре 1944 вся 352-я FG была перебазирована на континент для поддержки пехотных дивизий, сражавшихся в Арденнах. 26 и 27 декабря в «собачьих свалках» над Арденнами Майер сбил еще 5 немецких самолетов, а в последний день этого года ему удалось одержать эффектную победу над реактивным бомбардировщиком Ar.234! А 1.01.1945 немцы начали операцию «Боденплaтте»: атаковали союзнические аэродромы в Бельгии, и 352-я FG весь день выполняла против них боевые вылеты. В тот день Джон Майер сбил 2 последних самолета. Первого «Фокку» Мaйер «завалил» в лобовой атаке нa взлете, едва оторвавшись от земли, зa вторым же он долго гонялся, получив при этом попадание в самолет от своих же зенитчиков...

9 января подполковник Майер попал в автомобильную катастрофу, и получил тяжелое ранение - он буквально чудом остался в живых. В этот день война для Джона Майера закончилась...

Всего за годы Второй мировой войны подполковник Джон Майер сбил 23 самолета лично и 2 - в группе (по американской системе подсчета – 24 победы); еще 13 самолетов он уничтожил на земле. После окончания войны Майер продолжал служить в авиации США; во время войны в Корее он был командиром 4-го FIW, и сбил 2 корейских МиГ-15.

Gerge Preddy

-6

Джордж Предди (1919-1944) стал самым результативным «Мустанг-асом» Европейского театра боевых действий. Он вступил в авиацию в 20 лет; после обучения служил в 49-й эскадрилье на истребителе Р-40. С началом войны на Тихом океане 49-й FS принял участие в обороне Северной Австралии от атак японских бомбардировщиков. Поначалу будущему асу долго не удавалось добиться успеха: за 13 месяцев Предди смог лишь повредить всего 2 вражеских самолета. Но в то же время он стал «героем» столкновения с другим Р-40, и чудом выбрался живым из этой «передряги»...

В конце 1942 Предди перевели в 487-й FS 352-й FG, изучавший в США истребитель Р-47 «Тандерболт». Летом 1943 Джордж вместе со своей частью прибыл в Великобританию. Первую воздушную победу Предди одержал 1.12.1943 – сбил Bf.109; 29.01.1944 Джордж «завалил» FW.190; однако его самолет так же получил серьезные повреждения, и американцу пришлось прыгать из машины с парашютом над Северным морем! Гибель летчика казалась неизбежной, но на его счастье рядом находился корабль, и Предди быстренько вытащили из воды...

Вскоре часть Джорджа получила на вооружение «Мустанги», и эта машина принесла Предди целый ряд блестящих успехов. К концу мая он увеличил свой счет на 6 побед (2 из них - в группе), в июне - на 4, в июле - на 5 (из них 4 самолета Предди сбил за один день 18.07.44 г). В августе ас уничтожил еще 7 немецких самолетов; причем 6 истребителей Предди сумел сбить в ходе одного вылета 6.08.1944 г.! В том многочасовом сопровождении бомбардировщиков, бомбивших Гамбург и Бранденбург, Предди дрался с противником на высоте 9 км, а в погоне за последней жертвой ему пришлось спикировать до 2-километровой высоты. Этот день Предди назвал своим самым удачным днем еще и потому, что в ночь перед полетом Джордж выиграл в кости 1000 долларов (Предди потратил выигрыш на покупку военных облигаций).

В конце августа Предди был отослан в США, но в октябре он вновь вернулся в Европу - уже в звании майора и с назначением на должность командира 328-го FS своей 352-й FG. В составе этой эскадрильи Джордж одержал свои последние 4 победы. Он погиб 25.12.1944 г.над Бельгией, сбитый огнем... американской зенитной артиллерии!

Общий счет побед Джорджа Предди составил 25 самолетов сбитых лично, и 4 - в группе (по американской системе – 27 побед); еще 5 немецких самолетов Предди уничтожил на земле.

James Howell Howard

-7

Майор Джеймс Ховард не входит в число наиболее результативных асов «Мустанга»; однако он прославился своим боем на Р-51 с превосходящими силами противника, за который получил «Медаль Почета» - Ховард стал единственным пилотом-истребителем Западноевропейского театра, удостоенным этой высшей награды США. К тому же Ховард принадлежит к небольшому количеству американских летчиков, сумевших одержать победы и на Дальнем Востоке, и в Европе.

Джеймс Ховард принял боевое крещение еще до вступления США в войну: в составе группы американских добровольцев (ADG) «Летающие тигры» Джеймс сражался против японцев над Бирмой. Там на истребителе Р-40 он одержал 6,5 побед (расклад на личные и групповые в ADG не велся, поэтому как именно возникли эти «6,5», не ясно). После роспуска ADG Ховард был переведен в 354-ю истребительную группу, вскоре отправившуюся в Англию для участия в боях над Европой. Здесь Джеймс отличился 11.01.44 г. при эскортировании бомбардировщиков на Хальберштадт. В ходе рейда истребители сопровождения оказались связаны боем с большой группой немцев, и отстали от строя бомберов; с В-17 остался только майор Ховард, потерявший контакт со своими подчиненными. Он в одиночку продолжил сопровождение, и вскоре В-17 подверглись атаке 30 Мессершмиттов. В течение не менее получаса Ховард вел с ними в неравный бой, обстреливая каждый подбиравшиеся к его подопечным германский истребитель; а те в дыму и пламени проваливались вниз под облака. В ходе боя у Ховарда отказывал пулемет за пулеметом, и последний подбитый им германский самолет он решетил уже только из одного ствола. Стрелки и пилоты бомбардировщиков утверждали, что в этом рейде Джеймс сбил 9 немецких самолетов; однако, так как подтвердить их гибель было практически невозможно, командование засчитало Ховарду только 3 победы, остальные 6 записав как вероятные. А через неделю командование ВВС США собрало в Лондоне пресс-конференцию, на которой майор Ховард рассказал об атаке репортёрам. История стала сенсацией, и заголовки американских и британских газет наперебой прославляли подвиг Ховарда. В результате в феврале Ховард был повышен в звании до подполковника, а в июле удостоен высшей награды США – «Медали Почета». К началу 1945 г. Джеймса Ховарда произвели в полковники и назначили командиром авиабазы в США. Всего на счету полковника Ховарда официально числилось по американской системе подсчета 12,5 побед, из них 6,5 над японскими самолетами, и 6 – над немецкими.

Robert Moor

-8

Майор Роберт Мур (1921-2003) был лучшим асом 7-й Воздушной Армии США, сражавшейся на Дальнем Востоке. В составе 15-й истребительной группы, базировавшейся на Иводзиму, он занимался сопровождением дальних бомбардировщиков, бомбивших Японию.

Первую победу Мур одержал 26.01.1944 г. - сбил истребитель Ki-61, летая на Р-47 «Тандерболт» в составе 45-й эскадрильи. Но все остальные победы Роберт одержал в 1945 г. над Японией, уже на истребителе Р-51. Переведенный в 78-ю эскадрилью, Мур 7.04.1945 на «Мустанге» сбил над Иводзимой два японских истребителя. Титула аса он добился 25.05.1945 г. над Токио, когда расстрелял взлетавший с аэродрома по тревоге вражеский истребитель. Особо майор Мур отличился 29.05.45 г: - прикрывая от атак вражеских истребителей бомбившие Йокояму бомбардировщики, Боб уничтожил подряд три японских самолета. Последнюю победу Роберт Мур одержал над Токио 10.08.1945 г.; это был один из последних самолетов, сбитых во Второй мировой войне. Всего Роберт Мур одержал 12 воздушных побед.

Glen Eagleston

-9

Глен Иглестон (1921-1991) – лучший ас 354-й Истребительной Группы 9-й Воздушной Армии США, воевавшей на истребителях Р-51 в Европе. Наиболее эффективной эскадрильей 354–й FGбыла 353-я эскадрилья, а самым результативным ее пилотом являлся Глен Иглестон, закончивший войну со счетом в 18 личных + 1 групповую победы.

354-я FG с декабря 1943 на истребителях Р-51В с территории Великобритании сопровождала дальние бомбардировщики В-17 и В-24, бомбившие Германию. В первом своем бою 5.01.1944 ее «Мустанги» над Килем без потерь со своей стороны уничтожили 15 вражеских самолетов; Иглестон в той схватке «завалил» FW.190. В марте Глен сбил пятый самолет, заслужив титул аса; а к июню на его счету уже числились 13 личных и 1 групповая победы. Правда, и сам Иглестон был тоже один раз сбит… американским «Тандерболтом», принявшим «Мустанг» Глена за Мессершмитт! Иглестон спасся на парашюте; на его счастье инцидент произошел уже над Англией, и сбитый летчик приземлился на дружественной территории…

-10

Перебазировавшись в июне 1944 на освобожденную территорию Франции, 354 FG занялась в основном штурмовками наземных целей. Воздушных боев она не вела, поэтому очередные победы Иглестон одержал только через четыре месяца – 29.10.1944 он в одном бою сбил подряд 3 Bf.109.

Но в ноябре Группу внезапно пересадили на тяжелые неповоротливые Р-47 «Тандерболт». Лишь в феврале 1945 летчики добились возвращения «Мустангов» (за это время 354 FG не одержала на «Тандерболтах ни одной победы). Иглестон тут же намалевал на капоте своей новой машины изображение орла, и нанес на борт знаки одержанных им побед. На этом самолете Глен и довел свой счет до 18 сбитых лично самолетов. Однако эти победы не были последними в его биографии В 1950 в Корее Иглестон на реактивном истребителе F-86 «Сейбр» сбил еще 2 северокорейских МиГ-15.

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (01). Описание

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (02). Модификации

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.