Найти в Дзене
Петр Власов

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (02). Модификации

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Истребитель «Mustang» Mk.l/Mk.IA

-2

Первая серийная модификация, имевшая на заводе маркировку NA-73, предназначалась для экспорта в Великобританию; у британцев же она получила название Mustang Mk.l. Этот самолет оснащался двигателем Allison V-1710-39 мощностью 1.100 л.с., и имел довольно мощное смешанное вооружение, состоявшее из восьми пулеметов: четырех 12,7-мм, и четырех 7,62-мм. Два синхронных крупнокалиберных пулемета стояли в фюзеляже под двигателем, а все остальные - в консолях крыла, по бокам от стоек шасси. Вариант Mk.lA (на заводе он получил маркировку NA-83) был лишен пулеметов, но обладал еще более мощным вооружением - четырьмя автоматическими 20-мм пушками Hispano, установленными в крыле; таких самолетов построили 150 штук.

-3

Прототип NA-73 впервые поднялся в воздух в сентябре 1940 года. Испытания показали, что англичане не ошиблись, связав свои надежды с фирмой «NA». Ее истребитель, оснащенный тем же мотором, что и Р-40, летал гораздо быстрее за счет лучшей аэродинамики. Его максимальная скорость достигала 615 км/ч, а потолок - 9.750 м; расчетная дальность полета составила 1.690 км. На радостях британцы увеличили объем заказа до 620 машин, а потом, не дожидаясь исполнения первого контракта, заказали еще 300. Первый серийный «Мустанг» взлетел в апреле 1941 года, а в сентябре вся партия была отправлена в Великобританию.

Пикирующий бомбардировщик А-36 «Apache»

-4

Легкий пикирующий бомбардировщик для ВВС США, сделанный на базе экспортного «Мустанга» Mk.l, отличался от «британца» более мощным мотором Allison V-1710-87 в 1.325 л.с., и усиленным вооружением. Оно состояло из шести крупнокалиберных пулеметов (два - в носу и четыре - в крыле). Кроме того, под крыльями установили две бомбовые подвески, и на верхних и нижних плоскостях крыла смонтировали выдвижные перфорированные тормозные щитки, снижавшие скорость пикирования.

-5

Самолет мог донести две 500-фунтовые (227-кг) бомбы до цели, находящейся на дистанции 450 км, и налегке вернуться обратно. А в случае нападения вражеских истребителей он мог постоять за себя, вступив в воздушный бой. Однако увеличение массы конструкции по сравнению с «Мустангом» привело к ухудшению летных характеристик, в частности, максимальная скорость понизилась с 615 км/ч до 587 км/ч, а потолок - с 9.750 м до 7.650 м; без бомб он мог пролететь 1.600 км. А-36 строились с сентября 1942 по март 1943 года; всего произведено 500 «Апачей».

Истребитель Р-51А

-6

Первая чисто истребительная модификация для американских ВВС. 1.200 таких машин были заказаны в августе 1942 года, но поначалу производственные линии завода фирмы «NA» были загружены выпуском А-З6, поэтому первый серийный Р-51А взлетел лишь в феврале 1943-го. Заказ не был выполнен полностью: с февраля по май успели сделать только 310 самолетов, после чего от дальнейшего выпуска этой модификации отказались в пользу более совершенного Р-51В.

-7

Вооружение Р-51А состояло только из четырех крыльевых пулеметов, синхронные пулеметы, с которыми было много возни, решили больше не ставить. Двигатель - AllisonV-1710-81 мощностью 1.200 л.с. Истребитель получился легче и быстрее, чем английский «Мустанг» и А-36 - его максимальная скорость превышала 620 км/ч.

-8

Из 310 построенных Р-51А 50 штук передали англичанам в рамках военной помощи; новые владельцы присвоили им обозначение Mustang Mk.II. А 35 машин переделали в скоростные фоторазведчики под индексом F-6А; на них позади кабины установили по две фотокамеры К-24. Поначалу вооружение на F-6А оставили, но позднее на фронте для облегчения машины его стали снимать.

-9

Англичане в ходе эксплуатации своих «Мустангов» разработали для них выпуклый фонарь без переплета, несколько улучшивший летчику обзор (так называемый «колпак Малькольма»). Американцам британский «колпак» тоже понравился, и они старались для своих самолетов, базировавшихся на Англию, «заимствовать» у англичан такие фонари; правда, для американцев «колпаки Малькольма» оставались довольно дефицитными, и их имели лишь некоторые Р-51...

Р-51 В/С

-10

Накануне Второй мировой войны известная британская фирма «Rolls-Royce» выпустила очень удачный авиационный мотор Merlin, который ставился на многие типы британских самолетов. Он имел схожие с мотором «Аллисон» габаритные размеры и массу, но был гораздо мощнее (1.620 л.с.). Соответственно, англичане решили опробовать его и на «Мустанге». В августе 1942 года они на двух строевых «Мустангах» Mk.l сменили силовые установки. Замена «Аллисонов» «Мерлинами» потребовала лишь минимальных переделок; в результате единственными внешними отличиями самолета с новым мотором стали: четырехлопастный винт, и перенос воздухозаборника карбюратора с верхней панели капота на нижнюю.

-11

Результаты испытаний, проведенных в октябре, вызвали у англичан восторг: скорость самолета выросла почти на 100 км/ч (до 708 км/ч), а скороподъемность - в полтора раза! Американцы, узнав об этом, немедленно купили у «Роллс-Ройса» лицензию на «Мерлин», и организовали производство этих моторов на заводе фирмы «Паккард» (у американцев мотор получил обозначение Packard-Merlin V-1650-3). Уже в конце ноября 1942 года американский Р-51 с «Мерлином» вышел на испытания, а с мая 1943 года лицензионными английскими моторами начали оснащать все серийные «Мустанги», выпускаемые на заводе фирмы «NA» в городе Инглвуде.

-12

Новой модификации присвоили индекс Р-51В. Ее оснастили новыми подкрыльевыми пилонами для подвески бомб, ракет или дополнительных бензобаков. Теперь истребитель мог нести вдвое большую бомбовую нагрузку, чем А-36: под каждым крылом подвешивалась 454-кг бомба. Правда, из-за увеличения веса самолета его дальность снизилась до 1.300 км, но возможность подвески под крыльями дополнительных топливных баков это компенсировала – с ПТБ Р-51В мог пролететь уже 3.520 км! Таким образом, «Мустанг» превратился в универсальный боевой самолет, способный применяться в качестве перехватчика (без подвесок), легкого штурмовика (с бомбами или ракетами) и истребителя дальнего действия для сопровождения бомбардировщиков (с подвесными баками).

-13

В том же году к сборке «Мустангов» приступил новый крупный авиазавод в Далласе. Выпускаемые там машины получили оригинальный индекс Р-51С, хотя они ничем не отличались от Р-51В из Инглвуда. Всего было построено 3.740 Р-51В/С; из них 944 были переданы англичанам (те «окрестили» полученные Р-51В/С как Mustang Mk.III). Кроме того 95 самолетов (75 Р-51В и 20 Р-51С) переделали в фоторазведчики по образцу F-6А; они получили обозначение F-6С.

Р-51 D/K

-14

Летчики, воевавшие на ранних модификациях Р-51, считали главным его недостатком плохой обзор назад, загораживаемый закабинным гаргротом. Это позволяло вражеским истребителям, оставаясь незамеченными, внезапно атаковать «Мустанга» сзади. Для улучшения обзора полковник Марк Брэдли предложил убрать гаргрот, а самолет оснастить выпуклым и полностью прозрачным фонарем кабины. Фирма «NA» по этому предложению в 1943 году спроектировала такой фонарь, и установила его на очередную версию Р-51D, оснащенную более мощным вариантом мотора Packard-Merlin V-1650-7 (на 1.695 л.с.). При проектировании нового фонаря конструкторам пришлось решать две важные задачи: обеспечения жесткости пластмассового «пузыря», и сохранения хорошей аэродинамики фюзеляжа. Но под новым фонарем в кабине стало просторнее, а обзор значительно улучшился: теперь пилот мог беспрепятственно смотреть во все стороны, и вовремя замечать опасность. В обновленной кабине установили новый прицел К-14 (вместо более простого N-3B), который значительно упростил процесс прицеливания.

-15

В ноябре 1943 переделанную машину представили на испытания. Помимо остекления кабины и отсутствия гаргрота она отличалась от предыдущей модификации усиленным вооружением: в консолях крыла установили не четыре, а шесть крупнокалиберных пулеметов. Кроме того, в фюзеляже за кабиной поставили дополнительный бензобак на 320 литров. Этот третий бензобак позволил еще больше увеличить и без того немалую дальность полета истребителя (без ПТБ – 1.520 км, а с ПТБ – 3.680 км). Правда, более мощный мотор, дополнительные вооружение и топливо вызвали рост взлетной массы; в результате скорость самолета осталась практически такой же. Кроме того, увеличение веса самолета потребовало усиления стоек шасси и установки более прочных колес.

В начале 1944 года, после успешного завершения цикла испытаний, Р-51D запустили в серийное производство в Инглвуде, а затем и в Далласе (самолеты даллаского завода носили обозначение Р-51К, и отличались некоторыми деталями).

-16

В ходе эксплуатации выяснилось, что установка каплевидного фонаря и уменьшение высоты фюзеляжа за кабиной привели к некоторому снижению путевой устойчивости. Однако этот дефект устранили установкой форкиля. Его наличие является характерным внешним признаком поздних серийных Р-51D/K.

-17

Р-51D стал самой массовой и самой распространенной версией «Мустангов». В 1944-1945 годах Инглвудский авиастроительный комплекс сдал военной приемке 6.502 такие машины; в Далласе собрали еще 1.437 Р-51К, и 163 невооруженных фоторазведчиков на его базе под обозначением F-6K.

Из произведенных машин этой версии 281 Р-51D и 694 Р-51К американцы передали Великобритании; еще несколько десятков машин получили французы, канадцы, австралийцы и новозеландцы.

Р-51Н

-18

Р-51Н - последняя и наиболее совершенная версия «Мустангов». Ее летные характеристики были исключительно высокими и близкими к предельным для самолетов с поршневыми двигателями (правда, она появилась слишком поздно, чтобы принять участие во Второй мировой войне). Самолет получил двигатель Packard-Merlin V-1659-9, оснащенный системой впрыска в цилиндры водно-метаноловой смеси, позволявшей кратковременно наращивать мощность до 2.200 л.с. Во время работы этой системы Р-51Н достигал скорости 782 км/ч!

-19

Внешне Р-51Н отличался от Р-51D удлиненной хвостовой частью фюзеляжа (для компенсации возросшей массы двигателя), и более высоким килем, который устранил проблему недостаточной продольной устойчивости, характерной для предыдущих «Мустангов» с двигателем «Мерлин». Воздухозаборник радиаторов получил увеличенные размеры с вертикальной кромкой входного канала. Нижняя часть выходного канала стала прямолинейной формы вместо выпуклой. Передняя кромка крыла в месте соединения с фюзеляжем стала прямой, а не с изломом, как на остальных Р-51. Фюзеляж несколько изменили, чтобы поднять кабину. Каплевидный фонарь кабины был почти одинаковым по размерам со стандартным фонарем P-51D, но имел меньшую высоту, а вершина фонаря располагалась ближе к передней части. Вооружение осталось прежним – 6х12,7 мм пулеметов в крыле. На внешней подвеске Р-51Н мог нести такие же комбинации вооружения и топливных баков, как и P-51D/K.

-20

Р-51Н запустили в серию весной 1945 года и выпустили 555 экземпляров, но ни один из них на фронт уже не попал. После окончания войны серийное производство прекратили (последний P-51H сошел с конвейера в 1946 году). Пилоты считали, что P-51H более легок и прост в управлении, чем Р-51D; но с недоверием отнеслись к облегченной конструкции новой модели. Именно по этой причине самолеты Р-51Н не использовались боевых действий в Корее – летчики предпочли более тяжелый и прочный Р-51D.

Р-82/F-82 «Twin Mustang»

-21

Разработка этого необычного самолета связана с началом налетов американских бомбардировщиков на Японию. Большие расстояния, на которые приходилось летать одноместным истребителям сопровождения на Tихом океане, выматывали пилотов, управлявших самолетом по восемь часов, до почти полной потери боеспособности. Поэтому решили создать двухместный истребитель, в котором второй пилот будет попеременно с первым управлять самолетом. Для разработки такой машины взяли два фюзеляжа истребителей «Мустанг» Р-51Н, соединив их между собой общим крылом и хвостовым стабилизатором. Центральная секция крыла между фюзеляжами получила дополнительный бензобак, еще больше увеличивший дальность полета. Из-за появившейся сильной инерции вращения истребителя элероны увеличили, и разделили на внутренние и внешние секции. Для улучшения балансировки фюзеляжи удлинили вставками на 145 см. Обе кабины оснащались двойным управлением.

-22

Значительно увеличившийся в размерах и весе (взлетный поднялся до 11.700 кг) сдвоенный истребитель тем не менее сохранил все превосходные качества P-51: высокую скорость (до 770 км/ч), отличную маневренность и достаточно высокую огневую мощь. Кроме 6х12,7-мм пулеметов в центральной секции крыла самолет мог нести под этой секцией еще и контейнер с 8х12,7-мм пулеметами. Так же на подкрыльевых подвесках размещались или 4х454-кг бомбы, или 2х907-кг бомбы, или 10х127-мм ракет.

Под маркировкой Р-82В самолет в июле-августе 1945 г. был запущен в серию; но к моменту окончания Второй Мировой войны успели выпустить всего 20 самолетов, и на фронт они уже не попали. А после окончания войны производство Р-82В прекратили, изготовив всего 270 машин.

В 1948 г. в связи с изменениями классификации самолетов в ВВС США все Р-82 получили другую маркировку – F-82. В том же году части машин переоборудовали в ночные истребители с РЛС – в F-82F с радарами APS-4 (91 самолет), и F-82G с радаром SCR-720 (59 самолетов). Для устранения помех от пропеллеров антенну РЛС разместили в большом выпуклом контейнере, выступающем передней частью за коки воздушных винтов (оператора РЛС разместили в кабине правого борта). Дополнительный вес и аэродинамическое сопротивление от большого контейнера радара оказали лишь незначительное воздействие на скоростные характеристики самолета («ночник» летал с максимальной скоростью 738 км/ч).

-23

В 1950 г. F-82 приняли участие в Корейской войне. На то время это были единственные истребители, способные с баз в Японии достичь любой точки Корейского полуострова (дальность «Твин Мустангов» с ПТБ вместо бомб достигала 4.000 км). F-82 обеспечивали истребительное прикрытие транспортных самолетов, доставлявших грузы и американских солдат в Корею; а «ночники» начали охоту за северокорейскими самолетами. Правда, воевали F-82 относительно недолго: из-за отсутствия запасных частей уже через год «Твин Мустанги» были выведены из состава боевых частей. Всего в Корейской войне F-82 одержали 4 воздушные победы и 16 самолетов уничтожили на земле - ценой потери 11 F-82 в боях и еще 11 в авариях…

-24

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (01). Описание

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (03). Асы «Мустанга»

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.