Найти тему
Петр Власов

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (01). Описание

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Самолет North American P-51 Mustang считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Создававшийся по заказу англичан как истребитель ближнего радиуса действия, он в ходе развития получил множество специальностей, и наравне с бомбардировщиком В-17 стал настоящим символом американской авиации того времени.

Создание самолета Р-51 «Мустанг»

Уже сразу после вступления в войну против Германии Великобритания задумалась о недостатке в своих ВВС современных боевых самолетов, и поэтому посланная в апреле 1940 года в США британская комиссия по импорту авиационных вооружений предложила американской фирме «North American» (сокращенно – «NA») наладить выпуск истребителей Р-40 «Tomahawk» для продажи их Англии. Однако Р-40 был разработкой конкурента «NA» - фирмы «Curtiss». Поэтому, не желая производить «чужую» машину, руководство фирмы «NA» сделало встречное предложение - закупать у них другой, не менее качественный, истребитель, который «NA» обещала разработать и внедрить в производство в кратчайшие сроки. Англичане согласились - при условии, что новый самолет будет не хуже Р-40, и если он выйдет на испытания не позже, чем через четыре месяца со дня подписания контракта (май 1940 г.).

-2

Идя на эти условия фирма «NA» не особо рисковала: она с 1939 г. уже имела эскизные проработки истребителя NA-73, которые были временно заморожены в связи с отсутствием заказов. Теперь же англичане из-за больших потерь своих самолетов в боях над Францией заказали постройку сразу 320 серийных экземпляров, не дожидаясь изготовления прототипа. Разрабатывавшийся истребитель получил заводской индекс NA-73A, а в британских ВВС ему присвоили наименование Mustang Mk.l.

Уже в сентябре пробная серия из 10 машин была готова, и 20 сентября на испытательном полигоне Райт Филд в штате Огайо состоялся первый их пробный полет. При этом «Мустанг» испытывали и американские военные: фирма передала два экземпляра новой машины американскому Воздушному корпусу армии США (USAAC - тогдашнее название американских ВВС), в надежде заинтересовать своей новинкой не только англичан, но и собственные Воздушные Силы. В USAAC испытуемый истребитель обозначили как ХР-51 (индексом «X» американцы обозначают опытные машины; в случае принятия самолета на вооружение его отбрасывают).

-3

Хотя на испытаниях ХР-51 показал неплохие характеристики, американцы не спешили сделать на него заказ – ведь у них имелся уже проверенный и надежный Tomahawk; к тому же параллельно с ХР-51 проходили испытания новые истребители Р-39 Aircobra и Р-47 Thunderbolt, а США пока еще не собирались вступать в войну. Так что, поначалу «Мустанги» выпускались только для Англии. И лишь в январе 1942 года, после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США в мировую войну, американское авиационное командование заказало у фирмы «NA» 500 самолетов; но не в качестве истребителей, а в варианте легких одноместных пикирующих бомбардировщиков (под индексом А-36). Именно в этом качестве и под этим обозначением американские «Мустанги» впервые вступили в бой. А после боевой проверки качеств новой машины она была модернизирована в универсальный боевой самолет, способный применяться и как истребитель, и как легкий штурмовик.

-4

Что же конструктивно представляла собой эта машина, позднее заслужившая титул одного из лучших боевых самолетов Второй мировой войны?

Описание конструкции «Мустанга»

Это был одноместный одномоторный цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Его фюзеляж имел в передней части мотоустановку, отделенную от кабины пилота противопожарной перегородкой. Внизу сзади имелось углубление, в котором находился блок радиаторов и привод створки, регулирующей проток охлаждающего воздуха. Обшивка фюзеляжа выполнялась из алюминиевого сплава (дюраль, плакированный чистым алюминием для повышения коррозионной стойкости). Листы обшивки тщательно подгонялись друг к другу и соединялись встык на заклепках. В обшивке было много лючков и съемных панелей для облегчения эксплуатации.

-5

Кабина пилота на ранних модификациях вплотную примыкала к гаргроту и имела откидывающиеся в стороны сегменты; а начиная с модификации «D» закрывалась прозрачным, беспереплетным сдвижным назад фонарем полукаплевидной формы, отштампованным из оргстекла. Фонарь открывался и закрывался вручную. На P-51D в аварийной ситуации он сбрасывался для облегчения прыжка с парашютом. Пилот сидел в кресле с чашкой под парашют и мягкой спинкой с подушкой-подголовником, которая крепилась к стальной бронеплите. Все британские «Мустанги», а так же американские А-36 и Р-51 вплоть до модификации «В» оснащались прицелом N-3B, а P-51D -автоматизированным прицелом К-14, значительно облегчавшим прицеливание и обеспечивавшим более точную стрельбу.

-6

Крыло имело трапециевидную форму с прямыми кромками и «рублеными» законцовками. Стык крыла и фюзеляжа закрывался обтекателями («зализами»). Профиль крыла тонкий, ламинарный, с острой передней кромкой, оптимизированный для полетов на больших скоростях. Каркас крыла образован двумя дюралевыми лонжеронами и штампованными дюралевыми нервюрами с отверстиями для облегчения. Обшивка крыла - аналогична фюзеляжной. К заднему лонжерону на шарнирах крепились цельнометаллические элероны и посадочные щитки-закрылки. Выпуск и уборка закрылков осуществлялись с помощью гидроприводов. Внутри крыла между нервюрами располагались топливные баки, пулеметы и патронные коробки со съемными крышками, а также ниши стоек шасси. В переднюю кромку левой консоли была вмонтирована посадочная фара.

-7

Оперение классическое, однокилевой схемы, без расчалок и подкосов. Киль и стабилизатор конструктивно были аналогичны крылу; собирались как отдельные узлы, и стыковались с фюзеляжем на болтах. Места стыков закрывали обтекателями. На поздних экземплярах машины перед килем приклепывали треугольный вытянутый форкиль, служивший для повышения продольной устойчивости.

Рули поначалу имели полотняную обшивку, пропитанную аэролаком, но позже ее заменили на металлическую. В передних кромках рулей имелись выступы, в которые вставляли свинцовые грузы - балансиры, а к задним кромкам крепились на шарнирах фанерные триммеры, служившие для регулировки нагрузок на органах управления.

-8

Силовая установка: на самой массовой модификации Р-51D устанавливался 12-цилиндровый двухрядный V-образный бензиновый двигатель жидкостного охлаждения Packard-Merlin V-1650-7 максимальной мощностью на форсаже 1.695 л.с. и номинальной – 1.450 л.с. Мотор крепился к стальной раме; запускался электростартером. Двигатель оснащался шестеренчатым понижающим редуктором, двухступенчатым нагнетателем с приводом от коленвала, и дополнительным радиатором-интеркулером, охлаждавшим сжатый воздух, поступавший от нагнетателя. Воздухозаборник карбюратора с встроенным противопыльным фильтром находился под винтом. От него воздух по длинному тоннелю поступал к нагнетателю, прикрепленному к мотору сзади. Двигатель охлаждался специальной жидкостью «престон», представлявшей собой смесь этиленгликоля, дистиллированной воды и антикоррозийных присадок. На валу его редуктора вращался четырехлопастный алюминиевый винт автоматически изменяемого шага Hamilton Standard с гидравлической регулировкой установочного угла лопастей. Диаметр пропеллера - 3,4 м, его втулка закрывалась крупным алюминиевым коком оживальной формы.

Бензосистема включала три мягких протектированных бака из многослойной резины. Два бака по 340 л размещались в крыле, третий (на 320 л) - в фюзеляжном отсеке за кабиной. Когда этот бак был заполнен, центровка самолета смещалась назад, затрудняя управление и делая самолет слишком «вертлявым»; поэтому топливо из него расходовали в первую очередь, а при полетах на короткие дистанции этот бак вообще оставляли пустым. Кроме того, под крылом на бомбодержателях можно было подвесить два дополнительных сбрасываемых бака емкостью по 280 или по 400 литров.

-9

Шасси: трехопорное с хвостовым колесом. Основные стойки в полете убирались гидроприводами в ниши крыла и закрывались закрепленными на них металлическими створками; створки, закрывавшие колеса, крепились к днищу фюзеляжа. При повреждении гидросистемы стойки можно было выпустить под действием их собственного веса. Хвостовая опора убиралась поворотом вперед в прямоугольную нишу фюзеляжа и также полностью закрывалась створками.

-10

Вооружение: стрелковое вооружение Р-51В состояло из четырех, а Р-51D - из шести крупнокалиберных пулеметов Colt-Browning. Все они стояли в крыле, за пределами диска вращения винта, а потому не нуждались в синхронизаторах. Боекомплект ближайших к фюзеляжу пулеметов составлял 400 патронов, а остальных - по 280.

Боевое применение «Мустангов»

Самолеты разных модификаций Р-51 «Мустанг» активно применялись на всех фронтах Второй мировой войны, где воевали американцы и англичане. В Западной Европе, на Средиземном море, на Дальнем Востоке и на Тихом Океане они выступали в ролях и эскортных истребителей, и истребителей-бомбардировщиков, и штурмовиков, и дальних разведчиков.

-11

Боевое крещение самолет прошел в мае 1942 года в составе британских ВВС. Британские «Мустанги» патрулировали над Ла-Маншем и штурмовали немецкие наземные объекты в Северной Франции. Уже тогда «Мустанг» показал себя превосходным ударным самолётом: за первые 18 месяцев боевого использования ими было уничтожено до 200 локомотивов, затоплено или сильно повреждено до 200 барж, а так же сожжено большое количество самолётов противника на земле. При этом были потеряны всего 8 «Мустангов» (1 сбит вражескими истребителями, 5 - зенитками ПВО, и 2 пропали без вести). Уже в первых боях выяснилось, что прочность Мустанга достаточно высока, и он способен выживать при сильных повреждениях. Хорош был «Мустанг» и в дальней разведке: на низких высотах он оказался быстрее немецких Bf.109 и FW.190, и легко отрывался от их преследования. Поначалу британские «Мустанги» выполняли только разведывательно-бомбардировочные функции, но с июля 1942 они начали вести и воздушные бои.

-12

Американские «Мустанги» впервые вступили в бой в апреле 1943 года над Северной Африкой; причем это тоже были разведчики (F-6A) и штурмовики (А-36). Но уже тогда эти еще специализированные самолеты из-за их большой дальности полета иногда использовали и как эскортные истребители для сопровождения бомбардировщиков.

А с сентября 1943-го в бой вступила первая истребительная модификация Р-51А; эти самолеты воевали в основном в Бирме и Индии против японцев. Более мощные «Мустанги» с мотором «Мерлин» появились на Европейском фронте в ноябре того же года, и с декабря 1943 первая размещенная в Англии авиагруппа Р-51В начала сопровождать бомбардировщики, совершавшие дальние рейды на германские военно-промышленные объекты.

-13

Огромный запас топлива и повышенные высотные характеристики этих самолетов сделали «Мустанги» лучшими эскортными истребителями того времени. Вместительные подвесные баки Р-51 позволяли им сопровождать бомбардировщики от Англии до самого Берлина, а после сброса над столицей Германии опустевших баков им хватало топлива во внутренних баках для проведения 15-минутного воздушного боя с немецкими истребителями, и последующего возвращения на свою базу в Англии. Поэтому не удивительно, что к концу войны почти все американские эскортные истребительные группы в Европе были перевооружены с других истребителей на «Мустанги». Причем к тому времени практически весь парк «Мустангов» на Западном фронте был уже представлен самой удачной модификацией - Р-51D, которая с успехом применялась даже против новейших реактивных истребителей Люфтваффе и крылатых ракет V-1.

-14

Всего в 1941-1945 годах было построено 15.019 (по другим сведениям 15.586 или даже 16.974) экземпляров «Мустанга» всех модификаций. Согласно заявкам пилотов «Мустангов» (скорее всего завышенным), они сбили в воздушных боях на этих истребителях 4.950 вражеских самолетов, и еще 4.131 уничтожили на земле при штурмовках аэродромов. Собственные потери составили 2.520 «Мустангов». Если эти цифры действительно верны, то Р-51 является самым результативным истребителем западных союзников Второй мировой войны.

-15

Однако окончание Второй мировой войны не стало финалом боевой карьеры «Мустанга» (в 1948 г. в связи с изменениями классификации самолетов в ВВС США сменившего свою маркировку с Р-51 на F-51). В 1950-1953 годах F-51 еще довелось повоевать в Корее; правда, там начавший устаревать самолет использовался лишь для штурмовок наземных целей. При этом только ВВС США потеряли в Корее 356 «Мустангов» (322 в боях и 34 – в авариях). А ведь кроме USAF «Мустанги» находились на вооружении и союзников США, участвовавших в Корейской войне. Из 94 F-51 авиации Южно-Африканского Союза (ЮАС) было потеряно 74 «Мустанга»; ВВС Южной Кореи в ходе войны потеряли 68 «Мустангов», а ВВС Австралии после боев не досчитались 22 F-51. Таким образом, в ходе войны в Корее общие потери истребителей F-51 составили 540 «Мустангов».

-16

В середине 1950-х гг. в связи с наступлением эры реактивной авиации «Мустанг» в США был окончательно снят с вооружения. Но и на этом боевая история «Мустанга» еще не закончилась. Ведь самолетами F-51 американцы снабдили еще целый ряд стран, и в некоторых из них «Мустанги» участвовали в боестолкновениях. Так, из переданных американцами Гоминьдану F-51 не менее двух были сбиты в воздушном бою в 1950 г. над Китаем, а 39 достались в качестве трофеев Китайской Народной Республике и были включены в состав авиации КНР.

-17

В 1956 г. при вторжении на территорию КНДР пары F-51D ВВС Южной Кореи их перехватили северокорейские истребители МиГ-15, сбившие один из «Мустангов». В том же 1956 в ходе боев над Синаем ВВС Израиля потеряли 14 F-51 от огня противника, а еще 5 были списаны из-за тяжелых повреждений. В 1962 г. истребитель F-51 Доминиканской республики нарушил воздушное пространство Кубы и был сбит кубинским истребителем МиГ-15бис. Последнее в истории боевое применение истребителей F-51 состоялось в 1969 г. в ходе так называемой «100-часовой приграничной войны» Сальвадора с Гондурасом, в ходе которой Сальвадор потерял один из 13 имевшихся у него «Мустангов», сбитый F4U-5 «Корсар» Гондураса.

-18

А все модификации самолета Р-51 «Мустанг» будет рассмотрены в следующей статье…

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (02). Модификации

Американский истребитель Р-51 «Мустанг» (03). Асы «Мустанга»

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.