Приветствую, друзья! Задумывались ли вы, почему в нашей стране мы вынуждены покупать отечественные автомобили по заоблачным ценам, в то время как за рубежом за те же деньги можно приобрести гораздо более качественные и современные модели?
И у нас есть все основания возмущаться сложившейся ситуацией. В таких странах, как США, Германия и Китай, за аналогичную сумму (около $25 000) можно купить автомобили совершенно другого уровня. Давайте же разберёмся, насколько доступны эти модели людям за границей и сравним с доступностью Весты в России.
Начнём с актуальных цен на Весты и по словам менеджера, в одном из автосалонов её стоимость составляет 2 120 000 рублей. И это при отсутствии таких опций, как стабилизация и климат-контроль.
Лада - это как Ольга Бузова в мире российского автопрома: её никто не любит, но она повсюду. С другой стороны, какой выбор есть у людей, желающих приобрести самый бюджетный новый автомобиль? На сегодняшний день Лада удерживает эту ценовую нишу, хотя для этого компания не прилагает особых усилий. Благодаря заградительным мерам, пошлинам, акцизам и налогам, конкуренция в этом сегменте практически отсутствует, что позволяет АвтоВАЗу диктовать свои условия.
Статистика за первое полугодие 2024 года впечатляет: продажи АвтоВАЗа выросли на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 207 000 автомобилей. Это 30% от общего объёма проданных новых автомобилей в России. АвтоВАЗ процветает, но при этом не устаёт жаловаться на судьбу и строчить письма в правительство. Но об этом чуть позже.
Что же можно купить за рубежом по цене максимальной версии Весты? В США, например, это новая Toyota Corolla. Давайте посмотрим на её оснащение: 2-литровый двигатель мощностью 170 л.с., вариатор, аудиосистема JBL, 10 подушек, система бесключевого доступа Smart Key, поддержка Apple CarPlay. Разгон до 100 км/ч всего за 9 секунд. Ни один отечественный автомобиль пока не смог приблизиться к такой динамике.
Та же Веста, будь то с двигателем 1.6 или 1.8 (122 л.с.), и близко не стоит. Плюс наличие люка - опции, которой в автомобилях АвтоВАЗа до сих пор нет и не предвидится. И не стоит забывать, что это Toyota Corolla - бренд, который не идёт ни в какое сравнение с АвтоВАЗом.
В Германии за те же деньги, может чуть дороже, можно стать обладателем Skoda Scala. Да, комплектация будет бедной, 1-литровый движок примерно на 110 лошадок, "тряпочный" салон, но это европейский автомобиль концерна VAG. Несмотря на былые проблемы, качество материалов и сборки остаются на высоте.
Во Франции эквивалент цены максимальной Весты - это новый Renault Captur, компактный кроссовер, дебютировавший в 2024 году. Пусть даже в минимальной комплектации, но это кроссовер с возможностью выбора двигателя: бензинового или на газу. Но самое интересное - это, конечно же, китайский рынок новых автомобилей. Давайте остановимся на нём подробнее.
Итак, в Китае по цене максимальной Весты и даже дешевле. За 1 600 000 рублей доступен полноразмерный кроссовер Exeed TXL с 2-литровым двигателем мощностью 260 л.с. И это не дефорсированные моторы, как у нас. На российском рынке их мощность составляет 197 л.с., а в Китае - все честные 260 лошадок. Разумеется, в максимальной комплектации: полный электропакет, круговой обзор, ассистенты, удержание в полосе и так далее.
Продолжая тему, нельзя не упомянуть Chery Arrizo 8 с двигателем 1.6 Turbo мощностью 150 л.с. Многим эта модель хорошо знакома, но самое интересное - её цена в Китае. Всего 110 000 юаней, что по текущему курсу составляет около 1 300 000 рублей. Впечатляет, не правда ли? Особенно если учесть, что это стоимость максимальной версии Лады Гранты в России. Сравнивать её с Грантой, на мой взгляд, просто бессмысленно. Конечно, в России эта модель Chery стоит значительно дороже, и позже я расскажу почему. Но будь у нас такая цена, Arrizo 8 стала бы настоящим хитом продаж.
Кстати, не так давно в Китае начались продажи нового Exeed Era - электромобиля с 500 л.с. и запасом хода в 700 км. И, представьте себе, его цена укладывается в стоимость нашей Весты. Достаточно одного взгляда, чтобы понять - это автомобили совершенно разного уровня.
Но не всё так просто с покупкой машины в Китае. Есть определённые проблемы, связанные с заградительными мерами. Во-первых, без парковочного места автомобиль не купить. А с этим в Китае большие сложности. Сначала нужно приобрести место для парковки, что тоже влетает в копеечку, и только потом, с документами на руках, можно отправляться в автосалон за желанным автомобилем.
Во-вторых, проблема с госномерами. Если в России достаточно записаться через госуслуги и через пару дней поставить машину на учёт, то в Китае очереди на оформление растягиваются на месяцы и даже годы. Альтернатива - купить номера на аукционе, но это безумно дорого. Так что низкие цены на автомобили в Китае нивелируются этими проблемами. Не всё так радужно, как кажется на первый взгляд.
Но вернёмся к ценам на китайские автомобили в России. На итоговую стоимость влияет множество факторов. Во-первых, логистика - доставка из Китая обходится недёшево. Во-вторых, налоги, пошлины, сборы. Ну и один из ключевых моментов - пресловутый утилизационный сбор, который до недавнего времени составлял около 300 000 рублей. А с 1 октября его планируют повысить. И, говорят, до 2030 года он будет расти из года в год.
И главный бенефициар всей этой ситуации - конечно же, АвтоВАЗ. Они больше всех ратуют за повышение утильсбора, закидывая правительство письмами. И в итоге получат ещё большую долю рынка, хотя уже сейчас контролируют 30%. На цену автомобилей АвтоВАЗа это никак не повлияет - она будет расти в любом случае, даже несмотря на то, что китайские машины из-за высокой стоимости станут невыгодными для покупки. Веста и другие модели АвтоВАЗа продолжат дорожать, и на снижение цен рассчитывать не приходится.
Завершая тему, сравним доступность автомобилей в России и других странах. В США, например, при средней зарплате в 4500 долларов (усреднённый показатель по стране, в каждом штате по-разному) Toyota Corolla стоит пять таких зарплат. В Германии бюджетный автомобиль обойдётся также 5-6 зарплат, которые в среднем составляют 3000 евро. В Китае средняя зарплата - около 130 000 рублей, и за восемь таких зарплат можно купить, к примеру, Chery Arrizo 8.
Ну а в России? По данным Росстата, средняя зарплата - 50 000 рублей, хотя вопрос, учитываются ли в этой статистике Москва и Санкт-Петербург с их уровнем жизни. Предположим, максимальную версию Весты можно приобрести за 40 таких среднестатистических зарплат - разница колоссальная. И действительно сложно смириться с тем, что максимальная Веста стоит столько же, сколько Toyota Corolla или бюджетные европейские автомобили в своих странах. Или те же китайские машины, которые мы привыкли ругать.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях