Найти тему
Вижу красоту

Красочная керамика Натальи Максимченко

Друзья, делюсь с вами статьёй августовского номера журнала «Декоративное искусство СССР» за 1962 год о творчестве московского художника-керамиста Натальи Алексеевны Максимченко (1916–1978). Текст проиллюстрирован великолепными экспонатами Государственного музея керамики в Кусково. Взгляните и насладитесь!

Георгиева Л. Красочная керамика // Декоративное искусство СССР, 1962. – № 8 (57). – С. 22–24.

До сих пор мы знали Наталью Алексеевну Максимченко как скульптора, работавшего главным образом над многофигурными группами из фарфора, скульптора, динамичного в своих композициях, но несколько суховатого в пластике формы.

Наталья Максимченко. Скульптура «Албанский танец». 1954. Рига. Высота 39,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 1206. Госкаталог: 27345795.
Наталья Максимченко. Скульптура «Албанский танец». 1954. Рига. Высота 39,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 1206. Госкаталог: 27345795.

И вдруг на персональной выставке мы увидели Максимченко-керамиста, притом керамиста-живописца, со смелым красочным строем произведений.

Толчком для этого нового поворота в творчестве художницы явилась её недавняя поездка в Среднюю Азию, основной целью которой было создание скульптурных портретов знатных людей Узбекистана. Она побывала в дальних горных районах и в Кызыл-Кумских песках, жила в животноводческих совхозах и в юртах чабанов.

Наталья Максимченко. Скульптура Отдых». 1959. Москва. Высота 43 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 3302. Госкаталог: 41390937.
Наталья Максимченко. Скульптура Отдых». 1959. Москва. Высота 43 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 3302. Госкаталог: 41390937.

Мужественный народ этого края и его природа, красные пески пустыни и неожиданный колорит известковых гор поразили её воображение. И здесь у Максимченко возникло простое человеческое желание сделать своим гостеприимным хозяевам подарок – создать для их своеобразной национальной кухни посуду.

Наталья Максимченко. Ваза на ножке, из декоративного комплекта. 1961. Москва. Высота 11,0 см Диаметр 37,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 10315/3. Госкаталог: 15731724.
Наталья Максимченко. Ваза на ножке, из декоративного комплекта. 1961. Москва. Высота 11,0 см Диаметр 37,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 10315/3. Госкаталог: 15731724.

Так родились два сервиза – большой сервиз «Актау» для национальных узбекских блюд и набор посуды для чая «Тамды» (названия даны автором в честь гор).

-6

Для нас эти произведения интересны тем, что художнице удалось в цветовой гамме керамической посуды передать колорит среднеазиатских пейзажей. Сервиз «Актау» расписан белой, зелёной, коричневой глазурями. Это цвета известковых гор с зелёно-бурой растительностью в расселинах. Не только в колорите, но и в самом строе потёков глазурей есть что-то от линий и пятен горного среднеазиатского ландшафта.

Второй сервиз построен на сочетании насыщенных красно-оранжевых глазурей с чёрной и зелёно-бирюзовой. Кажется, будто по-весеннему расцвели красные каракумские пески.

-8

Своеобразный, несколько сбивчивый ритм росписей этих сервизов и некоторых других керамических изделий Максимченко ассоциируется не только с природой Узбекистана, но и с национальным искусством его народа, с орнаментацией народных текстильных изделий.

С сожалением приходится заметить, что в утилитарных керамических вещах не проявилось скульптурное дарование Максимченко. Художница подошла к ним чисто живописно. Декоративно-укрупненные формы её посуды довольно тривиальны, однообразны и служат лишь фоном для эффектной игры глазурей. Такой чисто живописный подход – вообще распространенное явление среди наших московских керамистов. Конечно, он имеет право на существование, но обедняет возможности керамики – искусства пластического в своей основе.

-10

Среди чисто живописных работ Максимченко наиболее удачны её росписи фаянсовых блюд. Смелыми, быстрыми росчерками кобальта наносит она на поверхность керамики фигуры в разных поворотах и движениях. Плавные, округлые линии, передающие грациозные, словно замедленные движения восточных женщин, когда они сидят на кошме за домашней работой или склоняются над ребёнком, удивительно тонко и гармонично вписаны художницей в круглую форму настенного блюда. Очень приятен мягкий колорит этих вещей, построенный на сочетании тёмных линий кобальта и мягко расплывающихся зеленовато-серых тонов солей.

Максимченко исполнила и несколько керамических панно, посвященных жизни Узбекистана. Разнообразные по цвету, иногда насыщенные и яркие, иногда блёклые и гармоничные, эти панно при соответствующем масштабе могли бы быть использованы в интерьерах современной архитектуры.

Наталья Алексеевна работает много и быстро, без предварительных эскизов, сразу в материале она делает десятки вариантов композиций, пробует новые сочетания глазурей. Быстрый набросок по утильному черепку, мазки и пятна подглазурных красок и глазурей – всё надо делать сразу и часто наугад (ведь только после обжига выявляются подлинные цвета керамических красок). Иногда обжиг приносит разочарование: авторский замысел оказывается разрушенным.

Наталья Максимченко (?). Скульптура «Пляска». 1950-е. Москва. Высота 34,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 11256. Госкаталог: 7425622.
Наталья Максимченко (?). Скульптура «Пляска». 1950-е. Москва. Высота 34,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ГМК КП 11256. Госкаталог: 7425622.

А зачастую он поражает самого автора звучным горением красок и цветосочетаний. В этой неожиданности окончательного эффекта – трудность работы керамиста, но в ней и её прелесть.

-14

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются