Найти тему
Вино и Эль

Сомелье не отличили дорогое вино от дешевого

Оглавление

Часто в комментариях люди приводят в пример эксперимент, когда в Европе человек дал на пробу винным экспертам дешевое вино и они оценили его как супер хорошее.

Другая история была на выставке в России. Дорогое вино Мутон Ротшильд налили в бутылку с дешевой этикеткой и представили на стенде, как какое-то новое хозяйство. Стоимость этого вина была 200 тыс.

Подходили люди, пробовали. Многие сказали, что вино водянистое, слабый аромат, дало оценку как вину эконом варианта, а заголовок у видео стал о том, как эксперты облажались.

Что же было на самом деле

В первой истории стоит разобраться, что же был за эксперимент.

Суть была в том, что телевизионный проект хотел показать абсурдность винных конкурсов с наградами. Для этого они попросили реального винного эксперта в этом поучаствовать. Для заявки на конкурс образец вина отправили одного уровня, а уже на сам конкурс привезли то самое дешевое вино. Когда его пробовали, то подставной эксперт наговорил лестные слова этому вину, а так как он был авторитен в винной сфере, то все начали повторять его слова.

Винная выставка Винорус
Винная выставка Винорус

Задача была показать, что на таких конкурсах не обязательно оценивают профессиональные эксперты. Какие-то медальки могут быть куплены, а в целом хорошие вина на такие конкурсы уже никто не отправляет.

Во втором случае была выставка, на которую могли прийти все желающие и попробовать вина. Желающие не обязательно эксперты. Но были и эксперты, которые очень удивились этому вину и реально оценили его высокий уровень. Один из экспертов даже угадал, что это Мутон Ротшильд, и посчитал все это какой-то ошибкой. Как будто что-то подменили.

Почему же другие люди не смогли оценить?

Первое - это то, что хорошее вино отличается большей концентрацией во вкусе и аромате. Чем оно «концентрированей», тем больше времени ему нужно на раскрытие. Вы налили его и первый нос будет не столь информативен. Вину нужно «подышать». Но все равно будут тонкие нюансы, по которым эксперт может в силу опыта понять, что вино раскроется чуть позже или оно реально пустое.

Оценка вина
Оценка вина

Второе - предпочтения людей. Дорогие вина имеют более сложный и глубокий аромат, часто не столь однозначный, когда к ягодам и фруктам добавляются дополнительные мотивы. Для новичков это не привычно, и они могут такой напиток забраковать для себя.

Третий момент - мозг. Он обрабатывает информацию с такой скоростью, что подтягивается информация из прошлого опыта молниеносно. К слову сказать, в некоторых магазинах используют специальные ароматизаторы. Так в обувном магазине с дешевой обувью запах кожи будет все равно создавать на подсознательном уровне образ чего-то высококачественного и респектабельного.

А еще человек социальное существо. В советское время психолог-исследователь Валерия Мухина проводила эксперименты, когда клали черную карточку и сажали подставных людей. Потом приглашали человека испытуемого. Все подставные говорили, что она белая. В конце нужно было скзать испытуемому человеку цвет. В итоге, он говорил как все, хотя видел, что она иная. Поэтому, если уже кто-то авторитетный или много людей дало оценку чему-то, то на суждение другого это может повлиять.

Если реально нужно дать оценку вину, то все оценочные комиссии происходят не «на бегу». Отдельный день, помещение, где есть фокус-группа только из экспертов. При этом никаких цен или названий у экспертов нет. И уж тем более этикеток. Они пробуют это вслепую без дополнительной информации, которая могла бы исказить их восприятие.

Еда
6,93 млн интересуются