Прошедшая несколько лет назад пандемия немного повлияла на модель потребления виски. Из-за карантинов наметился больший спрос на виски премиум сегмента. Ведь домой для себя любимого уже хочется купить чего-то более классного и отличное от того, что можно было выпить в пабе или баре. И сейчас я хочу немного поразмышлять об ирландском виски, всё-таки чем-то он мне запал в душе, поэтому и уделяю ему отдельное внимание на своём канале. Так что, это будет очередной ненаучный и непопулярный материал. Но не всё же писать про низко бюджетные товары, которые только и вызывают большой интерес.
Исторически ирландский виски премиум-класса был редкостью. Однако сегодня растет спрос на высококачественные, хорошо выдержанные и очень хорошо оцененные (по стоимости) напитки. И вот здесь очень интересно понаблюдать за тем, как Изумрудный остров повернул за угол, чтобы произвести один из самых востребованных спиртных напитков мира.
В 1871 году компания Distillers Company Ltd выступила с предложением по сбору средств для строительства новой винокурне в Дублине. «По оценкам, спрос на дублинский виски в настоящее время более чем в пять раз превышает спрос на шотландский», — заявила она, пытаясь привлечь инвесторов. Однако даже Distillers Company не стала бы утверждать, что именно «дублинский виски» стал причиной такого роста, — и потребовалось бы ещё больше времени, чтобы виски, который в середине XIX века был популярен как напиток для приятного времяпрепровождения, превратился в современный шикарный и премиальный продукт. Путь к этому моменту был похож на американские горки...
В начале 1800-х годов производство виски превратилось из фермерского предприятия в полноценный бизнес. Но в то время как Шотландия построила себе сеть небольших, часто сельских винокурен (к концу XIX века их насчитывалось более 130), Ирландия сосредоточилась на нескольких очень крупных городских производителях с огромными производственными мощностями. В середине 1800-х годов «большая четверка» дублинских винокурен — William Jameson’s Marrowbone Lane (позже Dublin Distillers Co), John Jameson & Son’s Bow Street Distillery (дом бренда Jameson), George Roe & Co и John Power & Son — правили бал. Наряду с несколькими небольшими ирландскими винокурнями, их продукция в то время высоко ценилась и составляла один галлон из каждых семи, произведенных в Великобритании и Ирландии.
Но холодные экономические ветры дули в мире винокурения в первой половине 20-го века, в результате огромного перепроизводства, Великой депрессии, Первой мировой войны и начала сухого закона в Северной Америке. Спад привел к закрытию 40 шотландских винокурен — и ирландский виски тоже не был застрахован. Наряду с теми же мрачными экономическими встречными ветрами, Ирландии также пришлось бороться с Пасхальным восстанием 1916 года и гражданской войной, все эти события оказали серьезное влияние на производство виски на Изумрудном острове.
К 1960 году Ирландия потеряла 26 из 30 ранее работающих винокурен, оставив, опять же, всего четыре производства. На этот раз они были более равномерно распределены по стране: Bushmills в графстве Антрим, Северная Ирландия; Jameson and Powers в Дублине; и Cork Distilleries Company на юге страны. Последние три объединились в 1966 году, чтобы сформировать Irish Distillers, консолидировав производство на новом заводе в Мидлтоне, графство Корк, и оставив Дублин сухим с точки зрения производства виски.
В отличие от скотча или коньяка, виски из Ирландии никогда не мог претендовать на премиальность, чему в равной степени способствовала и мешала ирландская диаспора с репутацией «кутежа», решительной рабочей нитью вплетённая в гобелен американского общества, основного экспортного рынка для ирландского виски. Только в конце 20-го века спрос на ирландский виски начал расти, что сподвигло к росту производства, который Dublin Distillers предвидела ещё 150 лет назад.
К тому времени Ирландия как страна росла в своем статусе. С введением Евро в 2002 году наметился экономический рост. Виски стал послом ирландского благополучия по всему миру, а стиль potstill, в частности, зарекомендовал себя как культурный символ. Разработанный как инновационный способ обойти исторический налог 1785 года, взимаемый британской короной с соложёного ячменя, предназначенного для производства ирландского виски, стиль pot-still использует смесь как соложёного, так и не соложёного ячменя, с добавлением других зерновых культур, как рожь и овёс. Главным локомотивом стал виски Jameson, бренд, который завоевал популярность как мягкий, легко пьющийся виски. В отличие от смешанного скотча, который сочетает в себе солодовые и зерновые виски, охватывающие ряд вкусов, включая дымные характеристики, Jameson был смесью, которая черпала уникальный вкус ирландского pot-still и зернового виски.
Pot still виски является флагманским стилем, производимым сегодня на винокурне Midleton. Bushmills, напротив, расположенный на северном побережье около Giant’s Causeway, последовательно использовал только соложённый ячмень, производя солодовый стиль виски. Однако Bushmills и Midleton объединяет то, что оба используют тройную дистилляцию. И именно мягкость, полученная от тройной дистилляции (так любят утверждать маркетологи, но это не совсем так, и про это я уже писал на своём канале), является тем, чем наиболее известен ирландский виски, а смесь соложёного и не соложёного ячменя в pot still добавляет кремовой текстуры и деликатной утонченности, что обеспечивает его популярность среди потребителей.
Поскольку Jameson утвердился в качестве лидера рынка, его успех создал спрос на этот более премиальный стиль. С начала этого века бренды pot still виски, такие как Redbreast, приобрели множество поклонников среди любителей виски, несмотря на — или, возможно, благодаря — их относительной редкости. Green Spot, столь же неуловимый виски pot-still, стал очень популярен среди любителей выпить, хотя его редко можно было увидеть. Midleton Very Rare, ещё одна смесь, которая в значительной степени опирается на стиль pot-still, появилась как ежегодный высококачественный выпуск ограниченным тиражом, хотя часто по цене, которая оказалась непомерной для многих.
За исключением нескольких небольших брендов ирландского виски, использующих виски, произведённые в Bushmills или Midleton, и самих виски Bushmills под собственной маркой, большинство классических брендов, включая Redbreast, Green Spot, Midleton и Jameson, принадлежат одной компании — Irish Distillers. Увидев возможность сосредоточиться на виски single pot-still, в 2011 году Irish Distillers выпустила свою линейку Single Pot Still Whiskeys of Midleton, коллекцию из четырех версий популярных брендов из своего портфолио. В центре внимания были Green Spot, Midleton’s Barry Crockett Legacy, Powers’ John’s Lane и новая версия горячо любимого Redbreast 12-летней выдержки.
За последнее десятилетие этот ассортимент расширился, особое внимание было уделено Redbreast и линейкам Spot. Redbreast имеет ряд, который включает не только 12-летнюю версию, но и бочковую крепость; 15-летний виски; релиз без указания возраста, который черпает вдохновение от выдержки в бочках из-под хереса из знаменитой винодельни Lustau; и 21- и 27-летние виски. За последние несколько лет даже были выпуски Dream Cask из отдельных бочек, достигнув цен, которыми гордились бы некоторые из аукционных домов солодового шотландского виски.
Ещё более экзотичен по своей индивидуальности ассортимент Spot. Исторически сложилось так, что не только такие производители, как John Jameson, ставили свое имя на бутылки виски. Торговцы вином часто покупали нью-мейки для выдержки в своих бывших винных бочках, и одним из таких предприятий была семейная фирма Mitchell & Son из Дублина. Линейка Spot получила свое название от системы, используемой семьей Митчелл, которая отмечала разный возраст выдержки виски на доньях бочек мазком цветной краски. Сегодня линейка Spot состоит из семилетнего Blue Spot (выдержанного в бочках из-под бурбона, хереса и мадеры), 12-летнего Yellow Spot (выдержанного в винных бочках из Малаги) и 15-летнего Red Spot (из бочек из-под бурбона, хереса и сицилийской марсалы). Тем временем классический Green Spot, который обычно выдерживается как в бочках из-под бурбона, так и в бочках из-под хереса, был выпущен ограниченным тиражом в партнерстве со знаменитым винодельческим хозяйством Бордо Château Léoville Barton, а также ещё один релиз, выдержанный в течение 12 месяцев в бочках, в которых ранее хранилось красное вино не менее известного Chateau Montelena из долины Напа.
С выпуском компанией Jameson ограниченной серии single-pot-still виски путешествие замкнуло круг. Этот лимитированный 15-летний релиз стал первым виски single-pot-still под брендом Jameson, выпущенным с начала века, а бутылка объемом 500 мл продается по цене 300 евро за бутылку. Было выпущено всего 2220 бутылок, и всё это продаётся исключительно через онлайн-аукционы.
Точно так же, как прилив заставляет плыть все лодки, так и другие производители выиграли от этой премиализации. Бренд Teeling заслужил прекрасную репутацию, разливая виски, произведённый на винокурне Cooley, которая начала свою работу с 1988 года, убрав гегемонию Irish Distillers. Семья, в честь которой компания берет своё название, открыла собственную винокурню в 2015 году, став первым предприятием по производству виски, открытым в Дублине начиная с начала 20-го века. В её коллекции есть 37-летний солодовый виски, который обойдется вам в 7500 фунтов стерлингов.
Чтобы не отставать, Bushmills — стойкий приверженец ирландского солодового виски — теперь присоединился к премиум-классу. Современное производство виски Bushmills берёт начало с 1885 года, после того как предыдущая винокурня была уничтожена пожаром. В течение десятилетий бренд фокусировался на своих основных розливах Black Bush, смешанного виски, и ассортименте солодовых виски, выдержанных в течение 10, 16 и 21 года. Однако недавно, после многих лет нерешительности, винокурня решила углубиться в свои склады и выпустить серию роскошных розливов под вывеской Causeway Collection. На данный момент в продаже имеются 27-летний однобочковой бурбонный релиз (650 евро за бутылку), релизы из бочки из-под марсалы урожая 1995 года (410 евро), бочка из-под вина из Малаги урожая 1995 года (475 евро) и 30-летний, который изначально появился на полках по цене 700 евро за бутылку, но теперь переходит из рук в руки по цене в два раза выше. Последний релиз в коллекции — винтаж 1991 года, выдержанный в бывших бочках из-под мадеры; он продается исключительно через The Whisky Shop в Великобритании по цене 695 фунтов стерлингов за бутылку. Трудно поверить, что всего десять лет назад в Ирландии было всего три винокурни. Сейчас их работает более 40, и их будет ещё больше. Новаторские релизы из серии солодовых виски компании Irish Distillers, выдержанные виски от Teeling и выдающиеся образцы солодового виски из новой коллекции Causeway от Bushmills подготовили почву для нового золотого века ирландского виски. И благодаря этим релизам, ирландский виски перестают позиционироваться как чисто бухлишко, а становится предметом коллекционирования у фанатов виски. Понятно, что другим винокурням потребуется ещё 15-20 лет, чтобы выпускать виски подобного уровня (новая волна стартовала с 2013 года), но старожилы уже сейчас серьёзно работают над повышением статуса ирландского виски. И вполне возможно, что в скором времени Ирландия вернёт свой статус, который был у неё в конце 19 века.
Употребляйте крепкие напитки умеренно. ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ! Всем отличного настроения! Sláinte! Éirinn go Brách!