Из лекций С.В.Стахорского
В начале ХVII века Ренессанс исчерпал свои эстетические ресурсы, и ему на смену приходят два больших стиля — барокко и классицизм. Они проявились в литературе, театре, музыке, архитектуре, изобразительном искусстве. Это первые в истории общеевропейские стили, захватившие все страны Европы — западные и восточные, включая и Россию.
Родиной барокко стала Италия, классицизма — Франция. Оба стиля возникли примерно в одно время и в течение полутора столетий существовали параллельно как соперничающие альтернативные течения.
Термин «барокко» утвердился, когда этот стиль ушел в историю. Считается, что в 1888 году термин ввел швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин, хотя единичные случаи его использования имели место и раньше.
Барокко — итальянское слово: буквально оно означает искривленную жемчужину; в переносном смысле — нечто причудливое и странное.
Отсутствие строгой симметрии и правильной геометрии — первый признак барочного искусства. В нем преобладают кривые, ломаные линии. Архитекторы проектируют здания с выпуклыми или вогнутыми фасадами, разорванными фронтонами, искривленными карнизами.
Криволинейная пластика характеризует скульптуру; в живописи чаще всего применяется асимметричная композиция.
Если ренессансный художник опирался на чувственный опыт и находил смысл творчества в подражании природе, то барочный художник обращает взор в глубь души. Из ее недр возник этот стиль — фантазийный, эффектный, динамичный, впечатляющий разнообразием декоративных форм.
В декоре барокко постоянно используются витые колонны, ажурные решетки, орнаментальные гирлянды и узоры, переплетающиеся завитки, овалы и спирали. Образец барочного декора — спроектированный Джанлоренцо Бернини бронзовый балдахин собора Святого Петра в Риме: четыре спиралевидные изогнутые колонны, оплетенные растительным орнаментом, поддерживают навес со статуями ангелов и волнистым ламбрекеном по карнизу.
Барочные церкви часто выглядят как дворцы. Чудесный замок из сказки Шарля Перро напоминает Знаменская церковь подмосковного села Дубровицы, стоящая на высоком холме у слияния рек Десна и Пахра. Фасады церкви имеют в плане 12 лепестков, снаружи покрыты рустованным камнем и украшены полуколоннами, статуями и растительными рельефами; высокая башня увенчана ажурной короной.
В ХVII веке стиль барокко изменил архитектурный облик европейских столиц. Суровый и величественный Рим благодаря Бернини приобрел дух барочной праздничности: улицы и площади украсили фонтаны, обелиски и скульптурные композиции из нескольких фигур. Изменились Москва и ее окрестности: кремлевские башни были покрыты барочными шатрами; праздничным многоцветием разукрасился собор Василия Блаженного, первоначально окрашенный белой штукатуркой. Постройки того столетия (в их числе — главный храм Нового Иерусалима, Преображенская церковь Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде) имеют множество башенок, асимметрично расположенных приделов, куполов и шатров. Карнизы и барабаны церквей опоясывает изразцовый декор павлинье око, созданный мастером Степаном Полубесом.
Чудом архитектуры считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича, возведенный в 1667–1672 годах в селе Коломенское под Москвой. Известны имена зодчих — Семен Петров и Иван Михайлов; расписывали дворец Симон Ушаков и подопечные ему изографы Оружейной палаты. Дворец поражал современников затейливостью архитектурной формы, образованной башнями, галереями, крыльцами, шатровыми и купольными крышами.
К середине ХVIII века дворец пришел в ветхое состояние и был снесен. На его месте строились новые палаты (в 1768-м и 1825-м), но и они утрачены. В 2008–2010 годах по сохранившимся чертежам и рисункам воссоздан дворец, каким был при Алексее Михайловиче.
Роскошным убранством впечатляют интерьеры барочных церквей и дворцов. В иконостасах средневековья не было рам: иконы плотно прилегали друг к другу. Теперь же иконы вставляются в орнаментальные рамы, разделенные колоннами и пилястрами. Скульптурный декор обрамляет алтарные картины католических базилик.
Архитекторы барокко первыми начали проектировать анфилады дворцовых залов, расположенных в перспективе. Они стараются расширить пространство зала. С этой целью применяют живописный плафон, создающий иллюзию глубины на ровной поверхности потолка.
Интерьеры расширяют большие зеркала, установленные на противоположной от окон стене. Окна отражаются в зеркалах, отчего возникает иллюзия двусветного зала.
Великолепие барочного интерьера усиливает мебель, перенасыщенная украшениями. Мебель производится из дорогих пород дерева (ореховое, черное), обита бархатом или тисненой кожей, инкрустирована позолоченной бронзой и перламутром. Отличительная особенность барочной мебели — точеные ножки, изогнутые в виде латинской буквы s.
В искусстве барокко выражены представления о богатстве и изменчивости окружающего мира. Барочное мироощущение характеризуется пышной чувственностью и своеобразным гедонизмом, сопряженным с эстетическим наслаждением. Отсюда проистекает избыточная, гиперболизированная декоративность стиля барокко.
Барочная живопись эстетизирует обыденные и повседневные вещи, превращая их в предмет художественного любования. Натюрморты фламандского барокко, созданные Франсом Снейдерсом, изображают довольно прозаичные объекты: мясные лавки с тушами на крюках, бочки с рыбой, развалы овощей и фруктов, но написаны натюрморты столь красочно, столь аппетитно, что ими украшали королевские покои.
Живописцы барокко предпочитают сюжеты античной мифологии и библейского предания. Мифологические персонажи фигурируют в картинах на бытовые темы. В полотнах жанра бодегон, написанных Веласкесом, Вакх пирует с бедняками в захудалой харчевне; Афина и Арахна состязаются в ткачестве, приняв облик простых мадридских прядильщиц (обе бедно одеты и сидят босыми).
Барочные художники часто делают предметом изображения сиюминутные ситуации с персонажами, застигнутыми врасплох. В картине Веласкеса «Менины» юная инфанта и ее фрейлины вслед за собакой вбегают в мастерскую художника, не подозревая, что тут находятся король и королева. Увидев их, инфанта и фрейлины застыли в растерянной позе.
Скульптуру барокко отличают динамика и подвижная пластика. Беспрецедентной пластичности достигал Бернини, сделавший мрамор податливым, как воск.
Античные и ренессансные статуи, как правило, имеют один предпочтительный ракурс наблюдения, перед которым проигрывают остальные. Чтобы ограничить ракурс, статуи обычно устанавливались в нишах.
Барочная скульптура рассчитана на круговое обозрение. Так построены статуи Бернини. Они словно оживают и начинают двигаться, когда на них смотришь с разных точек зрения. Мы видим, как Прозерпина пытается вырваться из рук Плутона, как Давид резко разворачивается, чтобы метнуть из пращи камень. На наших глазах пойманная Аполлоном Дафна превращается в лавровое дерево. Обходя скульптуру по часовой стрелке, видим мы, как тело нимфы покрывается древесной корой, руки превращаются в ветки, а волосы в листья.
Иллюзия стремительного движения поражает в «Медном всаднике» Фальконе: всадник взлетает на крутую скалу и у обрыва останавливает коня, подняв его на дыбы.
Художников барокко притягивают текучие формы. Ничто не выражает текучесть, как вода. Архитекторы проектируют фонтанные феерии и украшают ими площади, сады и парки.
Непревзойденное творение Растрелли — фонтанный ансамбль главного каскада и парков Петергофа.
Стиль барокко оказал значительное влияние на развитие садово-паркового искусства. Однако чисто барочные сады не сохранились. Дошедшие до нас парковые ансамбли ХVII–ХVIII веков соединяют в себе два стиля — барокко и классицизм. Разъединить целостный ансамбль, формировавшийся в течение полутора столетий, на барочные и классицистические территории немыслимо. Тем не менее, можно выделить некоторые элементы, отличительные для стиля барокко, помня, что существуют они внутри многосоставного целого.
Общую основу парка барокко и классицизма составляет регулярная планировка. Барочный парк, как правило, имеет террасное расположение. На склоне между террасами строятся лестницы, пандусы и водные каскады, а также балюстрады, служащие смотровыми площадками. Территория парка засажена плотными рядами деревьев и кустарников, разрезана прямыми аллеями и каналами. На пересечении парковых алей расположены фонтаны, гроты и павильоны.
Барочный парк наполнен замысловатыми аллегориями в виде статуй и фигурно подстриженных деревьев; в нем встречаются ловушки, предназначенные для розыгрышей: таковы фонтаны-шутихи Петергофа.
Ренессанс, возрождая античность, горевал об утраченных шедеврах ваяния и зодчества. Руины греческих и римских памятников вызывали слезы. В период барокко руины стали объектом эстетического любования. Поэтому в каждом дворцово-парковом ансамбле непременно проектировалась искусственная руина в виде полуразрушенного портика с обломками капителей и колонн, разбросанных в живописном беспорядке. Такие руины сохранились в парке Шёнбрунн в Вене, в парке Павловска (колоннада Аполлона).
Красотой руин упивается Пиранези в серии гравюр, изображающих развалины античного Рима.
В период барокко широкое распространение получают маскарады, театрализованные празднества и шествия аллегорических персонажей. Праздничное застолье — частая тема барочной живописи. Многолюдные трапезы любил изображать Якоб Йорданс.
Мажорная тональность и праздничный колорит отличают барочную интерпретацию образа блудного сына. В полотнах Рембрандта, Мурильо, Геррита ван Хонтхорста, Иоганна Лисса он предстает одетым в дорогое платье, пирующим в компании обольстительных женщин, сидящим за столом с хрустальными бокалами и диковинными яствами в виде павлина на блюде. Даже несчастья блудного сына, вынужденного кормиться пищей свиней, у барочных художников не выглядят ужасными.
Праздничный дух барочной культуры выражают фейерверки. Родиной фейерверка является Китай, где это искусство появилось с изобретением пороха еще до нашей эры. Первый на европейском континенте фейерверк показали в Италии в 1379 году, но мода на фейерверки утвердилась по всей Европе в барочном ХVII веке.
Барокко — монументальный стиль. Это стиль больших дворцовых и парковых ансамблей, многофигурных скульптурных и живописных композиций. Здесь много пафоса, но немало юмора и иронии. Барокко можно назвать веселым стилем.
Барочный юмор легкий, лишенный сарказма. Таковы шаржи Бернини, с которыми связывается появление термина «карикатура».
Рембрандт привносит иронию в жанр группового портрета. В картине «Ночной дозор» пафосная сцена построения ветеранов стрелковой роты переполнена ироническими деталями. Коротышка в большущем шлеме, не совладав с мушкетом, производит случайный залп. Капитан в правой руке, одетой в перчатку, держит другую перчатку на ту же правую руку. Левой рукой он дает сигнал для построения, и тень от нее падает на причинное место лейтенанта, стоящего рядом.
Веселое настроение характеризует портреты, написанные Франсом Хальсом: у всех его персонажей неизменно улыбающиеся или смеющиеся физиономии. Смеется Рембрандт в автопортретах раннего периода; смешливое выражение у героев Веласкеса, Мурильо, Йорданса, Вермеера.
Хальс пишет портрет пренеприятной особы — Малле Баббе, прозванной Харлемской ведьмой. Благодаря улыбке она выглядит довольно симпатичной.
В скульптуре Бернини святую Терезу пронзает золотой стрелой ухмыляющийся ангелочек.
Рубенс дотошно копирует полотно Тициана «Грехопадение», добавив лишь несколько мельчайших деталей. У Тициана змий, вручая яблоко Еве, смотрит на Адама; у Рубенса — на Еву. Рубенс добавляет свидетеля сцены — попугая, написанного в барочном изгибе головы и туловища. В обеих картинах Адам жестом левой руки пытается остановить Еву, но выражение лица и направление взгляда различны: у Тициана взгляд направлен на яблоко, у Рубенса — на Еву. Этим взглядом Адам как бы увещевает Еву. Адам Рубенса старше тициановского: у него более плотное тело. В обеих картинах змий является под маской невинности — в облике ангелочка. Тициановского змия выдают прикрытые «мертвые» глаза. Змий Рубенса — улыбающийся розовощекий путти: он смотрит лукавым взглядом, как бы предвкушая грехопадение.
На период барокко в русском искусстве приходится деятельность Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора, учрежденного Петром I, а заканчивается русское барокко веселым царствованием Елизаветы Петровны.
В ХVII–ХVIII веках в Европе часто вспыхивали эпидемии чумы, уносившие тысячи жизней. В память об этом бедствии в Австрии и Баварии устанавливают так называемые Чумные колонны, изображающие вознесение душ на небо. Скульптурное оформление данных монументов мало соответствует их содержанию. Весь ствол колонны облеплен множеством фигур: они извиваются, клубятся и взлетают в эффектных позах.
Художников барокко влечет малознакомый европейцам мир Востока: особый интерес у них вызывает культура Китая. Из этого интереса выросло целое течение ориентализма (от лат. orientalis — восточный). Во дворцах оборудуют залы для раритетов, привезенных с Востока, а в королевских парках возводят восточные павильоны. Затейливые китайские павильоны построены в Версале, Потсдаме, Ораниенбауме; в Царском Селе сооружена Китайская деревня с пагодами и сидящими на крышах драконами.
Скульпторы и живописцы Ренессанса, возвратившие в искусство после тысячелетнего перерыва обнаженную натуру, старались передать совершенство и красоту человеческого тела. Художников барокко занимают физические изъяны и патологии. Так, картины Рубенса заполнены нагими телами, оплывшими жиром, явно пораженными целлюлитом.
Пытливый дух барокко тяготел к экзотике и всякого рода диковинам. В это время создаются ботанические сады с экзотическими растениями; по городам колесят передвижные зверинцы с животными, привезенными из дальних стран; в столицах открывают кунсткамеры, содержащие собрания редкостей.
В королевских дворах Европы держат многочисленный штат карликов, арапчат, уродцев. Торговля уродцами в то время сделалась весьма прибыльным ремеслом: о нем рассказал Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется».
Портретную серию карликов, состоявших при дворе испанского короля, выполнил Веласкес. Художник-гуманист, он сумел разглядеть человека в этих диковинных людях и тем пробудил к ним сострадание.
У другого живописца испанского барокко Хусепе Риберы есть один странный портрет — «Магдалена Вентура с мужем». В нем изображены пожилые супруги с печальными лицами, покрытыми глубокими морщинами. Странность портрета в том, что у женщины, прижимающей к обнаженной груди младенца, густая борода. Рядом с фигурами — каменная плита, на которой начертан текст, рассказывающий о произошедшем с Магдаленой несчастье.
Жители городка Абруцци на юге Италии, супруги состояли в браке двадцать лет, у них было трое детей, и жизнь их была вполне благополучной, но после рождения четвертого ребенка у Магдалены стала расти борода. Об этом чуде узнал вице-король Неаполя, большой любитель экзотики, во дворце которого имелась портретная галерея монстров. Он поселил супругов у себя и заказал Рибере их портрет.
Как и Веласкес в портретах карликов, Рибера не нашел в участи этих людей ничего смешного. Он создал трагический портрет несчастных супругов, вынужденных потешать своим видом любопытных гостей неаполитанского двора.
Национальные школы барочного искусства имеют свои особенности. Различия фламандского и голландского барокко можно проследить на примере картин Рубенса и Рембрандта, написанных на один и тот же сюжет: героиня обоих полотен — Вирсавия, персонаж Книги царств. Красотой Вирсавии был поражен царь Давид, однажды увидевший ее, когда она купалась. Воспылав страстью, Давид соблазнил Вирсавию.
В картине Рубенса Давид стоит на балюстраде дворца (в левом верхнем углу). Вирсавия его заметила, что выдает румянец на щеках. Не стыдясь своей наготы, она смотрит на посланца Давида — негритенка, принесшего любовную записку. Собачка (на первом плане) оскалилась на посланца (в западной традиции собака — аллегория супружеской верности). Собачка почуяла, что тут совершается измена. Ведь Вирсавия — замужняя особа, и муж ее сейчас находится на войне. Картина наполнена чувственностью и эротикой. Рубенс любуется и как бы ласкает прекрасное тело Вирсавии.
Вся эта сцена помещена в роскошный интерьер, показанный с присущей Рубенсу изобретательностью. Художник использует образные переклички: алые драпировки в верхнем правом и нижнем левом углах; струя воды (справа) и (чуть левее) струящиеся волосы Вирсавии, которые расчесывает красавица-рабыня (и сводня — она ей что-то нашептывает). Архитектурные элементы переднего плана повторяются в очертаниях дворца на фоне.
Картина Рембрандта имеет монохромный колорит и предельно проста по композиции. Нагая женщина, склонив голову, сидит на кушетке; в руках у нее роковое письмо; ее ноги вытирает старуха-служанка. Фигуры и предметы первого плана тонут в полумраке.
У Вирсавии Рембрандта печальный взгляд: она уже прочла письмо. (В Библии сказано, что Давид без долгих слов призвал Вирсавию разделить с ним ложе, и та ему — царю — покорилась.) Вирсавия Рембрандта словно предчувствует, чем закончится эта история. Давид овладеет Вирсавией, а мужа ее, храброго полководца, отправит на верную гибель. Внешне статичная, картина Рембрандта поражает сильным внутренним напряжением. Если Рубенс изобразил привлекательную грешницу, то Рембрандт — несчастную жертву греха.
Всякий художественный стиль влияет на моду, и мода служит его наглядным выражением. В барочные века распространилась мода на пышные, эффектные платья. Мужчины надели богато украшенные камзолы и широкополые шляпы с перьями, женщины — фижмы (юбки на каркасе в форме купола); в широкое употребление вошли парики.
Барочный парик отнюдь не имитирует натуральные волосы, даже если сделан из них, а напротив всячески выказывает свою ненатуральность. С этой целью парик покрывался толстым слоем пудры; дамские парики к тому же были украшены драгоценными камнями, лентами, цветами и султаном из перьев. О париках периода барокко см. статью, опубликованную на канале «Пинакотека».
Подобное предпочтение искусственного естественному проявилось в барочной музыке и музыкальном исполнительстве. На оперных подмостках в те времена царили певцы-кастраты. В публике, очарованной их виртуозным пением, ходила поговорка: «Да здравствует ножик».
Большие стили, как правило, порождают стили малые. Ответвление барокко — стиль рококо, перенявший декоративность барочного искусства, но лишенный его монументальности:
История барокко заканчивается во второй половине ХVIII века. Стиль-соперник, классицизм одолел барокко и его полностью вытеснил. Последним аккордом барочной эпохи в русском искусстве стала отставка Растрелли. Создатель дворцов Петергофа и Царского Села, только что завершивший строительство Зимнего дворца в Петербурге, был отстранен от дел вступившей на престол Екатериной II (молодая императрица воспринимала барокко как вычурный и тяжеловесный стиль).
Традиции барочного искусства актуализировал художественный авангард ХХ века. Следы барокко обнаруживаются в постройках Антонио Гауди, полотнах Густава Климта, рисунках Тулуз-Лотрека, Бердслея, Альфонса Мухи, картинах объединения «Голубая роза». Барочные традиции отозвались в сюрреалистических фантазмах Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
© Стахорский С.В.