Найти в Дзене

ЖИВОПИСЬ: САМСОН И ДАЛИЛА

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Самсон и Далила — персонажи ветхозаветной Книги Судей. Могучий герой, библейский Геракл, Самсон сражается с филистимлянами, захватившими его родину, и истребляет их тысячами. Недюжинную силу ему дает назорейство — обет ритуальной чистоты, запрещающий пить вино и стричь волосы. Виновницей гибели Самсона стала филистимлянка Далила: она его приворожила и выведала у него тайну могущества. Когда Самсон заснул, Далила остригла его волосы, и он был схвачен и ослеплен. Закованный в цепи, он поставлен крутить мельничные жернова. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его в зал, где собралось множество народа. Но его волосы уже немного отросли, и к нему вернулась часть былой силы: ее хватило, чтобы свалить колонны, поддерживающие свод. Рухнувшая крыша раздавила филистимлян, под руинами погибла Далила, погиб и Самсон. Художники разных эпох изображали богатырские подвиги Самсона, перебившего ослиной челюстью сотни филист

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ

Из лекций С.В.Стахорского

Самсон и Далила — персонажи ветхозаветной Книги Судей. Могучий герой, библейский Геракл, Самсон сражается с филистимлянами, захватившими его родину, и истребляет их тысячами. Недюжинную силу ему дает назорейство — обет ритуальной чистоты, запрещающий пить вино и стричь волосы.

Виновницей гибели Самсона стала филистимлянка Далила: она его приворожила и выведала у него тайну могущества. Когда Самсон заснул, Далила остригла его волосы, и он был схвачен и ослеплен. Закованный в цепи, он поставлен крутить мельничные жернова. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его в зал, где собралось множество народа. Но его волосы уже немного отросли, и к нему вернулась часть былой силы: ее хватило, чтобы свалить колонны, поддерживающие свод. Рухнувшая крыша раздавила филистимлян, под руинами погибла Далила, погиб и Самсон.

Художники разных эпох изображали богатырские подвиги Самсона, перебившего ослиной челюстью сотни филистимлян; вырвавшего из земли запертые городские ворота Газы и на плечах дотащившего их до вершины горы; растерзавшего пасть льва, когда тот на него напал. Последняя тема воплощена в знаменитой статуе Большого каскада Петергофа (скульптор Михаил Козловский, 1801 год). Роковой любви и гибели Самсона посвящены оратория Генделя (1743 год) и опера Сен-Санса (1877 год).

Большинство произведений живописи воспроизводит момент, изложенный в 19-й строке 16-й главы Книги Судей: «И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его». Картины изображают Самсона спящим на коленях Далилы: его поза выражает состояние покоя и умиротворения.

Франческо Мороне. «Самсон и Далила», между 1475 и 1500 годами. Музей Польди-Пеццоли, Милан
Франческо Мороне. «Самсон и Далила», между 1475 и 1500 годами. Музей Польди-Пеццоли, Милан
Андреа Мантенья. «Самсон и Далила», 1495–1500 годы. Национальная галерея, Лондон
Андреа Мантенья. «Самсон и Далила», 1495–1500 годы. Национальная галерея, Лондон

У Мантеньи, Хонтхорста, Маттиаса Стома, Рембрандта, а также в двух полотнах Лукаса Кранаха, волосы самолично остригает Далила; у Мороне, Рубенса, Яна Стена это делает слуга.

Лукас Кранах Старший. «Самсон и Далила», 1528–1530 годы. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Лукас Кранах Старший. «Самсон и Далила», 1528–1530 годы. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Лукас Кранах Старший. «Самсон и Далила», 1537 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Лукас Кранах Старший. «Самсон и Далила», 1537 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Ян Стен. «Самсон и Далила», 1668 год. Музей искусств, Лос-Анджелес
Ян Стен. «Самсон и Далила», 1668 год. Музей искусств, Лос-Анджелес

В картине Яна Ливенса Далила протягивает ножницы мужчине, но тот отказывается взять их в руки, и между ними происходит напряженный диалог взглядов.

Ян Ливенс. «Самсон и Далила», 1635 год. Рейксмузеум, Амстердам
Ян Ливенс. «Самсон и Далила», 1635 год. Рейксмузеум, Амстердам

Далила кисти Мороне, Мантеньи, Кранаха, Хонтхорста, по-видимому, в полной мере не осознает, что́ случится с Самсоном, когда волосы будут отрезаны. В полотнах Рубенса, Стома, Ливенса, Стена, Рембрандта она — его палач. У Рубенса, Стена и Рембрандта за ее действиями наблюдают стражники, готовые тотчас схватить Самсона.

Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 год. Национальная галерея, Лондон
Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 год. Национальная галерея, Лондон

В картине Рубенса местом действия служит роскошный интерьер, показанный с присущей фламандскому барокко изобретательностью. Художник применяет образные переклички: вьющиеся волосы троих персонажей, волнистые драпировки и мускулистое тело Самсона; его спина и шлейф Далилы, окрашенные в золотистые тона; похожие профили и наклон головы Далилы, старухи со свечой и статуи Венеры, расположенной в нише тыльной стены.

Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила» (фрагмент)
Питер Пауль Рубенс. «Самсон и Далила» (фрагмент)

В отличие от Рубенса, Рембрандт помещает героев в пустое пространство, погруженное во мрак. Луч света падает на лицо Далилы, обернувшейся к двум вооруженным мужчинам, стоящим у нее за спиной.

Рембрандт. «Самсон и Далила», 1628 год. Gemäldegalerie, Берлин
Рембрандт. «Самсон и Далила», 1628 год. Gemäldegalerie, Берлин

Хонтхорст и Стом замечательно показывают, с какой осторожностью Далила отрезает пряди волос, придерживая их кончиками пальцев. Боясь разбудить спящего, она, кажется, не дышит. Чтобы передать крайнее напряжение момента, Хонтхорст и Стом используют контрасты светотени и затемненный фон — эффекты, почерпнутые у Караваджо.

Геррит ван Хонтхорст. «Самсон и Далила», 1616 год. Художественная галерея, Кливленд
Геррит ван Хонтхорст. «Самсон и Далила», 1616 год. Художественная галерея, Кливленд
Маттиас Стом. «Самсон и Далила», 1630-е год. Галерея старинного искусства, Рим
Маттиас Стом. «Самсон и Далила», 1630-е год. Галерея старинного искусства, Рим

В картине Макса Либермана волосы уже отрезаны: Далила подняла их на вытянутой руке. Это жест ее торжества. Отношение к героям библейского предания художник выказывает через пластику и цвет: Далила — белокожая изящная, с лебединой шеей и тонкими чертами лица; Самсон — смуглый мускулистый, у него красные руки, будто обагренные кровью.

Макс Либерман. «Самсон и Далила», 1902 год. Галерея Штеделя, Франкфурт-на-Майне
Макс Либерман. «Самсон и Далила», 1902 год. Галерея Штеделя, Франкфурт-на-Майне

Арест Самсона — фабула картины Ван Дейка. В центре композиции — плененный Самсон, которого связывают стражники. Он бросает тоскливый взгляд на Далилу, она же, судя по слезам в глазах и жесту левой руки, протянутой к Самсону, ему сочувствует. В нижнем углу слева собачка (традиционный символ верности) вцепилась в покрывало и как бы уличает Далилу в обмане. Собачка фигурирует в картине Стена, но там она стоит на задних лапках и виляет хвостом.

Антонис Ван Дейк. «Самсон и Далила», 1628–1630 годы. Художественно-исторический музей, Вена
Антонис Ван Дейк. «Самсон и Далила», 1628–1630 годы. Художественно-исторический музей, Вена

Не жалость, а страх и ужас владеют Далилой, наблюдающей муки Самсона в картине Рембрандта.

Рембрандт. «Ослепление Самсона», 1636 год. Галерея Штеделя, Франкфурт-на-Майне
Рембрандт. «Ослепление Самсона», 1636 год. Галерея Штеделя, Франкфурт-на-Майне

Поток света выхватывает лицо Самсона: стиснутые зубы, брызги крови из правого глаза, в который вонзился нож.

Рембрандт. «Ослепление Самсона» (фрагмент)
Рембрандт. «Ослепление Самсона» (фрагмент)

В кандалах, с лицом, залитым кровью, в повязке на пустых глазницах предстает Самсон в картине Ловиса Коринта. Над Самсоном, вращающим жернова, насмехаются филистимляне в картине Карла Блоха.

Ловис Коринт. «Самсон», 1912 год. Alte Nationalgalerie, Берлин
Ловис Коринт. «Самсон», 1912 год. Alte Nationalgalerie, Берлин
Карл Блох. «Самсон», 1863 год. Национальная галерея, Копенгаген
Карл Блох. «Самсон», 1863 год. Национальная галерея, Копенгаген

Ян Стен, изображая унижение Самсона, ставит его в центре большого зала, в окружении орущей и хохочущей толпы. Далила выказывает презрение к Самсону тем, что на его глазах позволяет ласкать свою грудь мужчине в алом берете.

Ян Стен. «Унижение Самсона», 1668 год. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Ян Стен. «Унижение Самсона», 1668 год. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

В картине Иоганна Платцера и гравюре Гюстава Доре, названных «Месть Самсона», мы видим падающие своды и множество уцепившихся за них людей, летящих головой вниз.

Иоганн Георг Платцер. «Месть Самсона», между 1730 и 1740 годами. Бельведер, Вена
Иоганн Георг Платцер. «Месть Самсона», между 1730 и 1740 годами. Бельведер, Вена
Гюстав Доре. «Месть Самсона», гравюра, 1866 год
Гюстав Доре. «Месть Самсона», гравюра, 1866 год

Картина и гравюра иллюстрируют текст Книги Судей, в котором говорится, что на кровле собралось до трех тысяч мужчин и женщин, желающих поглядеть на пленника, и все они разбились, когда здание обрушилось.

Ренессансные и барочные живописцы не соблюдают историческую точность в вещах и одеждах. Они прибегают к травестии, наряжая библейских персонажей в платья своего времени и помещая их в интерьеры своей эпохи. Во всех картинах Самсона остригают ножницами с шарниром между лезвиями и ручками. Таких ножниц не было в ветхозаветные времена: их изобрели в эпоху Возрождения (считается, что Леонардо да Винчи).

Только Карл Блох и Ловис Коринт делают Самсона главным лицом, у остальных художников первенство принадлежит Далиле. Стоит отметить, что и в опере Сен-Санса образ Далилы написан ярче, объемнее, чем Самсон. Впрочем, композитор уравнял персонажей тем, что главная ария Далилы «Mon coeur s’ouvre à ta voix» заканчивается эффектной ферматой Самсона, а значит ему, а не ей, достаются аплодисменты публики.

Самый близкий к Далиле персонаж ренессансной и барочной живописи — Юдифь. Обе героини предвосхищают образ роковой, опасной женщины, распространенный с XVIII века в литературе и театре: Манон Леско (роман Прево, оперы Массне и Пуччини), Земфира (поэма Пушкина и опера Рахманинова), Настасья Филипповна и Грушенька (романы Достоевского), Кармен (новелла Мериме и опера Бизе), Кундри («Парсифаль» Вагнера), Нана (Золя), Саломея (драма Оскара Уайльда и опера Рихарда Штрауса), Лулу (пьеса Ведекинда и опера Альбана Берга).

Предание о волосах Самсона имеет параллели в мировом фольклоре. Сказки (индийские, кельтские, славянские) повествуют о колдуне, волшебная сила и жизнь которого заключены в некоем предмете, и его разыскивают и уничтожают жертвы колдуна. Такова русская сказка про Кощея Бессмертного: убить его можно, сломав иглу, запрятанную в яйце, а яйцо находится в утке, а утка — в зайце, а заяц — в сундуке, а сундук зарыт под дубом и т.д.

Библейское предание отличается тем, что симпатии читателя на стороне Самсона. Однако, как верно заметил Д.Д.Фрэзер, «если бы существовала филистимлянская версия рассказа о Самсоне и Далиле, то жертва и злодей поменялись бы в ней местами. Самсон бы фигурировал в качестве разбойника, без зазрения совести грабящего и убивающего беззащитных филистимлян, а Далила явилась бы невинной жертвой его зверского насилия, своей находчивостью и мужеством сумевшей одновременно отомстить за причиненное ей зло и освободить свой народ от жестоких набегов чудовища». Следует отметить, что библейская Юдифь хитростью и коварством не уступает Далиле, но убитый ею Олоферн — злодей, и мы радуемся его гибели, а Юдифь воспринимаем как героиню, спасшую страну от завоевателей.

Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-22