БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
Из лекций С.В.Стахорского
Юдифь и Олоферн — персоналии книги Ветхого Завета, повествующей о нападении на Иудею армии Навуходоносора, царя Ассирии. (Исторический Навуходоносор — правитель Вавилона того времени, когда владычество ассирийцев в Месопотамии закончилось и ассирийское государство прекратило существование.)
После того, как завоеватели осадили иудейский город Ветилуй, лишив его жителей доступа к воде, молодая вдова по имени Юдифь, или Иудифь, надев лучшие одежды, вместе со служанкой Аброй отправилась в стан полководца Олоферна. Ему она сказала, что поможет взять город, дескать, погрязший в грехе, и Олоферн, потрясенный красотой и умом Юдифи, оставил ее в своем стане, разрешив в любое время покидать его для омовения и молитвы. На четвертый день состоялся пир, после которого пьяный Олоферн заснул крепким сном. Тогда Юдифь выхватила меч и отрубила ему голову, а потом отнесла ее в свой город. На утро ассирийцы, увидев голову полководца, висящую на городской стене, сняли осаду с Ветилуя и обратились в бегство.
Образ Юдифи встречается в средневековых миниатюрах, иллюстрирующих ветхозаветные книги. Французская миниатюра ХI века примечательна тем, что в ней соединены два сюжетных обстоятельства: Юдифь отсекает голову спящего Олоферна и, вернувшись домой, стучится в ворота Ветилуя.
Большинство произведений, посвященных образу Юдифи, созданы ренессансными и барочными художниками: картины Боттичелли, Мантеньи, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Кранаха, Караваджо, Джентилески, Рубенса и других живописцев, а также фреска Микеланджело и скульптура, выполненная Донателло.
Образ Юдифи пользовался популярностью в барочном театре ХVII века. Пьесу «Иудифь» играли на сцене придворного театра царя Алексея Михайловича. Пьеса любопытна тем, что в ней патетические сцены перемежаются с комическими эпизодами, наполненными брутальным юмором. Иудифь приказывает положить голову Олоферна в мешок, и Абра ей отвечает: «Что же тот убогий человек скажет, егда пробудится, а Иудифь с головою его ушла?».
Интерес к личности Юдифи заметно ослабел в ХVIII–ХХ веках. За три столетия появилось меньше десяти картин, заслуживающих внимания, хотя среди них есть несомненный шедевр, написанный Франсиско Гойей.
Полотна, изображающие подвиг Юдифи, подразделяются на три сюжетные группы: убийство, бегство и торжество.
Бегство
Самая маленькая группа — бегство: картины Боттичелли, Мантеньи и Бальоне, а также фреска Микеланджело, написанная на угловом своде Сикстинской капеллы. В картине Боттичелли Юдифь выходит из шатра Олоферна и разглядывает отрубленную голову, высоко подняв ее левой рукой. В другой картине Боттичелли, относящейся к началу его творчества (сохранились два варианта), Юдифь спешно покидает вражеский стан вместе с Аброй, несущей трофей, завернутый в тряпье; в левой руке Юдифь держит оливковую ветвь — знак мира, который она добыла мечом (тот по-прежнему в ее правой руке).
Второй вариант картины объединяют в диптих с полотном Боттичелли, в котором воины Олоферна находят его обезглавленный труп.
Юдифь Мантеньи и Бальоне, не глядя, опускает в мешок голову, из которой сочится кровь. У Микеланджело голову несет на широком блюде Абра, а Юдифь, прикрыв ношу платком, оглянулась на обезглавленный труп.
Торжество
Торжествующая Юдифь кисти Джорджоне стоит в величественной позе, опираясь на меч; левой ногой она попирает голову Олоферна, лежащую на земле.
В этой картине Джорджоне отчасти повторяет позу скульптуры Донателло «Давид» (1440 год).
Героиню Бальдунга отличает от всех ренессансных и барочных Юдифей нагота: обнаженное тело символизирует беззащитность отважной женщины перед мужской силой, несущей смерть. Второй раз нагая Юдифь появилась спустя четыреста лет — в картине Франца фон Штука.
Моделью Юдифи Лукаса Кранаха (известны по меньшей мере четыре варианта, находящиеся в музеях Вены, Берлина, Штутгарта, Сан-Франциско) была Сибилла Клевская, супруга курфюрста Саксонии. Юдифь-победительница изображена с поднятым мечом; на ней нарядное платье и бархатная шляпа с перьями, сшитые по последней моде саксонского двора. Обеими руками она сжимает отрубленную голову. Кранах акцентирует физиологические знаки смерти: отвисшая челюсть, остекленелый взор прищуренных глаз.
Феде Галиция и Кристофано Аллори вслед за Кранахом наряжают Юдифь в роскошные одежды и жемчуга, что соответствует библейскому тексту. Отправляясь к Олоферну, Юдифь «возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин» (Иуд. 10: 4).
Почти во всех картинах у Юдифи потупленный или блуждающий взгляд, направленный в сторону. Героиня произведений Аллори и Катены смотрит в упор на зрителя и как бы делает его судьей своей мести.
Лицо торжествующей Юдифи не выказывает ужаса, испытанного в момент убийства. Оно выражает брезгливость (Мантенья, Бальоне), любопытство (Боттичелли, Бальдунг), безразличие (Кранах, Галиция). Эпическим спокойствием веет от героини Августа Риделя.
В картине неизвестного мастера начала ХVI века на лице Юдифи играет странная улыбка, и Юдифь Густава Климта тоже улыбается.
Убийство
Самая большая сюжетная группа по числу картин и количеству шедевров — убийство Олоферна. Все они написаны в течение примерно ста лет: со второй половины ХVI века до середины ХVII столетия, когда в изобразительном искусстве совершался переход от Позднего Возрождения к барокко.
Караваджо, изображая момент убийства, не щадит зрителя. Олоферн еще жив: он кричит, широко раскрыв рот, его глаза выкатываются из орбит. Караваджо не то, чтобы жалеет Олоферна, но показывает, что Юдифь убивает беззащитного, не оказывающего сопротивления.
Хрупкой маленькой Юдифи, одетой в простое крестьянское платье, не удержать меч, каким героиня Джорджоне повергла Олоферна. Оттого его смерть делается медленной и мучительной. Юдифь перерезала горло только наполовину, из него бьет кровь, и у зрителя, стоящего перед картиной, возникает иллюзия, что струя крови может отделиться от холста и забрызгать его одежду.
Той же иллюзии достигает Артемизия Джентилески. В ее картине слабые женские руки не могут отсечь голову одним ударом и пилят шею, как полено. Олоферн сопротивляется, поэтому Абре приходится держать его за руки.
В картинах Боттичелли, Караваджо, Рубенса, Джентилески и некоторых других художников рукоять меча имеет крестообразную форму — знак, что Юдифь вершит небесную кару.
Композиция картины Иоганна Лисса такова, что на переднем плане оказывается обрубок шеи, из которого струится кровь.
Тициан, Рубенс, Сарацени, Биго, избегая натуралистических подробностей, передают атмосферу ужаса резкими контрастами светотени.
В картине, приписываемой мастерской Тинторетто, возникает контраст иного рода — трагедии и быта.
Момент убийства Олоферна изображают также Джорджо Вазари, Паоло Веронезе, Симон Вуэ, Чезаре Джузеппе.
Едва ли не единственное обращение к теме убийства Олоферна в живописи ХIХ века — картина Франсиско Гойи. В ней нет ни отрезанной головы, ни продырявленного горла, ни потоков крови. Широкими энергичными мазками Гойя пишет фигуры двух женщин: Абры, сжавшей ладони в молитвенном жесте, и Юдифи, воинственный жест которой (поднятый меч) контрастирует с ее печальным лицом и головным убором в виде домашнего чепчика.
Лишь один раз удостоился Олоферн персонального портрета: благодаря сыгравшему его роль Шаляпину (в опере Серова «Юдифь»).
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.