Найти в Дзене

СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

Из лекций С.В.Стахорского

Классицизм возник во Франции в начале ХVII века — тогда же, когда в Италии родился стиль барокко. Ранний классицизм связан с творчеством живописцев Николя Пуссена и Клода Лоррена, архитекторов Франсуа Мансара, Андре Ленотра, Жюля Ардуэн-Мансара и Кристофера Рена.

Расцвет классицизма приходится на ХVIII и начало ХIХ века. Знаковые фигуры того периода — живописцы Жак Луи Давид, Антон Лосенко, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский; скульпторы Жан-Антуан Гудон, Антонио Канова, Бертель Торвальдсен, Михаил Козловский, Иван Мартос; архитекторы Валлен-Деламот, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Иван Старов, Василий Баженов, Матвей Казаков.

Слово classicus означает «образцовый». Главным образцом, предметом подражания, основой эстетических канонов для художников-классицистов служило искусство античности — Древней Греции и Рима.

По выражению немецкого философа Иоганна Винкельмана, античное искусство притягивало «спокойным величием и благородной простотой». Однако к античному искусству обращались ренессансные и барочные художники. В отличие от них, классицисты утверждают принцип меры. Им одинаково чужды «грубость» античной архаики и «утонченность» эллинизма. Спокойное величие и благородную простоту они усматривают в архитектуре Парфенона, в скульптурах Мирона, Поликлета, Фидия и Праксителя. Ваятели классицизма гордятся, когда их творения принимают за копии античных статуй.

Антонио Канова. «Парис», мрамор, 1810-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антонио Канова. «Парис», мрамор, 1810-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лучший образец применения античных традиций в зодчестве Ренессанса классицисты находят в творчестве Андреа Палладио. Возникает целое течение палладианства: пример последнего — Палладиев мост в Царском Селе, воспроизводящий внешний вид моста в Уилтшайре (Англия), построенного по проекту Палладио.

Палладиев мост, архитектор Василий Неелов, 1774 год. Царское Село
Палладиев мост, архитектор Василий Неелов, 1774 год. Царское Село

Эстетика классицизма имеет рационалистический характер, в чем сказалось влияние философии Рене Декарта и школы картезианства. Декарт утверждал верховенство разума над чувством, и это положение стало основой классицистической доктрины.

Классицисты постулируют взгляд на художественное произведение как на искусственное создание, разумно организованное и логически построенное. Опираясь на античные образцы, они устанавливают незыблемые правила и каноны, которые в их представлении обеспечивают художественное совершенство и позволяют достигнуть эстетических высот.

Подражая древним, зодчие классицизма проектируют здания в форме периптера и диптера — с портиком и колоннадой по периметру фасадов; сооружают триумфальные арки и колонны; в оформление храмов, дворцов и театров используют три главных греческих ордера — дорический, ионический и коринфский.

Церковь Дома инвалидов, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, 1693–1706 годы. Париж
Церковь Дома инвалидов, архитектор Жюль Ардуэн-Мансар, 1693–1706 годы. Париж
Триумфальная арка (Porte d'Aix), архитектор Мишель-Робер Пеншо, 1839 год. Марсель
Триумфальная арка (Porte d'Aix), архитектор Мишель-Робер Пеншо, 1839 год. Марсель
Пантеон, архитектор Жак-Жермен Суффло, 1758 год. Париж
Пантеон, архитектор Жак-Жермен Суффло, 1758 год. Париж

Первая постройка классицизма в Петербурге — возведенная Валлен-Деламотом триумфальная арка над каналом Новой Голландии. Говорят, что через эту арку классицизм заплыл в русскую архитектуру.

Переход от барокко к классицизму демонстрируют спроектированный Антонио Ринальди в Ораниенбауме павильон Катальной горки и там же им построенные дворец Петра III, Китайский дворец, Кавалерский корпус и ворота Петерштадт (1757–1774 годы).

Павильон Катальной горки, архитектор Антонио Ринальди, 1762–1774 годы. Ораниенбаум
Павильон Катальной горки, архитектор Антонио Ринальди, 1762–1774 годы. Ораниенбаум
Китайский дворец, архитектор Антонио Ринальди, 1762–1768 годы. Ораниенбаум
Китайский дворец, архитектор Антонио Ринальди, 1762–1768 годы. Ораниенбаум

Архитектурные проекты в античном духе увлекают Екатерину II. Она рассказывает в одном из писем о том, что «завладела мастером Камероном, который напитан изучением древних. Мы с ним мастерим в Царском Селе сад с террасами, с термами внизу и галереей наверху. Это будет прелесть».

Камеронова галерея, архитектор Чарльз Камерон. 1784–1787 годы. Царское Село
Камеронова галерея, архитектор Чарльз Камерон. 1784–1787 годы. Царское Село

Чарльз Камерон построил Большой дворец в Павловске. За основу он взял традиционный тип итальянской виллы — здания в несколько этажей с плоским куполом, посаженным на широкий барабан. Отделку парадных интерьеров осуществил Винсент Бренна: он же значительно расширил дворец. В дальнейшем новые залы проектировали Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карл Росси.

Большой дворец, архитекторы Чарльз Камерон и Винсент Бренна, 1782–1799 годы. Павловск
Большой дворец, архитекторы Чарльз Камерон и Винсент Бренна, 1782–1799 годы. Павловск

Архитектурный канон классицизма точно охарактеризовал Державин в описании Таврического дворца, построенного в Петербурге Иваном Старовым: «Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими пышными украшениями; древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».

Таврический дворец, архитектор Иван Старов, 1789 год. Санкт-Петербург
Таврический дворец, архитектор Иван Старов, 1789 год. Санкт-Петербург

Простота и величественность отличают Александровский дворец в Царском Селе, спроектированный Кваренги, и Дом Пашкова на Моховой в Москве — единственное творение Василия Баженова, сохранившееся в первозданном виде.

Александровский дворец, архитектор Джакомо Кваренги, 1796 год. Царское Село
Александровский дворец, архитектор Джакомо Кваренги, 1796 год. Царское Село
Жерар Делабарт. «Вид Моховой и дома Пашкова», 1790-е годы. Исторический музей, Москва
Жерар Делабарт. «Вид Моховой и дома Пашкова», 1790-е годы. Исторический музей, Москва

Классицисты отвергают декоративную избыточность барокко, кажущуюся им вычурностью. Во всем соблюдая меру, добиваются чистоты стиля и жанра, не допускают смешения высокого и низкого, свойственного произведениям ренессансных и барочных художников.

Искусство классицизма тяготеет к возвышенным образам и характеризуется художественной идеализацией. Оно отметает грубое и низменное, частному всегда предпочитает общее. Классицисты показывают природу и весь окружающий мир такими, какими в идеале они должны быть. Отсюда проистекает выдвинутый ими принцип «очищенной природы».

Бертель Торвальдсен. «Пастух», мрамор, 1822 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бертель Торвальдсен. «Пастух», мрамор, 1822 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Живописцы и скульпторы классицизма, очищая природу, стараются придать изображаемому более совершенный вид. Например, французский художник и теоретик искусства Роже де Пиль, рассуждая о жанре портрета, требует «крайнего сходства», но при этом настаивает на устранении изъянов в осанке и чертах лица: кривой нос следует выпрямить, косоглазие устранить, растопыренные уши прижать, лысину спрятать под париком.

По свидетельству Пушкина, Бертель Торвальдсен, работая над портретом Александра I, «удивлялся странному разделению лица впрочем прекрасного — верх нахмуренный, грозный, низ выражающий всегдашнюю улыбку. Это не нравилось Торвальдсену. Questa è una bruta figura».

Бертель Торвальдсен. Бюст Александра I, мрамор, 1910-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Бертель Торвальдсен. Бюст Александра I, мрамор, 1910-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пушкин, поэт романтического направления, ответил скульптору классицизма в стихотворении «К бюсту завоевателя»:

Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Пример «очищенной природы» — регулярный парк, имеющий строгую планировку и осевую симметрию. Его территория засажена плотными рядами деревьев, разрезана прямыми аллеями и каналами. По центральной оси и на пересечении парковых алей расположены террасы с цветниками, фонтанами и скульптурами; обычно они огорожены боскетами. Деревья и кустарники подстрижены в виде геометрических фигур — шара, конуса или куба.

Создателем регулярного парка явился французский архитектор Андре Ленотр. Он спроектировал в центре Парижа сад Тюильри с видовой перспективой, продолженной проспектом Гран кур (ныне Елисейские поля), а также парки усадеб Во-ле-Виконт, Шантийи, Ментенон.

Вершина творчества Ленотра — большой садово-парковый ансамбль Версаля. Он создал громадный парк (площадь его составляет шесть тысяч гектаров), в котором ось симметрии образует Большой канал протяженностью более полутора километров. В садовых партерах расположены бассейны, фонтаны, статуи, беседки и колоннады.

Пьер Патель. «Версальский дворец», ок. 1668 года. Музей истории Франции, Версаль
Пьер Патель. «Версальский дворец», ок. 1668 года. Музей истории Франции, Версаль

Версаль стал наиболее последовательным воплощением принципов классицизма в дворцово-парковом искусстве. Но именно в силу своей последовательности он проигрывает Петергофу, хотя тот создавался в подражание Версалю. Петергоф превзошел прототип благодаря барочной динамике каскадов и фонтанов, свободной планировке Нижнего парка.

Версаль в сравнении с Петергофом скучноват в своей строгой симметрии. Эту скуку, вероятно, ощущала Мария-Антуанетта и приказала построить на окраине версальского парка хутор королевы с фахверковыми домиками под соломенными крышами.

Регулярная планировка положена в основу дворцово-парковых ансамблей Шёнбрунн и Бельведер в Вене, Сан-Суси в Потсдаме, Казерты (резиденции неаполитанских королей), а также Летнего сада в Петербурге.

​​​​​​​Глориетта, павильон-колоннада в парке дворца Шённбрун, архитектор Иоганн фон Хоэнберг, 1775 год. Вена
​​​​​​​Глориетта, павильон-колоннада в парке дворца Шённбрун, архитектор Иоганн фон Хоэнберг, 1775 год. Вена

Парки Царского Села, Павловска и Ораниенбаума демонстрируют тандем классицизма и барокко. Регулярные партеры здесь соседствуют с пейзажными территориями, на которых расположены барочные холмы, склоны, лужайки и речки, пересеченные петляющими дорожками.

Художников и философов ХVIII века занимают проекты регулярного города. В нем они видят воплощение идеального государства, описанного Платоном. По указу Екатерины всем городам Российской империи предписывалась перестройка по регулярному плану. Задача утопическая, а потому неосуществимая, но указ повлек за собой ряд последствий. Начинается массовый снос крепостных сооружений, утративших оборонительное значение. В Москве на месте снесенных стен Белого города образовалось Бульварное кольцо, а на месте валов Земляного города — Садовое кольцо.

Угроза нависла над Московским Кремлем. По проекту Баженова кремлевские стены и башни подлежали ликвидации. Вместо них по всему периметру Боровицкого холма планировали построить гигантский дворец. По счастью проект не был реализован.

Идею регулярного города удалось реализовать только в одном месте и в особых обстоятельствах. Это была Тверь, полностью уничтоженная опустошительным пожаром 1763 года. Екатерина направила на восстановление Твери ведущих архитекторов, и они за короткий срок отстроили город, дав уникальный пример единовременного возведения регулярного градостроительного комплекса. Екатерина очень гордилась возрожденной Тверью и называла ее «моей игрушкой — красавицей». Через десять лет, в 1773-м, выгорела Кострома. Ее тоже отстроили по регулярному плану: семь главных улиц расходятся от пристани в виде веера.

В ХVIII веке снос крепостных стен и башен, полный или частичный, происходит во всех европейских столицах. На расчищенных территориях проектируют широкие улицы, обсаженные деревьями. Во Франции такие улицы стали называть бульварами. Парижские бульвары сделались местом отдыха и приятного времяпрепровождения, куда парижане приходили, чтобы почитать бульварную прессу или отобедать в ресторане, где их угощали новым кушаньем restaurabo — бульоном, укрепляющим силы.

Живописцы и скульпторы сторонятся бытовых тем и отдают предпочтение сюжетам античной мифологии, библейского предания и эпической литературы.

Антонио Канова. «Поцелуй Амура и Психеи», мрамор, 1797 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антонио Канова. «Поцелуй Амура и Психеи», мрамор, 1797 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антонио Канова. «Кающаяся Магдалина», мрамор, 1809 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антонио Канова. «Кающаяся Магдалина», мрамор, 1809 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» послужила фабулой картины Николя Пуссена: Эрминия, дочь сарацинского царя, отрезает мечом свои прекрасные волосы, чтобы перевязать раны любимого, рыцаря-крестоносца Танкреда.

Николя Пуссен. «Танкред и Эрминия», 1630-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Николя Пуссен. «Танкред и Эрминия», 1630-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Шедевры в жанрах парадного и камерного портретов: «Екатерина — законодательница в храме правосудия» Левицкого и «Екатерина на прогулке» Боровиковского.

Дмитрий Левицкий. «Екатерина-законодательница в храме правосудия», 1783 год. Русский музей, Санкт-Петербург.
Дмитрий Левицкий. «Екатерина-законодательница в храме правосудия», 1783 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

В портрете кисти Левицкого императрица жестом левой руки указывает на горящий жертвенный алтарь, пламя которого сжигает маки, атрибут Морфея, бога сновидений. Смысл аллегории в том, что императрица жертвует сном «для общего покоя», как гласит надпись под жертвенником. За алтарем на пьедестале — статуя Фемиды, которая олицетворяет «дух законов», главную идеологему царствования ученицы французских просветителей. Примечательно, что на глазах Фемиды нет повязки: чуть прикрыв веки, она благосклонно взирает на Екатерину. Под статуей на пьедестале вырезан рельеф, изображающий великого афинского законодателя Солона (около его профиля имеется подпись).

Владимир Боровиковский. «Екатерина на прогулке», 1794 год. Третьяковская галерея, Москва
Владимир Боровиковский. «Екатерина на прогулке», 1794 год. Третьяковская галерея, Москва

В камерном портрете, написанном Боровиковским, Екатерина в утреннем платье и чепце прогуливается с собачкой в Царскосельском парке. Тут нет никаких атрибутов парадного портрета, но одна деталь определенно указывает, что перед нами сама императрица: жест левой руки направлен в сторону обелиска на фоне. Это Чесменская колонна, установленная в память об одной из великих побед «екатерининского века», когда российский флот в битве у бухты Чесма разгромил турецкую флотилию.

Аллегорию и пародию содержит написанный Левицким портрет Прокопия Демидова, знаменитого промышленника и мецената.

Дмитрий Левицкий. Портрет Прокопия Демидова, 1773 год. Третьяковская галерея, Москва
Дмитрий Левицкий. Портрет Прокопия Демидова, 1773 год. Третьяковская галерея, Москва

Демидов изображен в утреннем облачении: в халате и чепце. Облокотясь на лейку, он указывает рукой на горшки с растениями: они символизируют таланты, взращенные Демидовым. Его поза — поворот головы, изгиб корпуса животом вперед, жест правой руки, — пародируют репрезентативный портрет.

Ренессансные и барочные художники одевали древних героев по моде своего времени и помещали их в современную культурную среду. В фреске Перуджино Христос вручает апостолу Петру ключи от рая на площади, застроенной ренессансными палаццо. Брейгель Старший переносит евангельские сюжеты в заснеженный ландшафт голландской деревни. В картине Тинторетто тайная вечеря происходит в бедной венецианской таверне. У Веласкеса Вакх пирует в компании испанских простолюдинов.

Художники классицизма, напротив, антикизируют современников и исторических деятелей. В облике античных героев Иван Мартос изобразил Минина и Пожарского (памятник на Красной площади в Москве). Персонажи одеты в легкие римские туники: у них нет ни кольчуг, ни шлемов, ни других атрибутов русских воинов.

Михаил Козловский изобразил Петра I Самсоном, раздирающим пасть льва, а Суворова — богом Марсом с поднятым мечом в правой руке и щитом в левой.

Михаил Козловский. Уменьшенная копия памятника Суворову. 1801 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Козловский. Уменьшенная копия памятника Суворову. 1801 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Богом Марсом предстает Наполеон в статуе Антонио Кановы.

Плечи императора Александра I в упомянутом выше бюсте Торвальдсена покрывает римская накидка-паллий, закрепленная круглой застежкой. Палий на плечах Николая I в скульптурном портрете, выполненном Кристианом Раухом.

Кристиан Даниэль Раух. Бюст Николая I, мрамор, 1920-е годы. Музей-усадьба А.А.Орловой-Чесменской, Витославлицы
Кристиан Даниэль Раух. Бюст Николая I, мрамор, 1920-е годы. Музей-усадьба А.А.Орловой-Чесменской, Витославлицы

Вольтер в изображении Жана Гудона облачен в тогу римского патриция.

Жан-Антуан Гудон. «Вольтер, сидящий в кресле», мрамор, 1781 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан-Антуан Гудон. «Вольтер, сидящий в кресле», мрамор, 1781 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
■ 
Жан-Антуан Гудон. Бюст Вольтера в тоге, мрамор, 1778 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
■ Жан-Антуан Гудон. Бюст Вольтера в тоге, мрамор, 1778 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Антикизация присуща скульптурам «Паолина Боргезе в образе Венеры» Антонио Кановы, «Русский Сцевола» Демут-Малиновского.

Антонио Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры», 1807 год. Галерея Боргезе, Рим
Антонио Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры», 1807 год. Галерея Боргезе, Рим
Василий Демут-Малиновский. «Русский Сцевола», 1813 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Демут-Малиновский. «Русский Сцевола», 1813 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Живописцы барокко часто помещали своих персонажей в пространные интерьеры с роскошным убранством и множеством вещей. В таких картинах декоративный фон заслоняет и поглощает фигуры. Художники-классицисты используют неглубокое пространство, применяют приглушенные и затемненные фоны. Благодаря этому фигуры приобретают скульптурную объемность и как бы отделяются от поверхности холста.

Так построена картина Давида «Клятва Горациев». Фигуры расположены на переднем плане и разделены на три группы. Слева — трое братьев Горациев: подняв руки в римском приветствии, они клянутся победить или умереть. В центре — их отец: он протягивает им мечи. Справа — скорбящие женщины. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур. Избегая мелких деталей, Давид направляет внимание на главную коллизию: воинственности мужчин, исполняющих долг, противопоставлены страдания женщин.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев», 1784 год. Лувр, Париж
Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев», 1784 год. Лувр, Париж

Эта картина наглядно показывает, что полотна классицистов можно перевести в скульптурную группу или в театральную мизансцену. К барочной живописи подобная операция не применима без потери художественного содержания.

Классицисты любили аллегории, дающие пищу для ума. Так, в картине Пуссена «Танец под музыку Времени» показан аллегорический хоровод, в котором кружатся Наслаждение, Трудолюбие, Богатство и Бедность. Рядом с ними двуглавое изваяние бога Януса: его молодое лицо смотрит в будущее, старое обращено к прошлому. По небу мчится колесница Аполлона, сопровождаемая орами — богинями времен года. Крылатый седобородый старец, под музыку которого кружится хоровод, — само Время. На земле сидят два малыша — путти: один держит в руках песочные часы, а другой пускает мыльные пузыри, что символизирует быстротечность человеческой жизни.

Николя Пуссен. «Танец под музыку Времени», 1636 год. Собрание Уоллеса, Лондон
Николя Пуссен. «Танец под музыку Времени», 1636 год. Собрание Уоллеса, Лондон

Классицизм обогатил искусство рядом художественных новаций. Франсуа Мансар спроектировал новую форму кровли: верхние скаты пологие и крутые нижние. По его имени такая крыша получила название «мансарда». Клод Лоррен создал новый тип пейзажа, в котором природный ландшафт увязан с мифологическим сюжетом, обозначенным фигурами переднего плана.

Клод Лоррен. «Отплытие царицы Савской», 1648 год. Национальная галерея, Лондон
Клод Лоррен. «Отплытие царицы Савской», 1648 год. Национальная галерея, Лондон

Период позднего классицизма охватывает первую половину ХIХ века. К нему применяют термин «ампир». Однако он относится только к архитектуре и декоративно-прикладному искусству. Можно сказать, например, «ампирный особняк» или «ампирная мебель», но нельзя говорить об ампирной живописи. Крупные зодчие ампира — Андреян Захаров, Карл Росси, Андрей Воронихин, Осип Бове, Лео фон Кленце, Огюст Монферран.

История классицизма протекала в соперничестве с параллельными стилями: сначала это барокко, затем рококо, в дальнейшем романтизм. Именно романтики в начале ХIХ века ввели термин «классицизм». Так, Виктор Гюго в предисловии к драме «Кромвель» противопоставляет классической литературе ушедшего ХVIII века — новейшую литературу романтическую.

Самые последние произведения классицистов (полотна Жана Энгра, Федора Бруни, статуи Петра Клодта) созданы в то время, когда уже заявили о себе реалисты и были написаны ранние полотна импрессионистов: Гюстав Курбе устроил выставку «Павильон реализма», Иван Крамской организовал «Артель художников», Эдуард Мане шокировал публику «Завтраком на траве».

Последняя дата в истории русского классицизма (ампира) — 30 мая 1858 года, когда в Петербурге был освящен Исаакиевский собор, построенный Монферраном.

Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.

© Стахорский С.В.

-33