Из лекций С.В.Стахорского
Классицизм возник во Франции в начале ХVII века — тогда же, когда в Италии родился стиль барокко. Ранний классицизм связан с творчеством живописцев Николя Пуссена и Клода Лоррена, архитекторов Франсуа Мансара, Андре Ленотра, Жюля Ардуэн-Мансара и Кристофера Рена.
Расцвет классицизма приходится на ХVIII и начало ХIХ века. Знаковые фигуры того периода — живописцы Жак Луи Давид, Антон Лосенко, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский; скульпторы Жан-Антуан Гудон, Антонио Канова, Бертель Торвальдсен, Михаил Козловский, Иван Мартос; архитекторы Валлен-Деламот, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Иван Старов, Василий Баженов, Матвей Казаков.
Слово classicus означает «образцовый». Главным образцом, предметом подражания, основой эстетических канонов для художников-классицистов служило искусство античности — Древней Греции и Рима.
По выражению немецкого философа Иоганна Винкельмана, античное искусство притягивало «спокойным величием и благородной простотой». Однако к античному искусству обращались ренессансные и барочные художники. В отличие от них, классицисты утверждают принцип меры. Им одинаково чужды «грубость» античной архаики и «утонченность» эллинизма. Спокойное величие и благородную простоту они усматривают в архитектуре Парфенона, в скульптурах Мирона, Поликлета, Фидия и Праксителя. Ваятели классицизма гордятся, когда их творения принимают за копии античных статуй.
Лучший образец применения античных традиций в зодчестве Ренессанса классицисты находят в творчестве Андреа Палладио. Возникает целое течение палладианства: пример последнего — Палладиев мост в Царском Селе, воспроизводящий внешний вид моста в Уилтшайре (Англия), построенного по проекту Палладио.
Эстетика классицизма имеет рационалистический характер, в чем сказалось влияние философии Рене Декарта и школы картезианства. Декарт утверждал верховенство разума над чувством, и это положение стало основой классицистической доктрины.
Классицисты постулируют взгляд на художественное произведение как на искусственное создание, разумно организованное и логически построенное. Опираясь на античные образцы, они устанавливают незыблемые правила и каноны, которые в их представлении обеспечивают художественное совершенство и позволяют достигнуть эстетических высот.
Подражая древним, зодчие классицизма проектируют здания в форме периптера и диптера — с портиком и колоннадой по периметру фасадов; сооружают триумфальные арки и колонны; в оформление храмов, дворцов и театров используют три главных греческих ордера — дорический, ионический и коринфский.
Первая постройка классицизма в Петербурге — возведенная Валлен-Деламотом триумфальная арка над каналом Новой Голландии. Говорят, что через эту арку классицизм заплыл в русскую архитектуру.
Переход от барокко к классицизму демонстрируют спроектированный Антонио Ринальди в Ораниенбауме павильон Катальной горки и там же им построенные дворец Петра III, Китайский дворец, Кавалерский корпус и ворота Петерштадт (1757–1774 годы).
Архитектурные проекты в античном духе увлекают Екатерину II. Она рассказывает в одном из писем о том, что «завладела мастером Камероном, который напитан изучением древних. Мы с ним мастерим в Царском Селе сад с террасами, с термами внизу и галереей наверху. Это будет прелесть».
Чарльз Камерон построил Большой дворец в Павловске. За основу он взял традиционный тип итальянской виллы — здания в несколько этажей с плоским куполом, посаженным на широкий барабан. Отделку парадных интерьеров осуществил Винсент Бренна: он же значительно расширил дворец. В дальнейшем новые залы проектировали Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карл Росси.
Архитектурный канон классицизма точно охарактеризовал Державин в описании Таврического дворца, построенного в Петербурге Иваном Старовым: «Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими пышными украшениями; древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».
Простота и величественность отличают Александровский дворец в Царском Селе, спроектированный Кваренги, и Дом Пашкова на Моховой в Москве — единственное творение Василия Баженова, сохранившееся в первозданном виде.
Классицисты отвергают декоративную избыточность барокко, кажущуюся им вычурностью. Во всем соблюдая меру, добиваются чистоты стиля и жанра, не допускают смешения высокого и низкого, свойственного произведениям ренессансных и барочных художников.
Искусство классицизма тяготеет к возвышенным образам и характеризуется художественной идеализацией. Оно отметает грубое и низменное, частному всегда предпочитает общее. Классицисты показывают природу и весь окружающий мир такими, какими в идеале они должны быть. Отсюда проистекает выдвинутый ими принцип «очищенной природы».
Живописцы и скульпторы классицизма, очищая природу, стараются придать изображаемому более совершенный вид. Например, французский художник и теоретик искусства Роже де Пиль, рассуждая о жанре портрета, требует «крайнего сходства», но при этом настаивает на устранении изъянов в осанке и чертах лица: кривой нос следует выпрямить, косоглазие устранить, растопыренные уши прижать, лысину спрятать под париком.
По свидетельству Пушкина, Бертель Торвальдсен, работая над портретом Александра I, «удивлялся странному разделению лица впрочем прекрасного — верх нахмуренный, грозный, низ выражающий всегдашнюю улыбку. Это не нравилось Торвальдсену. Questa è una bruta figura».
Пушкин, поэт романтического направления, ответил скульптору классицизма в стихотворении «К бюсту завоевателя»:
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
Пример «очищенной природы» — регулярный парк, имеющий строгую планировку и осевую симметрию. Его территория засажена плотными рядами деревьев, разрезана прямыми аллеями и каналами. По центральной оси и на пересечении парковых алей расположены террасы с цветниками, фонтанами и скульптурами; обычно они огорожены боскетами. Деревья и кустарники подстрижены в виде геометрических фигур — шара, конуса или куба.
Создателем регулярного парка явился французский архитектор Андре Ленотр. Он спроектировал в центре Парижа сад Тюильри с видовой перспективой, продолженной проспектом Гран кур (ныне Елисейские поля), а также парки усадеб Во-ле-Виконт, Шантийи, Ментенон.
Вершина творчества Ленотра — большой садово-парковый ансамбль Версаля. Он создал громадный парк (площадь его составляет шесть тысяч гектаров), в котором ось симметрии образует Большой канал протяженностью более полутора километров. В садовых партерах расположены бассейны, фонтаны, статуи, беседки и колоннады.
Версаль стал наиболее последовательным воплощением принципов классицизма в дворцово-парковом искусстве. Но именно в силу своей последовательности он проигрывает Петергофу, хотя тот создавался в подражание Версалю. Петергоф превзошел прототип благодаря барочной динамике каскадов и фонтанов, свободной планировке Нижнего парка.
Версаль в сравнении с Петергофом скучноват в своей строгой симметрии. Эту скуку, вероятно, ощущала Мария-Антуанетта и приказала построить на окраине версальского парка хутор королевы с фахверковыми домиками под соломенными крышами.
Регулярная планировка положена в основу дворцово-парковых ансамблей Шёнбрунн и Бельведер в Вене, Сан-Суси в Потсдаме, Казерты (резиденции неаполитанских королей), а также Летнего сада в Петербурге.
Парки Царского Села, Павловска и Ораниенбаума демонстрируют тандем классицизма и барокко. Регулярные партеры здесь соседствуют с пейзажными территориями, на которых расположены барочные холмы, склоны, лужайки и речки, пересеченные петляющими дорожками.
Художников и философов ХVIII века занимают проекты регулярного города. В нем они видят воплощение идеального государства, описанного Платоном. По указу Екатерины всем городам Российской империи предписывалась перестройка по регулярному плану. Задача утопическая, а потому неосуществимая, но указ повлек за собой ряд последствий. Начинается массовый снос крепостных сооружений, утративших оборонительное значение. В Москве на месте снесенных стен Белого города образовалось Бульварное кольцо, а на месте валов Земляного города — Садовое кольцо.
Угроза нависла над Московским Кремлем. По проекту Баженова кремлевские стены и башни подлежали ликвидации. Вместо них по всему периметру Боровицкого холма планировали построить гигантский дворец. По счастью проект не был реализован.
Идею регулярного города удалось реализовать только в одном месте и в особых обстоятельствах. Это была Тверь, полностью уничтоженная опустошительным пожаром 1763 года. Екатерина направила на восстановление Твери ведущих архитекторов, и они за короткий срок отстроили город, дав уникальный пример единовременного возведения регулярного градостроительного комплекса. Екатерина очень гордилась возрожденной Тверью и называла ее «моей игрушкой — красавицей». Через десять лет, в 1773-м, выгорела Кострома. Ее тоже отстроили по регулярному плану: семь главных улиц расходятся от пристани в виде веера.
В ХVIII веке снос крепостных стен и башен, полный или частичный, происходит во всех европейских столицах. На расчищенных территориях проектируют широкие улицы, обсаженные деревьями. Во Франции такие улицы стали называть бульварами. Парижские бульвары сделались местом отдыха и приятного времяпрепровождения, куда парижане приходили, чтобы почитать бульварную прессу или отобедать в ресторане, где их угощали новым кушаньем restaurabo — бульоном, укрепляющим силы.
Живописцы и скульпторы сторонятся бытовых тем и отдают предпочтение сюжетам античной мифологии, библейского предания и эпической литературы.
Поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» послужила фабулой картины Николя Пуссена: Эрминия, дочь сарацинского царя, отрезает мечом свои прекрасные волосы, чтобы перевязать раны любимого, рыцаря-крестоносца Танкреда.
Шедевры в жанрах парадного и камерного портретов: «Екатерина — законодательница в храме правосудия» Левицкого и «Екатерина на прогулке» Боровиковского.
В портрете кисти Левицкого императрица жестом левой руки указывает на горящий жертвенный алтарь, пламя которого сжигает маки, атрибут Морфея, бога сновидений. Смысл аллегории в том, что императрица жертвует сном «для общего покоя», как гласит надпись под жертвенником. За алтарем на пьедестале — статуя Фемиды, которая олицетворяет «дух законов», главную идеологему царствования ученицы французских просветителей. Примечательно, что на глазах Фемиды нет повязки: чуть прикрыв веки, она благосклонно взирает на Екатерину. Под статуей на пьедестале вырезан рельеф, изображающий великого афинского законодателя Солона (около его профиля имеется подпись).
В камерном портрете, написанном Боровиковским, Екатерина в утреннем платье и чепце прогуливается с собачкой в Царскосельском парке. Тут нет никаких атрибутов парадного портрета, но одна деталь определенно указывает, что перед нами сама императрица: жест левой руки направлен в сторону обелиска на фоне. Это Чесменская колонна, установленная в память об одной из великих побед «екатерининского века», когда российский флот в битве у бухты Чесма разгромил турецкую флотилию.
Аллегорию и пародию содержит написанный Левицким портрет Прокопия Демидова, знаменитого промышленника и мецената.
Демидов изображен в утреннем облачении: в халате и чепце. Облокотясь на лейку, он указывает рукой на горшки с растениями: они символизируют таланты, взращенные Демидовым. Его поза — поворот головы, изгиб корпуса животом вперед, жест правой руки, — пародируют репрезентативный портрет.
Ренессансные и барочные художники одевали древних героев по моде своего времени и помещали их в современную культурную среду. В фреске Перуджино Христос вручает апостолу Петру ключи от рая на площади, застроенной ренессансными палаццо. Брейгель Старший переносит евангельские сюжеты в заснеженный ландшафт голландской деревни. В картине Тинторетто тайная вечеря происходит в бедной венецианской таверне. У Веласкеса Вакх пирует в компании испанских простолюдинов.
Художники классицизма, напротив, антикизируют современников и исторических деятелей. В облике античных героев Иван Мартос изобразил Минина и Пожарского (памятник на Красной площади в Москве). Персонажи одеты в легкие римские туники: у них нет ни кольчуг, ни шлемов, ни других атрибутов русских воинов.
Михаил Козловский изобразил Петра I Самсоном, раздирающим пасть льва, а Суворова — богом Марсом с поднятым мечом в правой руке и щитом в левой.
Богом Марсом предстает Наполеон в статуе Антонио Кановы.
Плечи императора Александра I в упомянутом выше бюсте Торвальдсена покрывает римская накидка-паллий, закрепленная круглой застежкой. Палий на плечах Николая I в скульптурном портрете, выполненном Кристианом Раухом.
Вольтер в изображении Жана Гудона облачен в тогу римского патриция.
Антикизация присуща скульптурам «Паолина Боргезе в образе Венеры» Антонио Кановы, «Русский Сцевола» Демут-Малиновского.
Живописцы барокко часто помещали своих персонажей в пространные интерьеры с роскошным убранством и множеством вещей. В таких картинах декоративный фон заслоняет и поглощает фигуры. Художники-классицисты используют неглубокое пространство, применяют приглушенные и затемненные фоны. Благодаря этому фигуры приобретают скульптурную объемность и как бы отделяются от поверхности холста.
Так построена картина Давида «Клятва Горациев». Фигуры расположены на переднем плане и разделены на три группы. Слева — трое братьев Горациев: подняв руки в римском приветствии, они клянутся победить или умереть. В центре — их отец: он протягивает им мечи. Справа — скорбящие женщины. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур. Избегая мелких деталей, Давид направляет внимание на главную коллизию: воинственности мужчин, исполняющих долг, противопоставлены страдания женщин.
Эта картина наглядно показывает, что полотна классицистов можно перевести в скульптурную группу или в театральную мизансцену. К барочной живописи подобная операция не применима без потери художественного содержания.
Классицисты любили аллегории, дающие пищу для ума. Так, в картине Пуссена «Танец под музыку Времени» показан аллегорический хоровод, в котором кружатся Наслаждение, Трудолюбие, Богатство и Бедность. Рядом с ними двуглавое изваяние бога Януса: его молодое лицо смотрит в будущее, старое обращено к прошлому. По небу мчится колесница Аполлона, сопровождаемая орами — богинями времен года. Крылатый седобородый старец, под музыку которого кружится хоровод, — само Время. На земле сидят два малыша — путти: один держит в руках песочные часы, а другой пускает мыльные пузыри, что символизирует быстротечность человеческой жизни.
Классицизм обогатил искусство рядом художественных новаций. Франсуа Мансар спроектировал новую форму кровли: верхние скаты пологие и крутые нижние. По его имени такая крыша получила название «мансарда». Клод Лоррен создал новый тип пейзажа, в котором природный ландшафт увязан с мифологическим сюжетом, обозначенным фигурами переднего плана.
Период позднего классицизма охватывает первую половину ХIХ века. К нему применяют термин «ампир». Однако он относится только к архитектуре и декоративно-прикладному искусству. Можно сказать, например, «ампирный особняк» или «ампирная мебель», но нельзя говорить об ампирной живописи. Крупные зодчие ампира — Андреян Захаров, Карл Росси, Андрей Воронихин, Осип Бове, Лео фон Кленце, Огюст Монферран.
История классицизма протекала в соперничестве с параллельными стилями: сначала это барокко, затем рококо, в дальнейшем романтизм. Именно романтики в начале ХIХ века ввели термин «классицизм». Так, Виктор Гюго в предисловии к драме «Кромвель» противопоставляет классической литературе ушедшего ХVIII века — новейшую литературу романтическую.
Самые последние произведения классицистов (полотна Жана Энгра, Федора Бруни, статуи Петра Клодта) созданы в то время, когда уже заявили о себе реалисты и были написаны ранние полотна импрессионистов: Гюстав Курбе устроил выставку «Павильон реализма», Иван Крамской организовал «Артель художников», Эдуард Мане шокировал публику «Завтраком на траве».
Последняя дата в истории русского классицизма (ампира) — 30 мая 1858 года, когда в Петербурге был освящен Исаакиевский собор, построенный Монферраном.
Текст лекции опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.