БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
Из лекций С.В.Стахорского
Есфирь и Артаксеркс — герои Ветхого Завета. Персидский царь Ксеркс, в Библии именуемый Артаксерксом, устраивает смотр невест, свезенных со всей страны, и берет в жены красавицу Есфирь, сироту-еврейку, воспитанную родственником Мардохеем, служившим при царском дворе в Сузах. Мардохей снискал расположение Артаксеркса тем, что раскрыл заговор приближенных евнухов. Казнив заговорщиков, царь поставил начальником над придворными визиря Амана, приказав всем кланяться ему и падать ниц. Мардохей же не подчинился, и Аман решил отомстить иудеям. Против них он настроил Артаксеркса, и тот решил их истребить, о чем во все сатрапии был отправлен приказ. Тогда Есфирь, нарушив строгий этикет, пришла к Артаксерксу незванной, за что могла поплатиться жизнью. При виде царя, который сидел на троне, «облеченный во все одеяния величия своего, весь в золоте и драгоценных камнях, и был весьма страшен», Есфирью овладел такой ужас, что она лишилась чувств и упала на руки сопровождавшей ее служанки. «И изменил Бог дух царя на кротость, и поспешно встал он с престола своего и принял ее в объятия свои, пока она не пришла в себя. Потом он утешил ее ласковыми словами» (Есф., V: 1). Есфирь пригласила Артаксеркса с Аманом на пир и устроила его на другой день, а потом позвала их снова. Во время второго пира Есфирь сказала супругу, что Аман готовит погибель иудейскому народу. Испуганный Аман с мольбой о заступничестве кинулся Есфири в ноги, что Артаксеркс воспринял как нападение на супругу. Амана повесили на том самом дереве, которое он предназначил для казни Мардохея; приказ же об истреблении иудеев был отменен. Как и Юдифь, Есфирь вошла в библейское предание спасительницей своего народа.
Подвиг Есфирь послужил фабулой произведений разных форм и жанров: поэма Ганса Закса (1530 год), несколько пьес, в их числе трагедия Жана Расина (1689 год), оратория Генделя (1732 год), полотна ренессансных и барочных мастеров.
Трагедия Расина содержит постоянные темы его драматургии, в которой преобладают женские образы. Подобно Андромахе, Есфирь — пленница: Андромаха пережила падение Трои, Есфирь — Иерусалима. Обе героини вынуждены терпеть чуждые нравы и обычаи. Есфирь ненавидит царские одежды, которые обязана носить, ее угнетают «неверных трапезы, пиры и возлиянья», но в отличие от вдовы Гектора, должна еще скрывать, кто она по крови и по вере. Как и Ифигения, Есфирь готова собой пожертвовать:
Я смерти не страшась, коль Бог назначил мне,
На жертву принесусь отеческой стране.
Трагедию «Есфирь» объединяет с ранее написанной «Федрой» и сочиненной позднее «Гофолией» напряженная атмосфера действия, которое разворачивается в суровом мире, пропитанном страхом перед силами земными и небесными.
На Книге Есфирь основано «Артаксерксово действо», которым 17 октября 1672 года открылась Комедийная хоромина царя Алексея Михайловича, построенная в селе Преображенском. Пьеса написана на немецком языке Иоганном-Готфридом Грегори, пастором лютеранской кирхи Немецкой слободы в Москве; на русский переведена подьячими Посольского приказа. От трагедии Расина, появившейся 17 лет спустя, пьесу Грегори отличает жанровая пестрота, чередование трагических и комических эпизодов. Для «прохлады», то есть отдыха зрителей, между актами играли смешные интермедии. Спектакль продолжался десять часов подряд и так понравился Алексею Михайловичу, что тот, по свидетельству очевидца, смотрел его, «не вставая с места».
Современники Расина в Артаксерксе узнавали Людовика ХIV, а в Есфири —фаворитку короля мадам де Ментенон. Узнавания вызывала и постановка Комедийной хоромины: Артаксеркс — Алексей Михайлович, Есфирь — юная Наталья Кирилловна Нарышкина, на которой царь женился годом раньше. В финале «Артаксерксова действа» счастливые персы и иудеи объявляли, что с ними веселится Великая Москва.
***
Живописцев больше всего привлекал эпизод, когда Есфирь перед Артаксерксом «упала и изменилась в лице своем от ослабления и склонилась на голову служанки, которая сопровождала ее» (V: 1). Обморок Есфири изображают Конрад Витц, Тинторетто (картина 1548 года), Веронезе, Рубенс, Джентилески, Пуссен.
Есфирь почти во всех картинах откинулась навзничь, ее подхватывают женщины. Что же касается Артаксеркса, то он по-разному реагирует на происходящее. У Тинторетто (картина 1548 года) вскочил с трона и наклонился, чтобы поднять Есфирь; у Веронезе, Джентилески, Пуссена сидит недвижимо и смотрит довольно сурово; у Витца, Тинторетто (картина 1555 года) и Рубенса касается Есфири скипетром. В Библии сказано, что данным жестом Артаксеркс освобождает от наказания супругу, нарушившую порядок царских аудиенций.
В полотнах Тинторетто, Веронезе, Рубенса и Пуссена сцена разворачивается в присутствии придворных: одни смотрят на Есфирь с участием, другие ее осуждают.
Миниатюра Клода Лорена изображает предыдущий эпизод: Есфирь с двумя служанками подходит к царскому дворцу, где ее останавливает стража. В произведениях Лорена всегда доминирует пейзаж с деревьями и архитектурными сооружениями, а фабулу обозначают персонажи, фигуры которых помещены на переднем плане.
Фреска Микеланджело «Смерть Амана, или История Есфири» занимает угловой свод Сикстинской капеллы. Фреска разделена на три части. Слева изображены женщина и двое мужчин: они стоят у стола и о чем-то совещаются. Микеланджело здесь иллюстрирует 10–14 строки 5-й главы, в которых говорится, что Аман позвал жену и друзей: им он рассказал, что царь его возвеличил, а царица пригласила на пир, и только Мардохей не выказывает уважения. «И сказала ему Зерешь, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево вышиною в пятьдесят локтей, и утром скажи царю, чтобы повесили Мардохея на нем, и тогда весело иди на пир с царем. И понравилось это слово Аману, и он приготовил дерево» (V: 14). Фигура в рыжем хитоне определенно Аман.
В правой части фрески лежащий на постели Артаксеркс слушает «памятную книгу дневных записей», в которой говорится о том, как Мардохей разоблачил заговорщиков. Повелительный жест Артаксеркса направлен на центральную часть фрески, где изображен повешенный Аман. Его фигура впечатляет гибкой подвижной пластикой. Джорджо Вазари писал, что «столб, на котором он висит, и рука, вытянутая вперед, кажутся не написанными, а выпуклыми и настоящими, как и нога, которая также выдвинута вперед; <…> фигура эта из всех прекрасных и трудных для исполнения фигур [Сикстинской капеллы] несомненно самая прекрасная и самая трудная».
Фабула картины Рембрандта разворачивается во время пира, устроенного Есфирью. Художник выбрал самый напряженный момент, когда Есфирь уже произнесла обвинения, но еще не знает, как поведет себя супруг, поверит ли ее словам или отправит на смерть. Аман, сидящий напротив, обреченно понурил голову и ожидает решения своей участи. Артаксеркс, стиснув губы, сжимает в правой руке скипетр и пристально смотрит на Амана, размышляя, как ему поступить. Колебания царя Рембрандт передает при помощи света: Оман находится в тени, Есфирь заливает золотистый свет, а фигура Артаксеркса освещена слева и затемнена справа.
Следуя традиции ренессансного и барочного искусства, художники применяют травестию: персонажи одеты по моде ХVI–ХVII веков. В картине Веронезе мы видим портик коринфского ордера и ноги статуи, обрезанной выше колен краем холста. Статуи и колонны с каннелюрами заполняют фон картины Пуссена. В миниатюре Лорена изображен большой замок, похожий по архитектуре на замок Амбуаз в долине Луары. В полотнах Тинторетто, Рубенса и Рембрандта восточный колорит привносят головные уборы мужчин в виде чалмы.
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.