Найти тему
ПИНАКОТЕКА

СТИЛЬ: ЭПОХА ПАРИКОВ

Из лекций С.В.Стахорского

В пьесе Островского «Дикарка» две дамы толкуют о естественности, и одна из них, пожилая помещица, заявляет: «Ты думаешь, что естественно, то и хорошо? <…> Был век, когда мужчины носили огромные пудреные парики, а женщины фижмы, под которые пять человек спрятаться могут; уж, конечно, это не естественно, и все-таки благороднее, умней, изящнее этого века не было и не будет в истории».

Дмитрий Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек, 1782 год. Третьяковская галерея, Москва
Дмитрий Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек, 1782 год. Третьяковская галерея, Москва

Никогда парик не имел такого универсального применения, как это было в ХVII и ХVIII веках. В то время парики, сделанные из натуральных или искусственных волос, носили представители почти всех сословий, мужчины и женщины, взрослые и дети. Огромные пышные парики составляли непременный элемент парадного облачения дворянской аристократии. Для повседневных нужд использовался парик меньшего размера: в виде шапочки с буклями и косичкой, напоминающей крысиный хвост. Парики входили в воинское обмундирование офицеров и солдат, а также в традиционный костюм судей, нотариусов, лекарей, чиновников и простых обывателей. Горожанин, дорожащий своей репутацией, не мог появиться на публике без парика. Это считалось столь же неприличным, как выйти на улицу без штанов.

Николя де Ларжильер.  Кронпринц Фридрих Август Саксонский, 1715 год. Национальная галерея, Мельбурн
Николя де Ларжильер. Кронпринц Фридрих Август Саксонский, 1715 год. Национальная галерея, Мельбурн
Жак Луи Давид. Портрет маркизы де Сорси де Теллюсон, 1790 год. Новая Пинакотека, Мюнхен
Жак Луи Давид. Портрет маркизы де Сорси де Теллюсон, 1790 год. Новая Пинакотека, Мюнхен

Парики появились, разумеется, не в ХVII веке. Имеются свидетельства их использования в Древнем Египте и Месопотамии; носили парики в античных Греции и Риме. С момента рождения драматического искусства в VI веке до н.э. парик служил непременным атрибутом театрального костюма.

Шарль Антуан Куапель. Пьер Желиотт в роли Платеи (опера Рамо), ок. 1745 года. Лувр, Париж
Шарль Антуан Куапель. Пьер Желиотт в роли Платеи (опера Рамо), ок. 1745 года. Лувр, Париж

В средние века ношение парика осуждала церковь. Его называли «шапкой сатаны», и только площадные актеры отваживались использовать столь опасный убор. В ХVI веке, несмотря на протесты духовенства, парик входит в повседневный оборот, а в следующем ХVII столетии мода на парики распространилась повсеместно и приобрела гигантский размах. Законодателем этой моды выступил французский король Людовик XIII: облысев, он обзавелся париком.

Филипп де Шампень. Портрет Людовика XIII, 1635 год. Музей Прадо, Мадрид
Филипп де Шампень. Портрет Людовика XIII, 1635 год. Музей Прадо, Мадрид

Парики ХVII–ХVIII веков поражают разнообразием и изобретательностью. В странах Европы выходят книги с изображениями париков и рекомендациями по их изготовлению. Известно, во Франции при Людовике ХIV производили до полусотни видов париков, и каждый имел свое название.

Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV, 1662 год. Дворец Версаля
Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV, 1662 год. Дворец Версаля

В 1670-м королевский куафёр Биннет сконструировал парик, названный по его имени биннетом: длинные белокурые локоны, плавно спускающиеся на плечи и спину. В парике-биннете Людовика запечатлел Бернини.

Джанлоренцо Бернини. Бюст Людовика XIV, 1665 год. Дворец Версаля
Джанлоренцо Бернини. Бюст Людовика XIV, 1665 год. Дворец Версаля

Биннет напоминает прическа Христа в скульптуре Бернини «Salvator Mundi»: ленты локонов стекают на плечи в виде завитков, набегающих друг на друга.

Джанлоренцо Бернини. «Salvator Mundi», 1679 год. Сан-Себастьяно фуори ле мура, Рим
Джанлоренцо Бернини. «Salvator Mundi», 1679 год. Сан-Себастьяно фуори ле мура, Рим

Парик-биннет можно видеть в скульптурном портрете пармского герцога Франческо Фарнезе работы того же Бернини, живописном портрете кисти Николя де Ларжильера, в бюсте Меншикова, выполненном Растрелли.

Джанлоренцо Бернини. Бюст Франческо Фарнезе, 1670 год. Палаццо Пилотта, Парма
Джанлоренцо Бернини. Бюст Франческо Фарнезе, 1670 год. Палаццо Пилотта, Парма
Николя де Ларжильер. «Мужчина в лиловом одеянии», 1700 год. Музей Гессен, Кассель
Николя де Ларжильер. «Мужчина в лиловом одеянии», 1700 год. Музей Гессен, Кассель
Бюст Меншикова. Мраморная копия Ивана Витали, 1849 год, с отлитого в бронзе оригинала Бартоломео Растрелли, 1717 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Бюст Меншикова. Мраморная копия Ивана Витали, 1849 год, с отлитого в бронзе оригинала Бартоломео Растрелли, 1717 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Количество париков, имевшихся в гардеробе, характеризовало состояние человека и его общественное положение. По рассказу Томаса Манна, граф Брюль, премьер-министр и некоронованный правитель Саксонии в середине ХVIII века, имел «двести пар обуви, восемьсот шитых шлафроков, пятьсот камзолов, сто часов, восемьсот сорок три табакерки, восемьдесят семь перстней, шестьдесят семь ароматических флакончиков, двадцать девять карет и полторы тысячи париков».

Луи де Сильвестр. Портрет Генриха фон Брюля, ок. 1740 года. Дворец-музей короля Яна III, Варшава
Луи де Сильвестр. Портрет Генриха фон Брюля, ок. 1740 года. Дворец-музей короля Яна III, Варшава

Парики изготавливали из самых разных материалов. Превыше всего ценились парики из натуральных волос, а потому волосы стоили больших денег. Обладатель пышной шевелюры имел надежный капитал, и при необходимости всегда мог поправить дела, продав собственные волосы. На случай безвременной кончины (эпоха париков была эпохой дуэлей, когда на поединках погибали тысячи молодых и кудрявых людей) волосы вносились в завещание наряду с прочим имуществом. Оттого молодые покойники чаще всего отправлялись в мир иной наголо остриженными.

Хотя оборот натуральных волос измерялся тоннами, цена их оставалась высокой. Такие парики были по карману не каждому дворянину. Мольер в комедии «Дон Жуан» устами Сганареля высмеивает аристократов, которые считают себя умнее других только на том основании, что носят дорогой парик.

Пьер Миньяр. Портрет Мольера, ок. 1658 года. Музей Конде, Шантийи
Пьер Миньяр. Портрет Мольера, ок. 1658 года. Музей Конде, Шантийи

В стихотворении «Благодарность королю» Мольер наряжает свою Музу, чтобы представить ее при дворе, и дает ей наставление:

Не вздумай в платье и в манерах
Ты что-нибудь серьезное забыть:
На шляпу наложи ты перьев с три десятка,
Надень ее на завитой парик.

Буржуа употребляли парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов. Простонародье же мастерило парики из дешевых материалов: пакли, водорослей, волокон конопли и кукурузы.

Разнообразие париков того времени демонстрируют живописные и скульптурные портреты, выполненные Гудоном, Шубиным, Гейнсборо, Давидом, Вишняковым, Рокотовым, Аргуновым, Левицким.

Николя де Ларжильер.  Портрет Вольтера, 1725 год. Дворец Версаля
Николя де Ларжильер. Портрет Вольтера, 1725 год. Дворец Версаля
Федор Шубин. Портрет Павла I, 1800 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Шубин. Портрет Павла I, 1800 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом, 1780-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом, 1780-е годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жак Луи Давид. Портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены, 1788 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Жак Луи Давид. Портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены, 1788 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Иван Вишняков. Портрет Сарры Фермор, 1750 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Вишняков. Портрет Сарры Фермор, 1750 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Рокотов. Мужской портрет, 1780-е годы. Картинная галерея, Тверь
Федор Рокотов. Мужской портрет, 1780-е годы. Картинная галерея, Тверь
Дмитрий Левицкий. «Екатерина-законодательница в храме правосудия», 1783 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. «Екатерина-законодательница в храме правосудия», 1783 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Дмитрий Левицкий. Портрет Ланского, 1782 год. Русский музей, Санкт-Петербург. Алексей Антропов. Портрет Екатерины II, 1764 год. Картинная галерея, Ярославль
Дмитрий Левицкий. Портрет Ланского, 1782 год. Русский музей, Санкт-Петербург. Алексей Антропов. Портрет Екатерины II, 1764 год. Картинная галерея, Ярославль

Как объяснить такую популярность париков в ХVII–ХVIII столетиях?

В истории европейской культуры это период барокко, и парик стал одним из его символов: не просто атрибутом барочного костюма, но выражением духа и строя барокко.

В отличие от предыдущей эпохи Ренессанса, ценившей натуральное и естественное, барокко культивирует искусственность. Если ренессансный художник воспринимал искусство как зеркало природы (по формуле Леонардо да Винчи), то барочный художник обратил взор в глубь души и дал волю своей фантазии. Из недр ее явился барочный стиль — эффектный, торжественный, динамичный, впечатляющий разнообразием декоративных форм.

Декоративность барокко наблюдается в изысканном строе литературного языка, в причудливой планировке садово-парковых ансамблей с искусственными водоемами, многочисленными фонтанами и каскадами, в празднествах с фейерверками, в пышном оформлении дворцовых и церковных фасадов, где преобладают искривленные, изломанные линии карнизов и фронтонов, выпуклые или вогнутые пилоны, переплетающиеся завитки, овалы и спирали, витые колонны и пилястры с растительными капителями. Сравните фантастический декор барочных интерьеров и изображения дам и кавалеров в причудливых париках на картинах того времени. Сходство между ними очевидно. Парик венчает фигуры словно купол — точно также, как в зодчестве барокко купол служит навершием архитектурного сооружения.

Барочный парик отнюдь не имитирует обыкновенные волосы, а напротив всячески выказывает свою ненатуральность. С этой целью парики покрывались толстым слоем пудры, а дамские парики к тому же были украшены драгоценными камнями, лентами, бантами, цветами, перьями. Парик, увенчанный эффектным султаном из перьев, можно видеть в портрете Марии Антуанетты, выполненном Виже-Лебрен.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии Антуанетты, 1783 год. Дворец Версаля
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии Антуанетты, 1783 год. Дворец Версаля

Дамские парики иногда достигали высоты целого метра. Чтобы столь громоздкое сооружение держалось на голове, парик подпирали тростью, которую держал в руках сопровождавший даму паж. Обладательницы таких париков не могли поместиться в крытом экипаже. Им на помощь пришел французский мастер, который сконструировал механизм, сжимающийся парик по принципу гармошки.

В свете повальной моды на парики становится понятным юмор автопортрета Шардена: на нем вместо парика смешной чепец с бантиком. Можно понять и смелость Левицкого, запечатлевшего Дени Дидро в халате и с непокрытой париком головой.

Жан-Батист Шарден. Автопортрет, 1771 год. Лувр, Париж
Жан-Батист Шарден. Автопортрет, 1771 год. Лувр, Париж
Дмитрий Левицкий. Портрет Дидро, 1773 год. Музей искусств, Женева
Дмитрий Левицкий. Портрет Дидро, 1773 год. Музей искусств, Женева

В конце ХVIII века стиль барокко угасает, ему на смену пришел строгий и гармоничный классицизм. Пышность и разнообразие барокко теперь воспринимались как вычурность и фанфаронство. Под влиянием классицизма произошло упрощение одежды: вместо камзола — фрак, вместо фижм и кринолинов — прямое облегающее фигуру платье, какое носили женщины античного Рима. Одним из первых живописных свидетельств новой дамской моды явился портрет мадам Рекамье, написанный Давидом.

Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800 год. Лувр, Париж
Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье, 1800 год. Лувр, Париж

Парик вышел из моды, и отныне использовался главным образом для того, чтобы замаскировать лысину, а потому его наличие старались не афишировать: «в величайшей тайне» носит парик Кандид Тарелкин, персонаж Сухово-Кобылина.

Между тем традиция барочных париков не исчезла безвозвратно. Время от времени она возрождалась в дамских прическах. Отголоски этой барочной традиции можно наблюдать в изделиях современных куафёров.

© Стахорский С.В.

-27