Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
ПИНАКОТЕКА СЕРГЕЯ СТАХОРСКОГО
ЖИВОПИСЬ: ЗЕРКАЛО И ЗАЗЕРКАЛЬЕ
1 год назад
ПИНАКОТЕКА СЕРГЕЯ СТАХОРСКОГО
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА: ТРАВЕСТИЯ
1 год назад
ПИНАКОТЕКА СЕРГЕЯ СТАХОРСКОГО
БИБЛИОТЕКА СЕРГЕЯ СТАХОРСКОГО
1 месяц назад
ЭПОХА И СТИЛЬ: МЕСОПОТАМИЯ
Из лекций С.В.Стахорского Месопотамия, или Двуречье, — регион Западной Азии, расположенный между реками Тигр и Евфрат, где в десятом — четвертом тысячелетиях существовала высокоразвитая культура неолита. Здесь строили глинобитные дома, впервые применили плуг и начали практиковать плужное земледелие. Здесь изобретен гончарный круг, послуживший прообразом колеса, а затем появилось и само колесо. Повозка на колесах стала первым в истории средством передвижения. Архаические цивилизации Месопотамии, сменявшие друг друга, — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия...
1 неделю назад
БИБЛИОТЕКА СЕРГЕЯ СТАХОРСКОГО
Статьи по истории изобразительного искусства, литературы и театра читайте на сайте БИБЛИОТЕКА СЕРГЕЯ СТАХОРСКОГО
1 месяц назад
АРХИТЕКТУРНАЯ УТОПИЯ, ИЛИ БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА
Из лекций С.В.Стахорского История архитектуры знает немало сооружений, спроектированных, но так и не построенных, оставшихся невоплощенными идеями и неосуществленными замыслами. Архитектурная утопия отличается тем, что и не предполагает осуществление, более того, в нем не нуждается, а потому независима от материальных ресурсов, социальных условий и строительных технологий своего времени. Архитектурная утопия фантазийна и экспериментальна. Она выражает некие идеальные парадигмы и являет собой утопию в полном смысле слова — благую нигдею...
1 месяц назад
КРИК В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ
Из лекций С.В.Стахорского Крик человека выражает ощущения и чувства — острые ощущения и сильные чувства: пронзающая боль, бурная радость, изумление, восторг, испуг, смятение, отчаяние. Дериваты крика — вопль, вой, визг, возглас. Крик амбивалентен. Криком угрожают и зовут на помощь. Театральные зрители выказывают удовлетворение криками «браво», а неудовольствие криками «бу». В комедии Гоголя пренеприятное известие о том, что «к нам едет ревизор», уездные чиновники встречают испуганными возгласами: «Как ревизор? Как ревизор?»...
2 месяца назад
ЖИВОПИСЬ: БЛАГОВЕЩЕНИЕ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Благовещение (греч. Εὐαγγελισμός, лат. Annuntiatio) — в христианском предании начальное событие вочеловечивания Бога-Слова. Являя собой ипостась Святой Троицы, Бог-Слово (по-гречески Λόγος) участвует в сотворении мира как божественный промысел; через 5508 лет, согласно библейскому летоисчислению, творец посылает его в мир «яко Сына своего единородного» (1 Ин. 4: 9), и он рождается в человеческом облике от девы Марии. Благую весть о непорочном...
2 месяца назад
ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА: ДАВИД И ГОЛИАФ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского В библейское повествование Давид входит как юноша-пастух, который игрой на гуслях (псалтири) умиротворяет царя Саула, терзаемого злым духом. Первая книга Царств сообщает, что Давид, младший сын Иессея из Вифлеема, был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (16: 12), и характеризует его как человека храброго и в речах разумного (16: 18). Когда «Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (16: 23)...
3 месяца назад
ЖИВОПИСЬ: СУД ПАРИСА
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Персонаж античной мифологии, Парис — троянский царевич, сын Приама и Гекубы, похитивший Елену Прекрасную, что стало причиной войны с ахейцами, в ходе которой он убил Ахиллеса, сам же погиб от стрелы Филоктета. Когда Гекуба была беременна Парисом, ей приснился сон, будто она родит факел, и от него запылает Троя. Прорицатель истолковал сон как знак беды, и Приам приказал рабу Агелаю отнести младенца в горы на съедение хищникам, но его подобрала и выкормила медведица...
1809 читали · 5 месяцев назад
ЖИВОПИСЬ: ЛЕДА И ЛЕБЕДЬ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского В мифологии античности Леда — дочь этолийского царя Фестия и жена Тиндарея, правителя Лакедемона (Спарты). Согласно самому распространенному варианту мифа, в одну и ту же ночь Ледой овладели Тиндарей и Зевс, принявший облик лебедя, и она зачала Клитемнестру и Кастора от супруга, а Елену и Полидевка от бога. Древние считали, что после совокупления с лебедем Леда не могла родить обычным способом: она снесла яйца, из которых потом вылупились ее дети...
3357 читали · 5 месяцев назад
ЖИВОПИСЬ: ИАКОВ БОРЕТСЯ С БОГОМ
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского В 32-й главе книги Бытие рассказывается о том, как Иаков, возвращавшийся домой из Месопотамии, где он прожил 14 лет и обзавелся двумя женами и хозяйством, ночью подвергся нападению, «и боролся некто с ним до появления зари». Нападавший поранил бедро Иакова, отчего он охромел. Тем не менее Иаков попросил у него благословения и его получил. Кто этот таинственный некто? Ответ содержат строки 28-я и 30-я. Нападавший говорит: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом»...
5 месяцев назад
ЖИВОПИСЬ: СОН ИАКОВА (ЛЕСТНИЦА ИАКОВА)
БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ Из лекций С.В.Стахорского Сон Иакова, или Лестница Иакова, — бродячий сюжет фольклора, литературы и живописи. Его источник — рассказ книги Бытие о чудесном видении лестницы, ведущей на небо. Сын Исаака и Ревеки, Иаков послушался уговоров матери и обманом добыл благословение слепого отца, а с ним верховенство в роду, которое по старшинству должен был получить его брат Исав. Опасаясь расправы последнего, Иаков покидает отчий дом и отправляется в Месопотамию к своему дяде Лавану...
5 месяцев назад
ЭПОХА И СТИЛЬ: ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Из лекций С.В.Стахорского Древнейшие артефакты искусства относятся к эпохе верхнего палеолита и удалены от нас примерно на сорок тысяч лет. От более ранних периодов среднего и нижнего палеолита ничего не сохранилось. Источниками первобытного искусства явились ритуал и игра. В ритуале человек подражал божествам, в которых верил; в игре воспроизводил свою трудовую деятельность. По мере того, как росло и развивалось мышление первобытного человека, в нем пробуждается эстетическое восприятие окружающего мира...
6 месяцев назад
СТИЛЬ: РЕАЛИЗМ
Из лекций С.В.Стахорского Термин «реализм» появился во французской критике конца 1840-х годов в связи с очерками писателя Шанфлёри. Тот принял термин как название своего литературного направления и в 1856–1857 годах выпускал альманах «Реализм». В русский лексикон данный термин ввел литератор Дмитрий Писарев, опубликовавший в 1864-м статью «Реалисты». Сторонник «строжайшей утилитарности» в искусстве, Писарев отвергал само понятие эстетической ценности и требовал от художника работы на пользу общества...
6 месяцев назад
07:11
1,0×
00:00/07:11
10 месяцев назад