Найти тему
ПИНАКОТЕКА

СТИЛЬ: РОКОКО

Из лекций С.В.Стахорского

В художественной культуре XVIII века наряду с большими стилями барокко и классицизма существовали малые течения и стили. Они имели меньший ареал распространения и проявились не во всех искусствах. В литературе это сентиментализм, в живописи и скульптуре — рококо.

Стиль рококо возник в ходе эволюции барокко, присвоив некоторые его черты: декоративность, гибкость пластики и рисунка. В рококо нет барочной монументальности: преобладают миниатюрность и утонченность. Живописцы отдают предпочтение картинам небольшого формата, а скульпторы в основном создают настольные бюсты и статуэтки.

Этьен Фальконе. «Грозящий Амур», 1755 год. Лувр, Париж
Этьен Фальконе. «Грозящий Амур», 1755 год. Лувр, Париж

В декоративно-прикладном искусстве стиль рококо проявился ярко и разнообразно. Его изделия — зеркала, люстры, канделябры, подсвечники, часы, вазы, чернильницы, пепельницы, посуда, мебель и прочая утварь. Выполненные из дорогих материалов (позолоченной бронзы, серебра, драгоценных камней, фарфора), они стали фактом аристократического быта.

Изделия рококо имеют орнаментальные и фигурные украшения, а некоторые снабжены заводным механизмом, приводящим фигурки в движение. Так, английский мастер Джеймс Кокс сконструировал бронзовые часы «Павлин» (ныне находятся в Эрмитаже): в момент боя часов павлин поднимает голову и распускает хвост, оживают сидящие на ветках дерева сова, петух и белочки.

Рококо затронул архитектуру, но коснулся лишь декора зданий. Фасады и интерьеры украшают растительные орнаменты из гирлянд листьев и цветов. Особый орнамент в виде раскрытой раковины с завитками получил название рокайль. Отсюда и произошел термин «рококо».

Антуан Ватто. «Прелести жизни», 1719 год. Собрание Уоллеса, Лондон
Антуан Ватто. «Прелести жизни», 1719 год. Собрание Уоллеса, Лондон

Живопись рококо прославляет прелести жизни, как названа одна из картин Антуана Ватто. Главная же прелесть, воспетая рокайльными живописцами, — любовь.

Игривая и насмешливая живопись рококо наполнена любовными приключениями. Ватто в картине «Паломничество на остров Киферу» показывает компанию изящных дам и галантных кавалеров, которые предаются любовным утехам на острове, который со времен античности считается местом жительства Афродиты / Венеры.

Антуан Ватто. «Паломничество на остров Киферу», 1719 год. Замок Шарлоттенбург, Берлин
Антуан Ватто. «Паломничество на остров Киферу», 1719 год. Замок Шарлоттенбург, Берлин
Антуан Ватто. «Праздник любви», 1719 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Антуан Ватто. «Праздник любви», 1719 год. Галерея старых мастеров, Дрезден

На волшебном острове блаженствует герой Тьеполо — рыцарь Ринальдо: очарованный Армидой, он забыл о своем рыцарском долге (картина на сюжет поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»).

Джованни Батиста Тьеполо. «Ринальдо, очарованный Армидой», 1745 год. Институт искусств, Чикаго
Джованни Батиста Тьеполо. «Ринальдо, очарованный Армидой», 1745 год. Институт искусств, Чикаго

Шалости любви живописует Фрагонар. Его герой проникает в спальню возлюбленной и, чтобы овладеть ею, должен защелкнуть дверную задвижку.

Жан-Оноре Фрагонар. «Задвижка», 1778 год. Лувр, Париж
Жан-Оноре Фрагонар. «Задвижка», 1778 год. Лувр, Париж

Тем же героям Фрагонара, которым с задвижкой не повезло, приходится довольствоваться поцелуем украдкой.

Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой», 1780 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой», 1780 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В самой известной картине Фрагонара девушка взлетает вверх на качелях, и всё, спрятанное под ее платьем (панталоны, подвязки), открывается взору стоящего рядом юноши. Потрясенный увиденным, он падает навзничь в колючий куст роз. Юноша пронзен, но не стрелами Амура, а шипами, и не в сердце, а в мягкое место.

Жан-Оноре Фрагонар. «Качели», 1767 год. Собрание Уоллеса, Лондон
Жан-Оноре Фрагонар. «Качели», 1767 год. Собрание Уоллеса, Лондон

ХVIII век в сравнении с предыдущим столетием характеризовался фривольностью нравов, которая не считалась распущенностью. Век Просвещения был буквально пропитан чувственностью и откровенной эротикой. Одним из культурных символов той эпохи стал эротический роман Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Эротика в искусстве, разумеется, существовала и раньше, но была ограничена каноном дозволенной откровенности. Эротические картины не предназначались для широкой публики. Полотна Тициана или Рубенса с их роскошными ню находились в потаенных залах королевских дворцов, и показывали эти картины лишь избранным гостям. Теперь же ню стало предметом общедоступным.

Художники рококо изменили традицию изображений обнаженного тела. В искусстве Ренессанса, барокко и классицизма нагота допускалась применительно к образам античной мифологии и библейского предания. Такие персонажи встречаются и в полотнах рококо: Зевс, превратившись в быка, похищает Европу; в женском облике он милуется с Каллисто.

Франсуа Буше. «Похищение Европы», 1734 год, Собрание Уоллеса, Лондон
Франсуа Буше. «Похищение Европы», 1734 год, Собрание Уоллеса, Лондон
Франсуа Буше. «Юпитер и Каллисто», 1744 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Франсуа Буше. «Юпитер и Каллисто», 1744 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина

Но художники пошли дальше, и первыми отважились поместить ню в современную бытовую обстановку, чем существенно раздвинули рамки дозволенного в искусстве.

Франсуа Буше. «Туалет», 1742 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Франсуа Буше. «Туалет», 1742 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

В картинах Буше зритель попадает в дамский будуар и подсматривает за его обитательницей, подмечая всякие пикантные детали. Буше ставит полуобнаженные фигуры в рискованные, шокирующие позы, но при этом сохраняет присущие рококо грациозность и изящество.

Франсуа Буше. «Одалиска», 1743 год. Музей искусств, Реймс
Франсуа Буше. «Одалиска», 1743 год. Музей искусств, Реймс

Дань стилю рококо заплатил молодой Франсиско Гойя в серии картонов, написанных для гобеленов мадридского двора. В одном из них мы видим непременный атрибут любовной игры — зонтик, которым кавалер защищает девушку от солнечных лучей.

Франсиско Гойя. «Зонтик», 1777 год. Музей Прадо, Мадрид
Франсиско Гойя. «Зонтик», 1777 год. Музей Прадо, Мадрид

© Стахорский С.В.

-15