Из лекций С.В.Стахорского
В художественной культуре XVIII века наряду с большими стилями барокко и классицизма существовали малые течения и стили. Они имели меньший ареал распространения и проявились не во всех искусствах. В литературе это сентиментализм, в живописи и скульптуре — рококо.
Стиль рококо возник в ходе эволюции барокко, присвоив некоторые его черты: декоративность, гибкость пластики и рисунка. В рококо нет барочной монументальности: преобладают миниатюрность и утонченность. Живописцы отдают предпочтение картинам небольшого формата, а скульпторы в основном создают настольные бюсты и статуэтки.
В декоративно-прикладном искусстве стиль рококо проявился ярко и разнообразно. Его изделия — зеркала, люстры, канделябры, подсвечники, часы, вазы, чернильницы, пепельницы, посуда, мебель и прочая утварь. Выполненные из дорогих материалов (позолоченной бронзы, серебра, драгоценных камней, фарфора), они стали фактом аристократического быта.
Изделия рококо имеют орнаментальные и фигурные украшения, а некоторые снабжены заводным механизмом, приводящим фигурки в движение. Так, английский мастер Джеймс Кокс сконструировал бронзовые часы «Павлин» (ныне находятся в Эрмитаже): в момент боя часов павлин поднимает голову и распускает хвост, оживают сидящие на ветках дерева сова, петух и белочки.
Рококо затронул архитектуру, но коснулся лишь декора зданий. Фасады и интерьеры украшают растительные орнаменты из гирлянд листьев и цветов. Особый орнамент в виде раскрытой раковины с завитками получил название рокайль. Отсюда и произошел термин «рококо».
Живопись рококо прославляет прелести жизни, как названа одна из картин Антуана Ватто. Главная же прелесть, воспетая рокайльными живописцами, — любовь.
Игривая и насмешливая живопись рококо наполнена любовными приключениями. Ватто в картине «Паломничество на остров Киферу» показывает компанию изящных дам и галантных кавалеров, которые предаются любовным утехам на острове, который со времен античности считается местом жительства Афродиты / Венеры.
На волшебном острове блаженствует герой Тьеполо — рыцарь Ринальдо: очарованный Армидой, он забыл о своем рыцарском долге (картина на сюжет поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»).
Шалости любви живописует Фрагонар. Его герой проникает в спальню возлюбленной и, чтобы овладеть ею, должен защелкнуть дверную задвижку.
Тем же героям Фрагонара, которым с задвижкой не повезло, приходится довольствоваться поцелуем украдкой.
В самой известной картине Фрагонара девушка взлетает вверх на качелях, и всё, спрятанное под ее платьем (панталоны, подвязки), открывается взору стоящего рядом юноши. Потрясенный увиденным, он падает навзничь в колючий куст роз. Юноша пронзен, но не стрелами Амура, а шипами, и не в сердце, а в мягкое место.
ХVIII век в сравнении с предыдущим столетием характеризовался фривольностью нравов, которая не считалась распущенностью. Век Просвещения был буквально пропитан чувственностью и откровенной эротикой. Одним из культурных символов той эпохи стал эротический роман Шодерло де Лакло «Опасные связи».
Эротика в искусстве, разумеется, существовала и раньше, но была ограничена каноном дозволенной откровенности. Эротические картины не предназначались для широкой публики. Полотна Тициана или Рубенса с их роскошными ню находились в потаенных залах королевских дворцов, и показывали эти картины лишь избранным гостям. Теперь же ню стало предметом общедоступным.
Художники рококо изменили традицию изображений обнаженного тела. В искусстве Ренессанса, барокко и классицизма нагота допускалась применительно к образам античной мифологии и библейского предания. Такие персонажи встречаются и в полотнах рококо: Зевс, превратившись в быка, похищает Европу; в женском облике он милуется с Каллисто.
Но художники пошли дальше, и первыми отважились поместить ню в современную бытовую обстановку, чем существенно раздвинули рамки дозволенного в искусстве.
В картинах Буше зритель попадает в дамский будуар и подсматривает за его обитательницей, подмечая всякие пикантные детали. Буше ставит полуобнаженные фигуры в рискованные, шокирующие позы, но при этом сохраняет присущие рококо грациозность и изящество.
Дань стилю рококо заплатил молодой Франсиско Гойя в серии картонов, написанных для гобеленов мадридского двора. В одном из них мы видим непременный атрибут любовной игры — зонтик, которым кавалер защищает девушку от солнечных лучей.
© Стахорский С.В.