Предыдущая статья ЗДЕСЬ
Как уже говорилось ранее, всего до конца 1942 г. Люфтваффе получили 257 истребителей Ju.88С, но в большинстве эти самолеты поступали в эскадрильи дневных «охотников», а не авиачасти ночников. Лишь в начале 1943 г. ночная авиация ПВО начала получать истребители Ju.88С-6, адаптированные к ночным перехватам. К тому времени пропорции производства истребителей и бомбардировщиков фирмы «Юнкерс» существенно изменились: с 1 к 11 в 1942-м, до 1 к 3,6 в 1943 году. И причиной тому явились как становившиеся все более частыми и массовыми ночные налеты британских бомбардировщиков на Германию, так и то, что на Ju.88С-6 наконец-то установили радиолокационную станцию. Самолеты с РЛС получили обозначение Ju.88C-6b (а для отличия обозначение «охотников» без РЛС запоздало изменили на Ju.88C-6а).
Выхлопные патрубки каждого борта моторов всех Ju.88C-6b закрывались одним объединенным длинным пламегасителем – чтобы не слепить пилота вспышками выхлопов. Первые партии Ju.88C-6b оснащались локаторами FuG.202 «Лихтенштейн» (дальность обнаружения цели – от 200 м до 3,5 км), но последующие получали FuG.212 «Лихтенштейн» С-1 (по ТТХ одинаковую с вечно ломавшейся FuG.202, но более надежную). И хотя носы этих истребителей увенчивались теперь «антенными матрасами», их наступательное вооружение не изменилось: три 7,92-мм пулемета MG.17 и три 20-мм пушки MG-FF/M (но типичные для дневных охотников» внешние бомбодержатели ETC.500 на «ночниках» отсутствовали). Дополнительно эти перехватчики оснащались новым радиовысотомером FuG.101, приемником FuG.10 и ответчиком FuG.25, обеспечивавшими взаимодействие с системой наведения «Химмельбетт» (состоявшей из цепи наземных радаров «Вюрцбург»), и с зенитной артиллерией. Цепь немецких радарных зон тянулась через Данию, север Германии, Нидерланды, Бельгию и Францию - до Швейцарии. Радары «Вюрцбург» вели сопровождение вражеских бомбардировщиков и наводили на них перехватчиков; а вся эта цепь противовоздушной обороны вместе с зенитной артиллерией и прожекторными полями, составляла так называемую «линию Каммхубера». Для этой системы не требовались особо скоростные перехватчики – они на путях противника заранее занимали позиции, определенные операторами наземных локаторов, и при пересечении «линии» британские бомбардировщики несли тяжелые потери.
Всего через два месяца после появления Ju.88C-6b, весной 1943 г., в части ночной авиации параллельно с ним стал поступать Ju.88R-1. Это был тот же Ju.88C-6b с той же РЛС FuG.212 «Лихтенштейн» С-1, и с тем же остальным оборудованием, но оснащенный не «жидкостными» Jumo.211J, а двигателями воздушного охлаждения BMW.801МА (по 1.600 л.с.). Однако из-за проблем с поставками этих моторов, использовавшихся на истребителях FW.190, производство Ju.88R было довольно ограниченным. Насыщение немецких ночных авиачастей тяжелыми перехватчиками Ju.88C-6b и Ju.88R-1 с радиолокаторами привело к резкому всплеску потерь британских бомбардировщиков, до этого почти безнаказанно «утюживших» Германию бомбами. Однако летом 1943 «Лихтенштейны» внезапно «ослепли»: британцам попал в плен один исправный Ju.88R-1, и они изучили стоявший на немце трофейный FuG.212. После чего разработали систему «Виндоу» (немцы прозвали ее «Дюппель»): сбрасывали перед армадами своих бомберов пачки полосок нарезанной фольги, имевшей размеры в половину длины волны «Лихтенштейна» и «Вюрцбурга». Облака этих полос эффективно отражали излучение немецких локаторов, полностью нарушая их работу.
Вновь возросшая эффективность британских бомбежек заставила немцев искать выход из создавшегося положения. И уже осенью 1943 они запустили в производство бортовую РЛС FuG.220 «Лихтенштейн» SN-2 с другим диапазоном частот, неизвестным противнику, а потому не реагировавшую на помехи англичан. Самолеты с этими радарами, увенчанные новыми антеннами разлапистых «рогов оленя», получили маркировки соответственно Ju.88C-6с и Ju.88R-2 (R-2 оснащались моторами BMW.801D по 1.700 л.с.). Эти перехватчики «видели» теперь противника на дальности до 5 км (правда, только с 500 м, из-за чего до усовершенствования в 1944 г. FuG.220 на носу истребителей оставалась и одна антенна от FuG.212 – для более «ближнего» слежения). Кроме того некоторые Ju.88С-6с и R-2 получили FuG.350 «Наксос» - устройство предупреждения об облучении «немца» локатором английских ночных истребителей, а так же FuG.227 «Фленсбург» — устройство пеленгации локатора предупреждения «Моника», стоявшего на хвосте британских бомбардировщиков.
Но с августа 1944 использование «Фленсбурга» стало бесполезным – англичане, узнав при изучении очередного трофея о назначении FuG.227, поснимали со своих бомбовозов локаторы «Моника». Соответственно, и немцы перестали устанавливать «Фленсбурги» на перехватчики.
Вооружение Ju.88C-6с и Ju.88R-2 оставалось прежним: 3х20-мм пушки и 3х7,92-мм пулемета вперед, 2х7,92-мм или 1х13-мм пулемет назад-вверх, 2х7,92-мм или 1х13-мм назад-вниз. Но часть Ju.88C и R получили дополнительно 1-2х20-мм пушки MG.151, направленные под углом 70 град. вверх - для стрельбы в «брюхо» английского бомбардировщика (система «шраге мюзик»).
За 1943 г. было произведено 706 истребителей Ju.88, и к концу года ночное небо Германии прикрывали полностью вооруженная этими перехватчиками Эскадра NJG-2, три Группе NJG-3 и по одной Группе в NJG-1 и NJG-6. Эти девять авиаполков вместе с остальными ночными авиачастями, вооруженными самолетами других типов, к весне 1944 довели уровень потерь британских бомбардировщиков до 11,8% от числа участвовавших в налетах на Германию. Англичане сочли это слишком дорогостоящим, а потому неприемлемым, и переключились на бомбежки коммуникаций во Франции и Бельгии. А к моменту приостановки налетов на Германию перехватчики Ju.88С-6с уже составляли костяк ночных истребителей; сборочные линии Ju.88 практически полностью переключились на выпуск истребительного варианта. И в это время в боевые вылеты кроме Ju.88С-6с начали отправляться самолеты новой модификации Ju.88G-1, запущенной в производство в самом конце 1943 г. Этот самолет представлял собой компиляцию из планера Ju88R-2 и расширенного оперения Ju.l88.
Аэродинамика Ju.88G-1 была усовершенствована по переосмысленному образцу экспериментального Ju.88C-5: на машине демонтировали гондолу, а под бомбоотсеками установили обтекатель с 4х20-мм пушками MG.151, направленными вперед. Носовое вооружение тоже изменилось: пулеметы демонтировали, и теперь в носу стояли 2х20-мм пушки MG.151. Защитное вооружение уменьшилось до 1х13-мм пулемета MG.131 в задней части кабины. Как и Ju.88C, часть самолетов Ju.88G оснащалась системой «шраге мюзик» - одной-двумя 20-мм пушками MG.151, стрелявшими вверх.
Бронирование Ju.88G спереди и сзади усилили, и ввели бронирование по бокам. Кроме локатора FuG.220 SN-2 и пеленгатора «Фленсбург» в состав оборудования Ju.88G входили радиовысотомер FuG.101а, радиостанции FuG.10Р и FuG.16ZY, ответчик FuG.25, система слепой посадки FuB.l2 и радиокомпас PeGe.6. Для обслуживания этой многочисленной аппаратуры в состав экипажа ввели четвертого человека. Мачта радиоантенны на Ju.88G переместилась с фонаря кабины на фюзеляж за кабиной, и была сделана выдвижной. Ju.88G-1 оснащались двигателями BMW.801D мощностью по 1.700 л.с. с металлическими пропеллерами VDM. Топливо для моторов размещалось в консольных (415 л) и центропланных (425 л) баках, а так же в обоих бомбоотсеках (баки 1.045 и 475 л).
Затем начинаются неясности: одни книги утверждают, что после Ju.88G-1 в серию последовал сразу Ju.88G-6, а G-2, G-3, G-4 и G-5 были лишь опытными «несерийниками». В других сообщается, что G-4 все же выпускался серийно, параллельно с Ju.88G-1; однако там не приводится никаких его отличий от «G-единички». При этом в книгах, утверждающих, что G-4 в серии не было, даются существенно измененные «ранние» и «поздние» выпуски G-1, имевшие разные комплекты вооружения (что вообще-то у педантичных немцев обычно сопровождалось сменой маркировки модели). Поэтому я предполагаю, что вероятно Ju.88G-4 все же выпускался серийно, и именно на нем убрали две носовые пушки. Причины: по одной версии, на их месте установили станцию FuG.16ZY «Morane», по другой – сняли, чтобы вспышки при их стрельбе не слепили пилота (хотя до этого размещение вооружения перехватчиков Ju.88 в носу вроде бы не вызывало нареканий). Удаление носовых «стволов» сократило наступательное вооружение самолета до 4х20-мм MG.151 в обтекателе под бомбоотсеком; одновременно именно под крыльями этих якобы «поздних Ju.88G-1» (или предполагаемых Ju.88G-4) появились бомбодержатели ETC.500 (вообще-то это тоже дополнительная причина для смены маркировки модели). На ЕТС.500 подвешивались дополнительные сбрасываемые топливные баки, отсутствовавшие на «ранних выпусках G-1».
А в середине 1944 в серию пошла версия Ju.88G-6, оснащенная жидкостными моторами Jumo.213 мощностью 1.750 л.с. с деревянными винтами VS-111 (выхлопные трубы моторов имели пламегасители). Благодаря этим двигателям Ju.88G-6 при взлетном весе 12.300 кг развивал скорость до 550 км/ч, а потолок повысился до 10.000 м. Ju.88G-6 оснащались тем же радаром FuG.220 SN-2, что и Ju.88G-1, однако диполи на их «рогах» антенн располагались наклонно, а не вертикально. Диагональным положением диполей, сужавшим луч, немцы старались уменьшить помехи, создаваемые англичанами, все же разведавшими диапазон волн FuG.220. Впрочем, осенью 1944 по той же причине изменить наклон диполей на диагональный пришлось и на антеннах станций Ju.88G-1.
Наступательное оружие Ju.88G-6 состояло из 4х20-мм пушек в обтекателе под бомбоотсеком, и обязательных для него направленных вверх 2х20-мм MG.151 «шраге-мюзик». Из-за случавшегося перемещения оборудования «шраге-мюзик» на «G-шестерках» располагались в фюзеляже несимметрично: на ранних самолетах слева, на самолетах поздних выпусках - справа. Для самообороны в задней части кабины имелся 13-мм пулемет MG.131. Кроме того, под крыльями крепились два бомбодержателя ETC.500.
Наиболее важными в оборудовании Ju.88G-6 кроме РЛС FuG.220 SN-2 были: радиостанция FuG.16ZY, радар обзора задней полусферы FuG.217, устройство предупреждения об облучении локатором английских ночных истребителей FuG.350 «Naxos». Кроме того, в конце 1944 на некоторых машинах вместо радара FuG.220 SN-2 опробовали новые типы радаров: FuG.218 Neptun-Z, а в 1945 на 30 экземплярах Ju.88G-6 успели смонтировать самый совершенный немецкий радар FuG.240 Berlin N-Ia.
К концу 1944 года программа выпуска тяжелых истребителей превзошла все остальные. За год было выпущено 2.518 истребителей Ju.88C и G и лишь 716 «восемьдесят восьмых» других классов. Завершили семейство Ju.88G модели G-7 с локатором FuG.218 «Нептун» VR (2 машины, которые погибли под бомбами), и единичный G-10. К тому времени дела уже шли к крушению Рейха, и в небе Германии хозяйничала авиация союзников. Время тяжелых перехватчиков ушло, и последние Ju.88G закончили свою карьеру в виде «летающих бомб».
Всего за 1943-1945 гг. было изготовлено около 4.000 экземпляров ночных перехватчиков в различных вариантах. Расклад численности по модификациям сделать невозможно – в разных книгах приводятся кардинально различные цифры. По одним сведениям Ju.88G-1 построено 1.242 экземпляров, Ju.88G-6 - 1.280, а Ju.88С-6b – только около 900; по другим - Ju.88С-6b изготовили 3.200, а Ju.88G всех вариантов - только 700-800 истребителей. Вот и попробуй тут разобраться…
Если кого-то заинтересуют подробности развития бортовых РЛС германских «ночников», то по этой теме мною опубликованы две статьи:
«Глаза» ночных ястребов Люфтваффе(01)
«Глаза» ночных ястребов Люфтваффе (02)
НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 2МВ. «Эксперты» многоцелевого самолета Ju.88