Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (07). Ночные перехватчики

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Предыдущая статья ЗДЕСЬ

Как уже говорилось ранее, всего до конца 1942 г. Люфтваффе получили 257 истребителей Ju.88С, но в большинстве эти самолеты поступали в эскадрильи дневных «охотников», а не авиачасти ночников. Лишь в начале 1943 г. ночная авиация ПВО начала получать истребители Ju.88С-6, адаптированные к ночным перехватам. К тому времени пропорции производства истребителей и бомбардировщиков фирмы «Юнкерс» существенно изменились: с 1 к 11 в 1942-м, до 1 к 3,6 в 1943 году. И причиной тому явились как становившиеся все более частыми и массовыми ночные налеты британских бомбардировщиков на Германию, так и то, что на Ju.88С-6 наконец-то установили радиолокационную станцию. Самолеты с РЛС получили обозначение Ju.88C-6b (а для отличия обозначение «охотников» без РЛС запоздало изменили на Ju.88C-6а).

-2

Выхлопные патрубки каждого борта моторов всех Ju.88C-6b закрывались одним объединенным длинным пламегасителем – чтобы не слепить пилота вспышками выхлопов. Первые партии Ju.88C-6b оснащались локаторами FuG.202 «Лихтенштейн» (дальность обнаружения цели – от 200 м до 3,5 км), но последующие получали FuG.212 «Лихтенштейн» С-1 (по ТТХ одинаковую с вечно ломавшейся FuG.202, но более надежную). И хотя носы этих истребителей увенчивались теперь «антенными матрасами», их наступательное вооружение не изменилось: три 7,92-мм пулемета MG.17 и три 20-мм пушки MG-FF/M (но типичные для дневных охотников» внешние бомбодержатели ETC.500 на «ночниках» отсутствовали). Дополнительно эти перехватчики оснащались новым радиовысотомером FuG.101, приемником FuG.10 и ответчиком FuG.25, обеспечивавшими взаимодействие с системой наведения «Химмельбетт» (состоявшей из цепи наземных радаров «Вюрцбург»), и с зенитной артиллерией. Цепь немецких радарных зон тянулась через Данию, север Германии, Нидерланды, Бельгию и Францию - до Швейцарии. Радары «Вюрцбург» вели сопровождение вражеских бомбардировщиков и наводили на них перехватчиков; а вся эта цепь противовоздушной обороны вместе с зенитной артиллерией и прожекторными полями, составляла так называемую «линию Каммхубера». Для этой системы не требовались особо скоростные перехватчики – они на путях противника заранее занимали позиции, определенные операторами наземных локаторов, и при пересечении «линии» британские бомбардировщики несли тяжелые потери.

-3

Всего через два месяца после появления Ju.88C-6b, весной 1943 г., в части ночной авиации параллельно с ним стал поступать Ju.88R-1. Это был тот же Ju.88C-6b с той же РЛС FuG.212 «Лихтенштейн» С-1, и с тем же остальным оборудованием, но оснащенный не «жидкостными» Jumo.211J, а двигателями воздушного охлаждения BMW.801МА (по 1.600 л.с.). Однако из-за проблем с поставками этих моторов, использовавшихся на истребителях FW.190, производство Ju.88R было довольно ограниченным. Насыщение немецких ночных авиачастей тяжелыми перехватчиками Ju.88C-6b и Ju.88R-1 с радиолокаторами привело к резкому всплеску потерь британских бомбардировщиков, до этого почти безнаказанно «утюживших» Германию бомбами. Однако летом 1943 «Лихтенштейны» внезапно «ослепли»: британцам попал в плен один исправный Ju.88R-1, и они изучили стоявший на немце трофейный FuG.212. После чего разработали систему «Виндоу» (немцы прозвали ее «Дюппель»): сбрасывали перед армадами своих бомберов пачки полосок нарезанной фольги, имевшей размеры в половину длины волны «Лихтенштейна» и «Вюрцбурга». Облака этих полос эффективно отражали излучение немецких локаторов, полностью нарушая их работу.

-4

Вновь возросшая эффективность британских бомбежек заставила немцев искать выход из создавшегося положения. И уже осенью 1943 они запустили в производство бортовую РЛС FuG.220 «Лихтенштейн» SN-2 с другим диапазоном частот, неизвестным противнику, а потому не реагировавшую на помехи англичан. Самолеты с этими радарами, увенчанные новыми антеннами разлапистых «рогов оленя», получили маркировки соответственно Ju.88C-6с и Ju.88R-2 (R-2 оснащались моторами BMW.801D по 1.700 л.с.). Эти перехватчики «видели» теперь противника на дальности до 5 км (правда, только с 500 м, из-за чего до усовершенствования в 1944 г. FuG.220 на носу истребителей оставалась и одна антенна от FuG.212 – для более «ближнего» слежения). Кроме того некоторые Ju.88С-6с и R-2 получили FuG.350 «Наксос» - устройство предупреждения об облучении «немца» локатором английских ночных истребителей, а так же FuG.227 «Фленсбург» — устройство пеленгации локатора предупреждения «Моника», стоявшего на хвосте британских бомбардировщиков.

-5

Но с августа 1944 использование «Фленсбурга» стало бесполезным – англичане, узнав при изучении очередного трофея о назначении FuG.227, поснимали со своих бомбовозов локаторы «Моника». Соответственно, и немцы перестали устанавливать «Фленсбурги» на перехватчики.

Вооружение Ju.88C-6с и Ju.88R-2 оставалось прежним: 3х20-мм пушки и 3х7,92-мм пулемета вперед, 2х7,92-мм или 1х13-мм пулемет назад-вверх, 2х7,92-мм или 1х13-мм назад-вниз. Но часть Ju.88C и R получили дополнительно 1-2х20-мм пушки MG.151, направленные под углом 70 град. вверх - для стрельбы в «брюхо» английского бомбардировщика (система «шраге мюзик»).

-6

За 1943 г. было произведено 706 истребителей Ju.88, и к концу года ночное небо Германии прикрывали полностью вооруженная этими перехватчиками Эскадра NJG-2, три Группе NJG-3 и по одной Группе в NJG-1 и NJG-6. Эти девять авиаполков вместе с остальными ночными авиачастями, вооруженными самолетами других типов, к весне 1944 довели уровень потерь британских бомбардировщиков до 11,8% от числа участвовавших в налетах на Германию. Англичане сочли это слишком дорогостоящим, а потому неприемлемым, и переключились на бомбежки коммуникаций во Франции и Бельгии. А к моменту приостановки налетов на Германию перехватчики Ju.88С-6с уже составляли костяк ночных истребителей; сборочные линии Ju.88 практически полностью переключились на выпуск истребительного варианта. И в это время в боевые вылеты кроме Ju.88С-6с начали отправляться самолеты новой модификации Ju.88G-1, запущенной в производство в самом конце 1943 г. Этот самолет представлял собой компиляцию из планера Ju88R-2 и расширенного оперения Ju.l88.

-7

Аэродинамика Ju.88G-1 была усовершенствована по переосмысленному образцу экспериментального Ju.88C-5: на машине демонтировали гондолу, а под бомбоотсеками установили обтекатель с 4х20-мм пушками MG.151, направленными вперед. Носовое вооружение тоже изменилось: пулеметы демонтировали, и теперь в носу стояли 2х20-мм пушки MG.151. Защитное вооружение уменьшилось до 1х13-мм пулемета MG.131 в задней части кабины. Как и Ju.88C, часть самолетов Ju.88G оснащалась системой «шраге мюзик» - одной-двумя 20-мм пушками MG.151, стрелявшими вверх.

-8

Бронирование Ju.88G спереди и сзади усилили, и ввели бронирование по бокам. Кроме локатора FuG.220 SN-2 и пеленгатора «Фленсбург» в состав оборудования Ju.88G входили радиовысотомер FuG.101а, радиостанции FuG.10Р и FuG.16ZY, ответчик FuG.25, система слепой посадки FuB.l2 и радиокомпас PeGe.6. Для обслуживания этой многочисленной аппаратуры в состав экипажа ввели четвертого человека. Мачта радиоантенны на Ju.88G переместилась с фонаря кабины на фюзеляж за кабиной, и была сделана выдвижной. Ju.88G-1 оснащались двигателями BMW.801D мощностью по 1.700 л.с. с металлическими пропеллерами VDM. Топливо для моторов размещалось в консольных (415 л) и центропланных (425 л) баках, а так же в обоих бомбоотсеках (баки 1.045 и 475 л).

-9

Затем начинаются неясности: одни книги утверждают, что после Ju.88G-1 в серию последовал сразу Ju.88G-6, а G-2, G-3, G-4 и G-5 были лишь опытными «несерийниками». В других сообщается, что G-4 все же выпускался серийно, параллельно с Ju.88G-1; однако там не приводится никаких его отличий от «G-единички». При этом в книгах, утверждающих, что G-4 в серии не было, даются существенно измененные «ранние» и «поздние» выпуски G-1, имевшие разные комплекты вооружения (что вообще-то у педантичных немцев обычно сопровождалось сменой маркировки модели). Поэтому я предполагаю, что вероятно Ju.88G-4 все же выпускался серийно, и именно на нем убрали две носовые пушки. Причины: по одной версии, на их месте установили станцию FuG.16ZY «Morane», по другой – сняли, чтобы вспышки при их стрельбе не слепили пилота (хотя до этого размещение вооружения перехватчиков Ju.88 в носу вроде бы не вызывало нареканий). Удаление носовых «стволов» сократило наступательное вооружение самолета до 4х20-мм MG.151 в обтекателе под бомбоотсеком; одновременно именно под крыльями этих якобы «поздних Ju.88G-1» (или предполагаемых Ju.88G-4) появились бомбодержатели ETC.500 (вообще-то это тоже дополнительная причина для смены маркировки модели). На ЕТС.500 подвешивались дополнительные сбрасываемые топливные баки, отсутствовавшие на «ранних выпусках G-1».

-10

А в середине 1944 в серию пошла версия Ju.88G-6, оснащенная жидкостными моторами Jumo.213 мощностью 1.750 л.с. с деревянными винтами VS-111 (выхлопные трубы моторов имели пламегасители). Благодаря этим двигателям Ju.88G-6 при взлетном весе 12.300 кг развивал скорость до 550 км/ч, а потолок повысился до 10.000 м. Ju.88G-6 оснащались тем же радаром FuG.220 SN-2, что и Ju.88G-1, однако диполи на их «рогах» антенн располагались наклонно, а не вертикально. Диагональным положением диполей, сужавшим луч, немцы старались уменьшить помехи, создаваемые англичанами, все же разведавшими диапазон волн FuG.220. Впрочем, осенью 1944 по той же причине изменить наклон диполей на диагональный пришлось и на антеннах станций Ju.88G-1.

-11

Наступательное оружие Ju.88G-6 состояло из 4х20-мм пушек в обтекателе под бомбоотсеком, и обязательных для него направленных вверх 2х20-мм MG.151 «шраге-мюзик». Из-за случавшегося перемещения оборудования «шраге-мюзик» на «G-шестерках» располагались в фюзеляже несимметрично: на ранних самолетах слева, на самолетах поздних выпусках - справа. Для самообороны в задней части кабины имелся 13-мм пулемет MG.131. Кроме того, под крыльями крепились два бомбодержателя ETC.500.

-12

Наиболее важными в оборудовании Ju.88G-6 кроме РЛС FuG.220 SN-2 были: радиостанция FuG.16ZY, радар обзора задней полусферы FuG.217, устройство предупреждения об облучении локатором английских ночных истребителей FuG.350 «Naxos». Кроме того, в конце 1944 на некоторых машинах вместо радара FuG.220 SN-2 опробовали новые типы радаров: FuG.218 Neptun-Z, а в 1945 на 30 экземплярах Ju.88G-6 успели смонтировать самый совершенный немецкий радар FuG.240 Berlin N-Ia.

-13

К концу 1944 года программа выпуска тяжелых истребителей превзошла все остальные. За год было выпущено 2.518 истребителей Ju.88C и G и лишь 716 «восемьдесят восьмых» других классов. Завершили семейство Ju.88G модели G-7 с локатором FuG.218 «Нептун» VR (2 машины, которые погибли под бомбами), и единичный G-10. К тому времени дела уже шли к крушению Рейха, и в небе Германии хозяйничала авиация союзников. Время тяжелых перехватчиков ушло, и последние Ju.88G закончили свою карьеру в виде «летающих бомб».

Всего за 1943-1945 гг. было изготовлено около 4.000 экземпляров ночных перехватчиков в различных вариантах. Расклад численности по модификациям сделать невозможно – в разных книгах приводятся кардинально различные цифры. По одним сведениям Ju.88G-1 построено 1.242 экземпляров, Ju.88G-6 - 1.280, а Ju.88С-6b – только около 900; по другим - Ju.88С-6b изготовили 3.200, а Ju.88G всех вариантов - только 700-800 истребителей. Вот и попробуй тут разобраться…

Если кого-то заинтересуют подробности развития бортовых РЛС германских «ночников», то по этой теме мною опубликованы две статьи:

«Глаза» ночных ястребов Люфтваффе(01)

«Глаза» ночных ястребов Люфтваффе (02)

НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция

ПРОДОЛЖЕНИЕ: 2МВ. «Эксперты» многоцелевого самолета Ju.88

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.