ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Ранние РЛС FuG.220 «Lichtenstein SN-2» имели мощность 2,5 кВт и работали на частотах 73, 82 и 91 мГц. Дальность обнаружения целей увеличилась до 5 км, а угол места – до 120 градусов. Правда, минимальная дальность видимости локатора начиналась в 500 м от самолета, что сильно снижало возможность визуального обнаружения цели в момент атаки и создавало большую вероятность ухода бомбардировщика. Именно поэтому на самолетах с ранними FuG.220 в дополнение устанавливали упомянутую ранее, срочно переработанную и уменьшенную версию FuG.212 - «Weitwinkel», позволявшую видеть цель на экранах локатора с дистанции 150 м.
Более низкие частоты работы FuG.220 стали причиной изменения антенн станции: потребовалось увеличение их размера при одновременном уменьшении количества дипольных элементов (до восьми). В результате система носовых антенн FuG.220 приобрела характерный вид, из-за которого летчики прозвали ее «Оленьи рога». «Рога» вместе с «матрасом» «Weitwinkel’я» сильно тормозили полет, снижая скорость самолета примерно на 50 км/ч; но с этим неустранимым недостатком летчикам приходилось мириться.
Принятие FuG.220 на вооружение Люфтваффе было не лишено драматизма. Геринг и КО всегда относились враждебно к руководству Кригсмарине, а заодно – презрительно ко всем разработкам для флота. Поэтому авиационные генералы злорадствовали, когда надежды моряков на FuG.220 не оправдались, и «в пух и прах» раскритиковали «бездарную поделку Кригсмарине». Однако успешное использование британцами системы подавления немецких радиолокаторов «Window» и заявленная инженерами вероятность невосприимчивости SN-2 к создаваемым «Окном» помехам заставили руководителей Люфтваффе смирить свой снобизм, и скрепя сердце принять «флотскую» РЛС на вооружение ночной авиации. И действительно, последующие события подтвердили, что станция FuG.220 позволяет почти полностью исключить помехи, создаваемые английскими дипольными отражателями. А значит, только с ней, уже разработанной (в отличие от других моделей РЛС, которые немцы только начали проектировать после знакомства с «Window») можно было немедленно продолжить борьбу с вражескими налетами.
Уже в сентябре станции FuG.220 SN-2b (версия в комплекте с FuG.212 «Weitwinkel») получили первые десять Bf.110G из NJG5; в ноябре эти станции стояли уже на пятидесяти Мессершмиттах, и еще 250 готовых установок дожидались своей очереди для монтажа на самолеты. Для более быстрого увеличения числа ночных перехватчиков в начале 1944 года фирма «Telefunken» создала несколько технических центров, где радары монтировались на самолеты; одновременно было вдвое увеличено число школ для подготовки радиооператоров и радиотехников. В результате в мае 1944 г. в ночной истребительной авиации имелось уже около 1000 самолетов, оснащенных комплектами FuG.220 SN-2. К этому времени «Telefunken» усовершенствовала локатор до версии SN-2c. Станция стала использовать так называемые «плавающие волны» частотой от 37,5 до 118 мГц; «мертвая зона» до ближней границы обнаружения снизилась с 500 до 250 метров. Так что улучшенные характеристики позволили снять с самолетов «ближнюю» FuG.212 «Weitwinkel», и на перехватчиках остались только «оленьи рога» FuG.220, что заметно улучшило летные качества машин. А во второй половине 1944 года, когда британцам стали известны характеристики FuG.220, и они начали «забивать» и ее частоты, инженеры «Telefunken» предложили для устранения помех и улучшения видимости сузить посылаемый радаром луч, придав дипольным элементам антенн FuG.220 диагональное положение (версия SN-2d).
Но вернемся в июль 1943 года. Как уже говорилось, британская система помех «Window» обрушила всю электронную схему обороны 3-го Рейха. Результаты этого были ужасающими: только за последующую неделю после разгрома Гамбурга британцы беспрепятственно совершили четыре массированных налета на германские города; подавленная диполями немецкая противовоздушная оборона не смогла их отразить, и в эти ночи бомбами англичан на земле было убито около 50 тысяч немцев! Такие огромные потери заставили германское руководство обратить особое внимание на техническое оснащение ПВО, и немецкие инженеры начали разработку целой линейки радиолокационных средств различных вариантов действия. Одним из способов борьбы с радиолокационными помехами противника специалисты посчитали вариант… не обращать на них внимания! Принцип заключался в следующем: если враг «забивает» немецкие радиосигналы, нужно просто ловить сигналы, испускаемые врагом. Так в Люфтваффе осенью 1943 года появились пассивные системы радиоэлектронного наведения FuG.227 «Flensburg», FuG.350 «Naxos Z» и FuG.351 «Korfu Z».
Разработанная фирмой «Сименс» станция «Flensburg» на частотах 80 - 230 мГц улавливала (на расстоянии до 100 км!) сигналы английских радаров «Моника», которые устанавливались в хвостовой части бомбардировщиков и предупреждали их пилотов о появлении позади немецкого истребителя. После того как «Flensburg» засекала такие сигналы, уже никакие маневры англичанина не помогали ему «стряхнуть с хвоста» вражеский ночной истребитель. Станция FuG.227 успешно прошла испытания в боевых условиях и была принята на вооружение. Правда, «Flensburg» успели установить только на 250 перехватчиках, прежде чем англичанам стало известно о том, как работает эта станция. В июле 1944 года на британском аэродроме в Вудбридже совершил посадку заблудившийся германский ночной перехватчик Ju-88G, которым управлял обер-ефрейтор Маакле (на самолете отказал компас, и пилот считал, что садится в Голландии). В результате британские специалисты получили возможность разобраться в новейших германских РЛС FuG.220 «Lichtenstein SN-2» и FuG.227 «Flensburg». Изучив «Flensburg», англичане немедленно прекратили использование РЛС «Моника», и для немцев необходимость в дальнейшей установке FuG.227 просто отпала. Что же касается основного локатора германской ночной авиации – FuG.220 SN-2, то здесь дело обстояло сложнее. Британцы благодаря этому «трофейному» Юнкерсу смогли найти правильный размер для своих дипольных отражателей, и ночные истребители Люфтваффе снова «ослепли»; опять лишь самые опытные радиооператоры могли отличить ложные сигналы от настоящих. Между тем FuG.220 заменить было невозможно: эта РЛС имелась уже на тысячах ночных перехватчиков, которые нельзя было ставить на переоборудование ввиду постоянных вражеских налетов. Да и достойной замены этой станции в Германии просто не было. Поэтому немцам оставалось только пытаться как-то улучшить видимость SN-2. Именно тогда они придали дипольным элементам антенн диагональное положение - для сужения луча и уменьшения помех (о чем уже говорилось выше). Другим способом борьбы с помехами стало введение на части истребителей с FuG.220 новой антенны типа «Morgenstern».
Однако изменения вида и формы антенн мало улучшали изображения отметок целей, и немцам приходилось дополнять FuG.220 разными вспомогательными станциями, позволявшими другими способами различить цель на фоне помех. Тем не менее, до конца войны немецкая радиоэлектронная промышленность так и не смогла полностью решить проблему «Window». И на протяжении последнего года войны успешность действий того или иного германского ночного перехватчика в первую очередь зависела от таланта его радиооператора, умудрявшегося различить отметку цели на фоне многочисленных помех.
Именно поэтому сорвалось принятие на вооружение уже готовой версии FuG.220 дальнего действия - «Lichtenstein SN-3», «видевшей» противника на удалении до 8 км. Мощная 20-киловаттная SN-3 отличалась от SN-2 только более широким диапазоном используемых частот (115 — 148 мГц); налаживать ее массовое производство после того, как англичане узнали длину волн FuG.220, уже не имело смысла: новая станция так же легко забивалась бы помехами. Поэтому в Люфтваффе только 10 перехватчиков несли SN-3 – это были опытные экземпляры, установленные до того, как Маакле приземлился «в Голландии»…
Еще одним важным радиоэлектронным прибором, массово устанавливавшимся с осени 1943 года на всех немецких ночных перехватчиках стала станция оповещения «свой-чужой» FuG.25 «Erstling». Появление этой разработки позволило, наконец-то, решить проблему опознавания самолетов. До внедрения «Erstling’а» истребителям Люфтваффе разрешалось (чтобы в темноте по ошибке не сбили другой немецкий перехватчик) атаковать только четырехмоторные бомбардировщики. Четырехмоторных машин в Германии практически не было, и это исключало ошибочную атаку «на своего». Между тем, в налетах на Германию участвовали и двухмоторные бомбардировщики британцев, которые по этой причине летали безнаказанно, а в 1944 году в немецком ночном небе массово начали охотиться за перехватчиками Люфтваффе двухмоторные ночные истребители англичан. В этих условиях внедрение FuG.25 оказалось очень кстати: оно позволило более эффективно бороться со всеми типами вражеских бомбардировщиков, и «не подставляться» под огонь британского перехватчика, приняв его за своего. Станция FuG.25 «Erstling» имела дальность действия 100 км, частоту передачи сигнала 160 мГц (при мощности 1,5 кВт) и частоту приема 125 мГц (при мощности 8 кВт); сигнал посылался и принимался простой штыревой антенной, практически не влиявшей на летные качества самолета.
Так же массовыми «помощниками» FuG.220 SN-2 были станции FuG.350 «Naxos Z» и FuG.351 «Korfu Z». Обе РЛС имели круговой обзор и относились к пассивным системам наведения – они «ловили» импульсы бортовых локаторов английских бомбардировщиков – систем навигации и слепого бомбометания. Более редкая «Korfu» «засекала» противника аж в 300 км от своего самолета. Однако самой распространенной пассивной станцией немцев была более легкая и компактная FuG.350 «Naxos Z» (произведено около 1500 установок в 25 вариантах). Она имела малогабаритную вращающуюся антенну, закрытую каплеобразным колпаком; эта «крошечная нахлобучка» на фонаре кабины совершенно не влияла на скоростные данные самолета. «Naxos Z» работала на частотах 2500 – 3750 мГц и обнаруживала английские самолеты на дальности в 50 км. Правда, и «Naxos», и «Korfu» показывали только азимут на источник излучения, вся остальная информация о цели была уже делом работы основной «Lichtenstein SN-2».
Первые экземпляры «Naxos Z» пошли в серию в конце 1943 г; поначалу этой станцией оснащали ночные одномоторные истребители Bf.109G-6/N и FW.190 из NJGr.10. Однако задача поиска в ночном небе вражеских бомбардировщиков только по азимуту оказалась слишком трудной для пилотов одноместных истребителей. Поэтому вскоре FuG.350 стали устанавливать только на двухмоторные машины – в основном на перехватчики Ju.88.
Вообще, что касается радиолокационного оснащения одномоторных одноместных истребителей ночной авиации Германии, то эти небольшие легкие самолеты просто не в состоянии были «потянуть» громоздкие локаторы семейства «Lichtenstein». Тем не менее, немцы упрямо пытались приделать своим «стодевяткам» и «Фоккам» ночные «глаза». И осенью 1943 им все же удалось создать небольшую бортовую радиолокационную станцию FuG.217 «Neptun-J», весившую всего 27 кг и работавшую с короткими штыревыми антеннами, почти не мешавшими полету самолета.
Несмотря на миниатюрность и отсутствие антенных «матрасов» и «рогов» этот радар имел характеристики, приближавшиеся к характеристикам FuG.220 «Лихтенштейн SN-2». При мощности 1,2 кВт станция работала на частоте 125 мГц и «видела» цели на дальностях от 500 м до 3,5 км; вся информация о цели выводилась на один экран, показывавший и азимут, и угол места цели, и дистанцию до нее. В конце 1943 FuG.217 были смонтированы для испытания на пяти FW.190 из дневного подразделения. По завершении испытаний локаторами «Neptun-J» оснастили еще 35 Bf.109 и FW.190 в формирующемся полку легких ночных перехватчиков NJGr.10.
Правда, работа с этим локатором у летчиков не задавалась: пилоты жаловались на то, что экран «слепит» их. В отличие от многоместного перехватчика, в котором оператор смотрел только на экран радара, а пилот всматривался в темное небо, выискивая врага, летчику одноместной машины приходилось делать оба этих дела. В результате глаза пилотов, посмотревших на светящийся экран радара, не могли быстро привыкнуть к темноте, когда летчики поднимали голову, пытаясь визуально обнаружить вражеский бомбардировщик. Поэтому первую ночную победу при помощи «Neptun-J» немцам удалось одержать только через полгода после того, как NJGr.10 вступила в строй: в ночь на 8 июля 1944 г. в районе Берлина обер-лейтенант Фриц Краузе сбил британский «Москито». Вообще, результативность одноместных ночных истребителей Люфтваффе оказалась довольно низкой; виной этому была не только «ослепляющая» пилота работа со светящимся экраном локатора, но и малая дальность одномоторных истребителей. Для ожидания появления цели, ее преследования, а после уничтожения бомбардировщика - поиска новой цели требовалась способность ночного перехватчика долго находиться в воздухе. Одномоторные же самолеты таким качеством не обладали. Все это вместе и стало причиной того, что подавляющее большинство ночных истребительных подразделений было вооружено двухмоторными многоместными машинами, а одномоторных было очень мало, и польза от них оказалась невелика.
Описанной выше «одноместной» станцией FuG.217 заменять основную станцию двухмоторных перехватчиков FuG.220 не стали – характеристики «Neptun-J» все же несколько уступали SN-2. Однако, учитывая малый вес этого локатора, его основу использовали для создания вспомогательной версии бортовой РЛС, предупреждающей о появлении сзади истребителей противника. Как уже говорилось выше, в 1944 году ввиду перехода германской авиации к оборонительной тактике, англичане для снижения потерь при налетах на врага активизировали действия своих ночных перехватчиков. Они теперь охотились не за немецкими бомбардировщиками над Великобританией, а за истребителями ночных подразделений Люфтваффе в небе Франции и Германии. Переработанная в предупреждающую версия FuG.217 получила название «Neptun R-2». Она имела мощность 1 кВт и работала на частоте 182 мГц. Угол обзора составлял 60 градусов, дальность обнаружения до 4 км; информация о противнике выводилась на один экран. Антенна локатора с двумя дипольными элементами крепилась за хвостом самолета и была направлена назад – ведь именно оттуда нужно было ждать атак истребителей противника.
В стремлении все же справиться с британской системой подавления радиолокаторов «Window» и найти замену с трудом видевшей среди помех отметки от целей станции FuG.220 SN-2, немецкие инженеры в конце 1944 – начале 1945 гг продолжали разработку новых радиолокаторов. Среди множества единичных экспериментальных моделей одной из наиболее перспективных разработок стал радар FuG.218 «Neptun V/R», работавший в диапазоне 158 – 187 мГц. Эта 35-килограмовая станция имела дальность обнаружения от 400 м до 4 км и угол поиска 120 градусов; при этом она не только искала вражеские бомбардировщики, но и предупреждала о появлении истребителей противника. В перспективе была надежда значительно улучшить зону обнаружения этой РЛС: сделать ее от 120 м до 5 км (для этого разрабатывалась модификация «Neptun G/R»). Мало того, велись работы по совмещению локаторов «Neptun» с системой EG.3 «Elfe 3», которая автоматически измеряла расстояние до цели и на оптимальной дистанции давала команду на открытие огня. Правда, «Elfe» в бою так и не успели применить; а вот FuG.218 «Neptun V/R» была установлена на нескольких истребителях и использовалась в ходе боевых вылетов. В частности, эта РЛС в 1945 году стояла на «Messerschmitt» Bf.110G Ганса-Иоахима Ябса, одного из самых знаменитых ночных асов Люфтваффе (50 побед, из них 31 – ночью).
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если кого-то все же заинтересовала данная «занудная» тема, очень рекомендую прочитать роман Лена Дейтона «Бомбардировщик». В художественном стиле бывший британский авиатор очень ярко описал борьбу между немецкими ночными перехватчиками и английскими бомбардировщиками во время Второй мировой войны; причем бои показаны как из кабин английских, так и из кабин немецких самолетов.
НАЧАЛО СТАТЬИ «Глаза» ночных ястребов Люфтваффе (1)
Другие статьи моего канала на тему «Авиация 2 мировой войны»:
«Рояль», он же «Таранька с икрой», он же «Лакированный гарантированный гроб»
Как «Рояль» в «Лавочку» перепилили
2МВ: советские фронтовые бомбардировщики
2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики
Эта неудачная великолепная «Кобра»: чужая среди своих
Эта неудачная великолепная «Кобра»: своя среди чужих
Самолеты японских авианосцев: ударная авиация начала войны
Самолеты японских авианосцев: ударная авиация конца войны
Самолеты японских авианосцев: истребительная авиация
Блеск и нищета великолепного «Ноля»
2МВ: японские армейские одномоторные истребители
2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики
2МВ: Бомбардировщики Германии начала войны (1939-1941 гг.)
2МВ: советские фронтовые бомбардировщики
2МВ: Истребители Германии начала войны (1939-1941 гг.)
Британские истребители начала 2-й мировой войны
2МВ: Британские одноместные истребители, принятые в ходе войны
«Дикая кошка» - мишень для «Ноля»
Определитель модификаций советского биплана У-2 (По-2)
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи по разным вопросам военной истории…