Предыдущая статья ЗДЕСЬ
Самолет Ju.88С, созданный на базе бомбардировщика Ju.88, стал одним из самых многочисленных тяжелых истребителей Германии, а так же - самым массовым ночным перехватчиком. До него основным тяжелым истребителем Люфтваффе был Мессершмитт Bf.110; однако уже опыт польской и французской кампаний показал, что «стодесятый» не обладает для дальних длительных полетов достаточным радиусом действия. Тогда-то и поступило предложение о создании на базе бомбардировщика Ju.88 дальнего тяжелого истребителя, оснащенного в носовой части фюзеляжа наступательным вооружением (поначалу планировался только дневной «охотник», а с усилением вражеских ночных налетов этот самолет дооборудовали и в ночной перехватчик).
При переделке бомбардировщика Ju.88А-1 в истребитель Ju.88C его «глаз жука» (лобовое остекление носовой части самолета) заменили цельнометаллическим носом, за которым установили 11-мм бронеперегородку, обеспечивавшую крепление наступательного вооружения и защиту экипажа. Носовое вооружение состояло из 3х7,92-мм пулеметов MG.17 и 1х20-мм пушки MG-FF (или 1х15-мм MG.151/15); оно крепилось неподвижно под углом -5 градусов к горизонту. Отстрелянные гильзы собирались во внешний контейнер, примыкавший к передней части гондолы. Для обороны от атак противника в лобовом окне кабины выставили 7,92-мм подвижный пулемет MG.15, а сзади в верхней кабине и нижней гондоле - еще по 1х7,92-мм подвижному пулемету MG.15. Бомбоотсеки сохранились; в одном можно было подвесить 10х50-кг бомб, а в другом размещался дополнительный топливный бак на 1.600 литров. Так оснащались дневные тяжелые истребители модификации Ju.88С-2, поступившие в мае 1940 в бомбардировочную эскадру КG-30 (версия С-1 с сохраненным «глазом жука» осталась нереализованным проектом). Это были первые истребители на базе бомбардировщика Ju.88, примененные в бою. Оснащенный двумя двигателями Jumo.211В-1 (по 1.175 л.с.), «охотник» Ju.88С-2 достигал скорости 470 км/ч на высоте 5.500 м; дальность полета с дополнительным баком составляла 1.800 км. Максимальный взлетный вес – 11.000 кг.
Однако в начальный период войны крайней нужды в дальних тяжелых истребителях пока не ощущалось (а о ночных перехватчиках вопрос вообще еще не ставился). И выпуск дневных «охотников» составлял не более 3% от производства бомбардировщика (за 1940 год Люфтваффе приняли только 62 Ju.88С-2 из 2.184 выпущенных Ju.88 всех типов). Из-за этого даже так и не реализовали разработанный было проект Ju.88С-3 с радиальными моторами BMW.801MA мощностью по 1.600 л.с.
Но вот в ночь на 16 мая 1940 налетом на Рур англичане начали серию стратегических бомбардировок Германии, и спохватившиеся немцы только теперь приступили к срочному созданию ночной истребительной авиации. На базе истребительной эскадрильи Ju.88С-2 из бомбардировочной эскадры КG-30 они в июле 1940 сформировали группе (полк) ночных перехватчиков II/NJG-1 (в сентябре переименован в I/NJG-2). В нем две эскадрильи были вооружены Ju.88С-2, а остальные - Do.17Z-10 и Bf.110. И в течение года дальние истребители этой группы («стодесятки» действовали только над Германией) практически в одиночку проводили ночные рейды на английские аэродромы, атакуя взлетающие британские бомбардировщики (хорошо видные над освещенными на время взлета полосами), или сбивая уже возвращающиеся из налета (если смогли разглядеть их в темноте). Лишь в октябре 1941 Гитлер остановил эти ночные рейды из-за возросших потерь (британская ПВО совершенствовалась и становилась все эффективнее). А через два месяца перевооружившийся на новую модификацию Ju.88С-4 полк I/NJG-2, был послан на Средиземное море, а затем - в Северную Африку.
Для создания модификации Ju.88С-4 за основу взяли планер от Ju.88А-4 (по другим книгам - от Ju.88А-5), размах крыла которого был увеличен до 20 м. С самолета сняли аэродинамические тормоза, заделали окна в бортах фюзеляжа и установили плексигласовый обтекатель на антенну системы слепой посадки FuBI.2, расположенную под фюзеляжем. Наступательное вооружение как на С-2 было дополнено парой 20-мм пушек MG-FF в нижней гондоле, также наклоненными вниз на 5 градусов (при необходимости эти пушки можно было заменить на две фотокамеры, превратив С-4 в разведчик). Оборонительное вооружение самолета несколько усилили: в расширенной задней части кабины, в бронированных шаровых установках вмонтировали 2х7,92-мм пулемета MG.81J; в нижней задней части гондолы сохранился 1х7,92-мм пулемет MG.15. А вот пулемет MG.15 в лобовом окне кабины вообще сняли. Кроме того, на четырех бомбодержателях под центропланом можно было подвесить два контейнера так называемого «сбрасываемого вооружения» Waffenbehalter WB.81 (каждый с шестью пулеметами MG.15 с боезапасом). Они предназначались для штурмовки, и их пулеметы были наклонены вниз на 15 градусов, чтобы вести огонь вне дисков винтов. Существенно возросший взлетный вес самолета компенсировался усиленным шасси по образцу Ju.88А-4. Первые серийные Ju.88С-4, сошедшие со сборочной линии в конце осени 1941 г, были оснащены двигателями Jumo.211F-1 мощностью 1.340 л.с. Но с весны 1942 их заменили на Jumo.211J-1 мощностью 1.400 л.с., или Jumo.211J-2 на 1.420 л.с. С новыми моторами скорость Ju.88С-4 повысилась до 495 км/ч.
Из всего сказанного видно, что ночная истребительная группе I/NJG-2 получила в лице Ju.88С-4 фактически не ночные перехватчики, а дневные «охотники». И это отразилось на деятельности полка: в Средиземноморье и в Северной Африке самолеты I/NJG-2 использовались не как «ночники», а как обычные Ju.88 - они в основном «работали» днем по британским конвоям и наземным целям. Да иначе и быть не могло: ведь отсутствие на этих самолетах радиолокационного оборудования и слишком малая для истребителя скорость сводили их эффективность как ночных перехватчиков просто к нулю. Поэтому до конца 1941-го немцы выпустили лишь 66 Ju.88C-4, отлично понимая, что они практически не подходят для ночных перехватов. А параллельно с выпуском последних С-4 фирма «Юнкерс» начала разработку более совершенного тяжелого истребителя.
В начале 1942 г. в мизерном количестве появился Ju.88C-5, оснащенный двумя двигателями BMW.801D-2 взлетной мощностью 1.700 л.с. Фактически это была экспериментальная модель, на которой за счет более мощных двигателей и улучшения аэродинамики добились значительного увеличения скорости. Для улучшения аэродинамики с самолета сняли нижнюю гондолу, а так называемое «сбрасываемое вооружение» — Waffentropfen — заменили на выступающий из бомболюка обтекаемый контейнер с двумя пулеметами MG.17. Основное вооружение осталось без изменений, но пушки MG-FF заменили более совершенными MG.151. Внешний контейнер для сбора стреляных гильз так же был ликвидирован; вместо него в нижней панели носовой части самолета сделали несколько прорезей гильзосброса. И хотя максимальный взлетный вес Ju.88C-5 достиг 11.600 кг, благодаря мощи двигателей, ликвидации гондолы и внешнего гильзового контейнера, скорость самолета возросла до 566 км/ч на высоте 6.000 м. Однако этот успех тогда ничего не изменил. Прекращение поставок дефицитных для 1942 г. двигателей BMW.801, требовавшихся запущенным в серию истребителям FW.190, привело к тому, что было изготовлено всего 10 предсерийных Ju.88С-5, и на этом дело заглохло. Изготовленные же «пятерки» использовались только в качестве опытных самолетов.
Пока шли эксперименты с версий Ju.88C-5 в том же начале 1942 г. фирма приступила к серийному выпуску модификации Ju.88С-6 – первого истребителя на базе Ju.88, попавшего в массовое производство. Изменения, опробовавшиеся на «пятерке», этого самолета практически не коснулись. «Шестерка» оснащалась теми же двигателями Jumo.211J-1 или J-2, что на С-4; только винты этой модели получили более широкие деревянные лопасти. Гондола, как и контейнер сбора гильз, оставались на месте. Схема вооружения Ju.88С-6 практически не отличалась от вооружения Ju.88С-4. В носовой части самолета неподвижно крепились три пулемета и пушка; еще пара 20-мм пушек монтировалась в передней части гондолы (однако впоследствии, на самых поздних выпусках «шестерки» гондолы все же ликвидировались – вместе с находившимися в них пушками). Защитное вооружение оставалось на том же месте, но по ходу выпуска и эксплуатации машин получило в гондолы новые лафеты Bola-39 и Bola-81, что качественно расширило спектр оружия – от 7,92-мм MG.15 до 13-мм MG.131, или 7,92-мм «спарок» MG.81Z. Как Ju.88С-2 и С-4, самолет Ju.88С-6 мог брать 500 кг бомб на внутреннюю или внешнюю подвеску, или нести дополнительные топливные баки объемом 1.600 и 650 литров. Кабина пилота и задняя установка были защищены броней. Антенну FuBl.2, закрытую плексигласовым обтекателем, передвинули несколько вперед.
Как и предыдущие модификации, Ju.88С-6 по сути являлся не ночным перехватчиком, а дневным «охотником», хотя с апреля 1942 этот самолет и поставлялся в «ночную» NJG-2. И вооруженная «шестерками» I/NJG-2 действовала над побережьем Северной Африки и Средиземноморьем чаще как дневная – в основном осуществляла прикрытие конвоев, идущих в Африку; более редкие ночные рейды Ju.88С-6, как правило, являлись бомбовыми налетами на Мальту. Практически весь 1942 г. Ju.88С-6 совершенно не использовался в системе ночной ПВО Германии - несмотря на постоянное усиление налетов английских бомбардировщиков. Отражением этих атак занимались исключительно Bf.110 – именно ими были вооружены четырнадцать полков пяти эскадр ночных истребителей; и лишь пятнадцатая «ночная» группе (I/NJG-2) летала на Ju.88С-6; но она воевала на Средиземноморье, и в основном днем. Лишь в октябре 1942 Ju.88С-6 получила еще одна ночная группе - II/NJG-2; но и она была тут же направлена на Средиземное море.
Всего до конца 1942 г. Люфтваффе получили 257 истребителей Ju.88С всех вариантов, но в большинстве эти самолеты поступали в авиачасти дневных «охотников», а не ночников. К осени 1942 самолетами Ju.88С-6 полностью была оснащена только четырехэскадрильная группе V/KG-40, базировавшаяся на Бордо (в октябре 1943 переформирована в дневную I/ZG-1). Она вела перехват истребителей союзников, направлявшихся через Гибралтар на Мальту, сопровождала поврежденные немецкие подводные лодки, следовавшие в Лорен, вступала в бои с английскими патрульными «Ланкастерами» и «Сандерлэндами». В январе 1944 эта группе была отведена в Германию, перевооружена на FW.190 и переименована в II/JG-4. Кроме того, с весны 1943 на Восточном фронте в четырех бомбардировочных эскадрах (KG-3, KG-27, KG-55 и KG-76) создали по одной эскадрилье охотников Ju.88С-6 для борьбы с железнодорожными перевозками противника и для штурмовок советских аэродромов. Еще одна эскадрилья Ju.88С-6 (11./ZG-26) базировалась в Греции, и занималась подобной деятельностью над Средиземноморьем...
НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (07). ночные перехватчики