Найти в Дзене
Петр Власов

Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (06). Дневные тяжелые истребители

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Предыдущая статья ЗДЕСЬ

Самолет Ju.88С, созданный на базе бомбардировщика Ju.88, стал одним из самых многочисленных тяжелых истребителей Германии, а так же - самым массовым ночным перехватчиком. До него основным тяжелым истребителем Люфтваффе был Мессершмитт Bf.110; однако уже опыт польской и французской кампаний показал, что «стодесятый» не обладает для дальних длительных полетов достаточным радиусом действия. Тогда-то и поступило предложение о создании на базе бомбардировщика Ju.88 дальнего тяжелого истребителя, оснащенного в носовой части фюзеляжа наступательным вооружением (поначалу планировался только дневной «охотник», а с усилением вражеских ночных налетов этот самолет дооборудовали и в ночной перехватчик).

-2

При переделке бомбардировщика Ju.88А-1 в истребитель Ju.88C его «глаз жука» (лобовое остекление носовой части самолета) заменили цельнометаллическим носом, за которым установили 11-мм бронеперегородку, обеспечивавшую крепление наступательного вооружения и защиту экипажа. Носовое вооружение состояло из 3х7,92-мм пулеметов MG.17 и 1х20-мм пушки MG-FF (или 1х15-мм MG.151/15); оно крепилось неподвижно под углом -5 градусов к горизонту. Отстрелянные гильзы собирались во внешний контейнер, примыкавший к передней части гондолы. Для обороны от атак противника в лобовом окне кабины выставили 7,92-мм подвижный пулемет MG.15, а сзади в верхней кабине и нижней гондоле - еще по 1х7,92-мм подвижному пулемету MG.15. Бомбоотсеки сохранились; в одном можно было подвесить 10х50-кг бомб, а в другом размещался дополнительный топливный бак на 1.600 литров. Так оснащались дневные тяжелые истребители модификации Ju.88С-2, поступившие в мае 1940 в бомбардировочную эскадру КG-30 (версия С-1 с сохраненным «глазом жука» осталась нереализованным проектом). Это были первые истребители на базе бомбардировщика Ju.88, примененные в бою. Оснащенный двумя двигателями Jumo.211В-1 (по 1.175 л.с.), «охотник» Ju.88С-2 достигал скорости 470 км/ч на высоте 5.500 м; дальность полета с дополнительным баком составляла 1.800 км. Максимальный взлетный вес – 11.000 кг.

-3

Однако в начальный период войны крайней нужды в дальних тяжелых истребителях пока не ощущалось (а о ночных перехватчиках вопрос вообще еще не ставился). И выпуск дневных «охотников» составлял не более 3% от производства бомбардировщика (за 1940 год Люфтваффе приняли только 62 Ju.88С-2 из 2.184 выпущенных Ju.88 всех типов). Из-за этого даже так и не реализовали разработанный было проект Ju.88С-3 с радиальными моторами BMW.801MA мощностью по 1.600 л.с.

Но вот в ночь на 16 мая 1940 налетом на Рур англичане начали серию стратегических бомбардировок Германии, и спохватившиеся немцы только теперь приступили к срочному созданию ночной истребительной авиации. На базе истребительной эскадрильи Ju.88С-2 из бомбардировочной эскадры КG-30 они в июле 1940 сформировали группе (полк) ночных перехватчиков II/NJG-1 (в сентябре переименован в I/NJG-2). В нем две эскадрильи были вооружены Ju.88С-2, а остальные - Do.17Z-10 и Bf.110. И в течение года дальние истребители этой группы («стодесятки» действовали только над Германией) практически в одиночку проводили ночные рейды на английские аэродромы, атакуя взлетающие британские бомбардировщики (хорошо видные над освещенными на время взлета полосами), или сбивая уже возвращающиеся из налета (если смогли разглядеть их в темноте). Лишь в октябре 1941 Гитлер остановил эти ночные рейды из-за возросших потерь (британская ПВО совершенствовалась и становилась все эффективнее). А через два месяца перевооружившийся на новую модификацию Ju.88С-4 полк I/NJG-2, был послан на Средиземное море, а затем - в Северную Африку.

-4

Для создания модификации Ju.88С-4 за основу взяли планер от Ju.88А-4 (по другим книгам - от Ju.88А-5), размах крыла которого был увеличен до 20 м. С самолета сняли аэродинамические тормоза, заделали окна в бортах фюзеляжа и установили плексигласовый обтекатель на антенну системы слепой посадки FuBI.2, расположенную под фюзеляжем. Наступательное вооружение как на С-2 было дополнено парой 20-мм пушек MG-FF в нижней гондоле, также наклоненными вниз на 5 градусов (при необходимости эти пушки можно было заменить на две фотокамеры, превратив С-4 в разведчик). Оборонительное вооружение самолета несколько усилили: в расширенной задней части кабины, в бронированных шаровых установках вмонтировали 2х7,92-мм пулемета MG.81J; в нижней задней части гондолы сохранился 1х7,92-мм пулемет MG.15. А вот пулемет MG.15 в лобовом окне кабины вообще сняли. Кроме того, на четырех бомбодержателях под центропланом можно было подвесить два контейнера так называемого «сбрасываемого вооружения» Waffenbehalter WB.81 (каждый с шестью пулеметами MG.15 с боезапасом). Они предназначались для штурмовки, и их пулеметы были наклонены вниз на 15 градусов, чтобы вести огонь вне дисков винтов. Существенно возросший взлетный вес самолета компенсировался усиленным шасси по образцу Ju.88А-4. Первые серийные Ju.88С-4, сошедшие со сборочной линии в конце осени 1941 г, были оснащены двигателями Jumo.211F-1 мощностью 1.340 л.с. Но с весны 1942 их заменили на Jumo.211J-1 мощностью 1.400 л.с., или Jumo.211J-2 на 1.420 л.с. С новыми моторами скорость Ju.88С-4 повысилась до 495 км/ч.

Отличия между Ju.88C-2 и Ju.88C-4
Отличия между Ju.88C-2 и Ju.88C-4

Из всего сказанного видно, что ночная истребительная группе I/NJG-2 получила в лице Ju.88С-4 фактически не ночные перехватчики, а дневные «охотники». И это отразилось на деятельности полка: в Средиземноморье и в Северной Африке самолеты I/NJG-2 использовались не как «ночники», а как обычные Ju.88 - они в основном «работали» днем по британским конвоям и наземным целям. Да иначе и быть не могло: ведь отсутствие на этих самолетах радиолокационного оборудования и слишком малая для истребителя скорость сводили их эффективность как ночных перехватчиков просто к нулю. Поэтому до конца 1941-го немцы выпустили лишь 66 Ju.88C-4, отлично понимая, что они практически не подходят для ночных перехватов. А параллельно с выпуском последних С-4 фирма «Юнкерс» начала разработку более совершенного тяжелого истребителя.

-6

В начале 1942 г. в мизерном количестве появился Ju.88C-5, оснащенный двумя двигателями BMW.801D-2 взлетной мощностью 1.700 л.с. Фактически это была экспериментальная модель, на которой за счет более мощных двигателей и улучшения аэродинамики добились значительного увеличения скорости. Для улучшения аэродинамики с самолета сняли нижнюю гондолу, а так называемое «сбрасываемое вооружение» — Waffentropfen — заменили на выступающий из бомболюка обтекаемый контейнер с двумя пулеметами MG.17. Основное вооружение осталось без изменений, но пушки MG-FF заменили более совершенными MG.151. Внешний контейнер для сбора стреляных гильз так же был ликвидирован; вместо него в нижней панели носовой части самолета сделали несколько прорезей гильзосброса. И хотя максимальный взлетный вес Ju.88C-5 достиг 11.600 кг, благодаря мощи двигателей, ликвидации гондолы и внешнего гильзового контейнера, скорость самолета возросла до 566 км/ч на высоте 6.000 м. Однако этот успех тогда ничего не изменил. Прекращение поставок дефицитных для 1942 г. двигателей BMW.801, требовавшихся запущенным в серию истребителям FW.190, привело к тому, что было изготовлено всего 10 предсерийных Ju.88С-5, и на этом дело заглохло. Изготовленные же «пятерки» использовались только в качестве опытных самолетов.

-7

Пока шли эксперименты с версий Ju.88C-5 в том же начале 1942 г. фирма приступила к серийному выпуску модификации Ju.88С-6 – первого истребителя на базе Ju.88, попавшего в массовое производство. Изменения, опробовавшиеся на «пятерке», этого самолета практически не коснулись. «Шестерка» оснащалась теми же двигателями Jumo.211J-1 или J-2, что на С-4; только винты этой модели получили более широкие деревянные лопасти. Гондола, как и контейнер сбора гильз, оставались на месте. Схема вооружения Ju.88С-6 практически не отличалась от вооружения Ju.88С-4. В носовой части самолета неподвижно крепились три пулемета и пушка; еще пара 20-мм пушек монтировалась в передней части гондолы (однако впоследствии, на самых поздних выпусках «шестерки» гондолы все же ликвидировались – вместе с находившимися в них пушками). Защитное вооружение оставалось на том же месте, но по ходу выпуска и эксплуатации машин получило в гондолы новые лафеты Bola-39 и Bola-81, что качественно расширило спектр оружия – от 7,92-мм MG.15 до 13-мм MG.131, или 7,92-мм «спарок» MG.81Z. Как Ju.88С-2 и С-4, самолет Ju.88С-6 мог брать 500 кг бомб на внутреннюю или внешнюю подвеску, или нести дополнительные топливные баки объемом 1.600 и 650 литров. Кабина пилота и задняя установка были защищены броней. Антенну FuBl.2, закрытую плексигласовым обтекателем, передвинули несколько вперед.

-8

Как и предыдущие модификации, Ju.88С-6 по сути являлся не ночным перехватчиком, а дневным «охотником», хотя с апреля 1942 этот самолет и поставлялся в «ночную» NJG-2. И вооруженная «шестерками» I/NJG-2 действовала над побережьем Северной Африки и Средиземноморьем чаще как дневная – в основном осуществляла прикрытие конвоев, идущих в Африку; более редкие ночные рейды Ju.88С-6, как правило, являлись бомбовыми налетами на Мальту. Практически весь 1942 г. Ju.88С-6 совершенно не использовался в системе ночной ПВО Германии - несмотря на постоянное усиление налетов английских бомбардировщиков. Отражением этих атак занимались исключительно Bf.110 – именно ими были вооружены четырнадцать полков пяти эскадр ночных истребителей; и лишь пятнадцатая «ночная» группе (I/NJG-2) летала на Ju.88С-6; но она воевала на Средиземноморье, и в основном днем. Лишь в октябре 1942 Ju.88С-6 получила еще одна ночная группе - II/NJG-2; но и она была тут же направлена на Средиземное море.

-9

Всего до конца 1942 г. Люфтваффе получили 257 истребителей Ju.88С всех вариантов, но в большинстве эти самолеты поступали в авиачасти дневных «охотников», а не ночников. К осени 1942 самолетами Ju.88С-6 полностью была оснащена только четырехэскадрильная группе V/KG-40, базировавшаяся на Бордо (в октябре 1943 переформирована в дневную I/ZG-1). Она вела перехват истребителей союзников, направлявшихся через Гибралтар на Мальту, сопровождала поврежденные немецкие подводные лодки, следовавшие в Лорен, вступала в бои с английскими патрульными «Ланкастерами» и «Сандерлэндами». В январе 1944 эта группе была отведена в Германию, перевооружена на FW.190 и переименована в II/JG-4. Кроме того, с весны 1943 на Восточном фронте в четырех бомбардировочных эскадрах (KG-3, KG-27, KG-55 и KG-76) создали по одной эскадрилье охотников Ju.88С-6 для борьбы с железнодорожными перевозками противника и для штурмовок советских аэродромов. Еще одна эскадрилья Ju.88С-6 (11./ZG-26) базировалась в Греции, и занималась подобной деятельностью над Средиземноморьем...

-10

НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (07). ночные перехватчики

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.