Так Пельмени — самое зимнее и самое русское блюдо, но как определить, что перед вами хороший образец? «Aфиша Daily» попросила Андрея Махова, шеф-повара ресторана «Пушкин», в меню которого значатся воистину идеальные пельмени, рассказать, на что обратить внимание до и во время трапезы.
Пельмени — культовое блюдо. Хорошие пельмени — «наркотик» в полном смысле этого слова: их можно есть хоть каждый день, и они не смогут вам надоесть. Понятно, что пельмени просты в приготовлении, так сказать, в своей финальной стадии: бросили в воду, закипело — готово. Но до этого же нужно правильно подготовить фарш, тесто, придать пельменям соответствующую форму — это и есть самое сложное. Будем откровенны, не каждая хозяйка сможет приготовить вкусные пельмени, да и мало кто лепит их сейчас.
Чем ресторан отличается от дома? Ресторанные блюда шеф-повар стремится приготовить так, чтобы они были вроде бы как и домашние, но у самих вас все же так никогда не получилось бы. Для меня то, как повар готовит пельмени, — это лакмусовая бумажка; когда я провожу дегустации для соискателей на должность повара, я обязательно включаю в дегустационный лист пельмени. Я настаиваю на том, чтобы пельмени готовили все, потому что это показатель работы с мясом, тестом и фаршем. Если повар делает пельмени ну очень вкусно, то всему остальному, даже если он чего-то не умеет, его можно научить.
А можно без свинины?
Фарш для пельменей — это не просто взять мясо, прокрутить и все. Не существует отдельного рецепта сибирских пельменей — у каждого повара могут быть свои нюансы: какое мясо мы используем, один вид мяса или три, какая часть туши используется, сколько раз пропускаем мясо и сколько раз пропускаем лук. Плохо, когда фарш крупинистый и сыпучий. Вот вы берете его в рот, а он на языке распадается — фарш должен быть эластичным.
Свинина — неотъемлемая часть в пельменях, ее можно исключить разве что по религиозным соображениям. Свинина дает приятную мягкость и эластичность за счет жира. Я использую межреберное мясо — именно эта часть туши обладает нужной консистенцией, которую сложно где-то еще найти. Свиная шея тоже подходит — структурное мясо, обладает межмышечным жиром. А вот если мы хотим придать пельменям бараний вкус, можно добавить немного курдючного сала, что усилит исключительность вкусового аромата блюда.
Очень сочные внутри
Основное ощущение во рту — это микровзрыв, то есть вытекание бульона: жидкости из фарша, что выпрессовалась и вышла наружу. Это хорошо и очень вкусно. Но можно приготовить фарш таким образом — и это вообще высший пилотаж, — когда при варке ни грамма жидкости не выделится, фарш не сожмется, но во рту будет таять. Это особое искусство насыщения жидкостью. Можно использовать бульон, воду или измельченный лед. Происходит это в процессе долгого выбивания: фарш впитывает жидкость и насыщается кислородом. Можно приготовить крепкий концентрированный бульон, практически как при варке холодца, а когда он зажелируется — порубить его мелким кубиком и вмешать в фарш. Во время приготовления бульон растает и даст дополнительную жидкость.
Тонкое, но эластичное тесто
Тесто должно быть очень тонкое, хотя стоит признать, что есть любители толстого; чем ближе к Сибири, тем больше тесто «толстеет». Но если мы говорим о пельменях ресторанного класса, то оно должно быть тонким и не должно рваться. Если в порции попадается больше одного порванного пельменя, это фактически брак. Если у вас в тарелке 3–4 порванных пельменя, смело можете от этой порции отказываться, это все равно что подать пережаренный или сгоревший кусок мяса.
Пельмени без лука не пельмени
Можно по каким-то «религиозным» правилам приготовить пельмени без лука, но мое устоявшееся мнение, что пельмени без лука это уже не пельмени. Причем в мясных пельменях лук должен быть однозначно сырой. Это может быть обычный белый лук, кто-то добавляет красный, кто-то натирает его на терке, а кто-то пропускает вместе с мясом. А вот нежные деликатесные пельмени с лососем сырой лук может испортить. Туда добавляется обжаренный лук — на сливочном масле, чтобы не чувствовался резкий запах, но притом оставалась луковая сладость.