Проведя в 1917 году весьма успешную спецоперацию, как сегодня бы обозвали тогдашний госпереворот, власть рабочих и крестьян принялась активно рушить все, что было связанно с прошлым, в том числе сами устои буржуазного общества, ставя под сомнение и ценности семейной жизни.
Впервые теория «Стакана воды» (или теория «бескрылого эроса») была озвучена еще в 19 веке (1876 год) главной эмансипэ французского общества госпожой Жорж Санд, известной как автор множества куртуазных романов.
Именно она в своем своеволии, будучи замеченной в любовных связях как с мужчинами, так и с женщинами, сформулировала главный принцип нового постулата «Любовь, как стакан воды, даётся каждому, кто его просит».
Предсказания о том, что социализм в дальнейшем уничтожит традиционную семью, высказывали так же в 19 веке и основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, в том числе утолению жажды, достигло пика популярности в молодом советском государстве в 20 е годы прошлого века. О теории стакана воды вовсю писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты и научные трактаты (диссертация на тему «Организация уклада жизни современного человека»).
Авторство советскому прочтению теории стакана воды приписывают Александре Михайловне Коллонтай, которая какое-то время состояла в любовной связи с самим вождем пролетариата Владимиром Лениным.
Тео́рия советского стака́на воды́ — есть радикальный взгляд на любовь, брак и семью, заключающийся в отрицании самого факта любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной интимной потребности, которая должна находить удовлетворение безо всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (соитие мужчины и женщины просто, как глоток воды). Все просто: любви нет, существуют лишь физиологические потребности, удовлетворять которые, по большому счету, можно без разницы как и с кем и насколько часто, все сугубо индивидуально.
В первые годы Советской власти и вовсе граждане нового государства должны были, если уж на то пошло, отказаться от устаревших семейных ценностей и с головой окунуться в разврат, то есть, простите, в новую жизнь. Легенд о воплощении теории в реальность ходит немало — одни историки утверждают, что в России ее не пропагандировали вовсе, другие, напротив, с пеной у рта доказывают ее существование.
Общеищвестный несмотря на это факт, что в 1925 году в Москве появилось общество радикальных нудистов «Долой стыд». Главной своей задачей организация ставила раскрепощения московских обывателей (филиал этого общества даже завёлся летом 1925 в Одессе). Однако это была не единственная ее цель. Участники Общество радикальных нудистов для окончательного избавления от буржуазных предрассудков, предпочитали вовсе не одеваться, в том числе и для того, чтобы ничто не мешало совокуплению в любой момент. Женщинам, однако, разрешалось носить сумочку.
Согласна новой теории, каждая убежденная и правильная комсомолка должна была идти навстречу желаниям, высказанным товарищем по партии (плохих товарищей в партию не берут, а хорошему грех отказать). В противном случае её грозили заклеймить пятном мещанства и симпатиям к прогнившим буржуазным ценностям.
Вышеупомянутая Александра Коллонтай, революционерка и видный общественный деятель, опубликовала даже программную статью «Новая женщина». По её мнению истинная революционерка должна была быть самостоятельной, не принадлежать ни мужу ни родителям, иными словами в понимании Коллонтай — быть полноправным членом общества. Для этого необходимо было избавиться от лишних эмоций, отказаться от ревности, уважать свободу мужчины ю, в том числе и его право выбирать полового партнера.
Вот что писала в своих трудах Александра Михайловна:
«Буржуазная идеология воспитала в людях привычку смешивать чувство любви с чувством собственности над другим человеком. Первые ласкательные слова, какими обмениваются влюбленные, — это “я твоя, ты мой”. Пора этой привычке исчезнуть, это остаток буржуазного представления, что “собственность” — это высшая ценность. Хорошему товарищу, созвучной подруге не скажешь же “мой” или “моя”.
Без этих ложных представлений исчезнут и муки ревности. Надо уметь любить тепло и не ради себя, а вместе с тем всегда помнить, что ты “ничья” кроме своего дела. Тогда другой, любимый человек, не сможет ранить тебя…»
А так же: «…Общество должно научиться признавать все формы брачного общения, какие бы непривычные контуры они ни имели».
Расхожими в обществе рубежа 20х годов прошлого века стали лозунги вроде:
🥶 «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или того хуже
🥶 «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей».
Половой вопрос среди молодежи предлагали решать в своеобразных коммунах рабочей молодежи, где все учились бы и работали, не отвлекаясь на создание семей и воспитание детей, коих предписывалось сразу же сдавать государству. Удовлетворение физиологических и в том числе интимных потребностей должно было происходить спонтанно, не отвлекаясь от насущной главной задачи - построения нового социалистического общества. Вот что писал по этому поводу молодой рабочий завода «Серп и молот» в 1926 году в журнале «Смена»:
«…Мы живём с нашими девушками гораздо лучше, чем идеальные братья и сёстры. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты, и, к тому же, совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни. Если вы не хотите жить, как ваши отцы, если хотите найти удовлетворительное решение вопроса о взаимоотношении полов, стройте коммуну рабочей молодёжи!»
О подобных взаимоотношениях пишут и в художественной литературе тех лет. Председатель пионерского суда в рассказе Пантелеймона Романова «Суд над пионером» (опубликован в 1927 году) заявляет:
«Любовью пусть занимаются и стихи пишут нэпманские сынки, а с нас довольно и здоровой потребности, для удовлетворения которой мы не пойдём к проституткам потому, что у нас есть товарищи. Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить».
И Жорж Санд и я Александра Коллонтай были бы довольны сегодняшней демографической ситуацией, когда часто меняют половых партнеров, детей воспитывают вне брака матери-одиночки, часты случаи разводов, а отношение к гражданскому или гостевому браку у общества весьма терпимое. Или все же ценность семьи сейчас снова растет?
Пишите свои мысли по этому поводу в комментариях, мне будет очень интересно узнать ваши мнения!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте