620,4K подписчиков

Плодовые вина: особенности и производство в России

Что такое плодовое вино

Под словом «вино» чаще всего подразумевают напиток, сделанный из винограда. Однако, практически всю историю изготовления спиртных напитков, сбраживали не только виноградный сок.

В Старом и Новом свете всегда были популярны так называемые плодовые или фруктовые вина. В силу климатических или территориальных особенностей виноград могли выращивать далеко не везде, а фрукты и ягоды также подходили для изготовления подобных напитков.

Например, в Англии и Франции производят вина из яблок и груш (перри), в Дании — из вишни и черной смородины, в Америке — вина из ягод, среди которых особенно выделяют логанову ягоду — смесь малины и ежевики. Изготовление фруктовых вин характерно для Нидерландов, Польши, Болгарии, Сербии, Венгрии.

Кроме того, популярным считается гранатовое вино. Его делают в Армении, Азербайджане и даже в Израиле. В азиатских странах популярно сливовое вино.

В России в силу климатических особенностей выращивать виноград массово можно только на юге и некоторых центральных районах. При этом плодовые сады и ягодные посадки встречаются практически во всех регионах. Именно из этого сырья и можно делать плодовое вино.

Согласно федеральному закону № 468 «О виноградарстве и виноделии», с 1 января 2022 года в России вином может быть назван только напиток, изготовленный из виноградного сока. Алкогольная продукция, которая производится из плодов и ягод или плодового материала, может быть названа либо «плодовой алкогольной продукцией» (ПАП), либо «плодовыми алкогольными напитками» (ПАН).

Разница между двумя этими видами продукции в первую очередь в сырье, которое используется для их производства. Для изготовления ПАП перерабатывают плоды, ягоды или восстанавливают концентрированный плодовый сок. В случае с ПАН не предусмотрена переработка плодов и ягод. Вместо этого купажируются плодовые материалы с сахаром, соками, водой.

При производстве плодовой алкогольной продукции запрещено использовать спирт, красители и ароматизаторы, а также двуокись углерода. При этом подобные вещества допустимы при изготовлении плодовых алкогольных напитков.

Больше всего для изготовления вина пригоден все же винный виноград (технический), потому что именно в нем есть необходимый баланс сахара, кислотности и дубильных веществ. Фрукты и другие ягоды, из которых также делают вино, не обладают этими качествами, что требует другой технологии.

Обычно изготовление фруктового вина начинают с измельчения фруктов. Их разминают, добавляют сахар, воду и дрожжи. Иногда в состав также включают кислоты, дубильные и питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности дрожжей.

Фруктовые вина обычно не выдерживают, а пить их советуют прохладными — идеальная температура подачи должна быть на уровне от 7°C до 9°C. Фруктовое вино может быть как моносортовым, когда для его приготовления использовался один вид фруктов или ягод, так и купажированным, когда смешивались разные продукты. Оно также, как и виноградное, разделяется по содержанию сахаров на сухое, полусладкое, сладкое и имеет сходную крепость: от 6 до 15% об.

«Основное отличие в том, что при производстве плодовых вин разрешается использование сахара, так как во многих плодах и ягодах содержится мало сахаров для получения достаточной объемной доли этилового спирта, и кроме того, соки, отличающиеся повышенной кислотностью, например клюквенный, разрешается разбавлять водой. Плодовые вина созревают быстрее чем виноградные и живут недолго, их лучше употреблять молодыми, обычно данная продукция не выдерживается более 12 месяцев. Также можно использовать при производстве ПАП (плодовой алкогольной продукции) быстрозамороженные ягоды и фрукты после их предварительной разморозки», — рассказала «РБК Вино» начальник производства АО «Весьегонский винзавод» Любовь Пелевина.

Сколько плодового вина делают в России

По данным исследования НКР «Вино России», с 2020 по 2022 годы объемы производства плодовых вин в стране сократились на треть (с 14,8 млн дал в 2020 году до 10,7 млн дал в 2022 году). «Российские потребители сложно воспринимают новое название, и снижение спроса делает это направление всё менее рентабельным для производителей», — говорят аналитики агентства.

Однако в НКР отметили, что плодовые вина сохраняют свою популярность у потребителей и стоит ожидать рост их производства. Эту гипотезу подтверждают данные статистики.

По данным ЕМИСС, в 2024 году в России увеличился объем производства плодовой алкогольной продукции и плодовых алкогольных напитков. Если в первом квартале 2023 года было произведено суммарно 2,4 млн дал продукции, то за аналогичный период 2024 года этот объем вырос до 3,4 млн дал.

AstroStar / Shutterstock / FOTODOM📷Плодовые вина проигрывают виноградным с точки зрения вкуса и ароматики. По этой причине их всего 1-2% в общем объеме рынка вина в мире
AstroStar / Shutterstock / FOTODOM📷Плодовые вина проигрывают виноградным с точки зрения вкуса и ароматики. По этой причине их всего 1-2% в общем объеме рынка вина в мире

При этом существенно сократились показатели розничной продажи таких напитков. В первом квартале прошлого года было реализовано 3,1 млн дал плодовой алкогольной продукции и плодовых алкогольных напитков. При этом в первом квартале 2024 года — только 1,9 млн дал.

Аналитики НКР также отмечают рост урожая фруктов и ягод в России, что должно положительно сказаться на производстве плодовых вин. Это заявление косвенно подтверждают и производители плодовой алкогольной продукции. По словам представителя «Весьегонского винзавода», у предприятия не возникает сложностей с сырьем для плодового вина.

«Наше предприятие находится на севере Тверской области, на границе с Вологодской областью — это край лесов и болот. И наше основное сырье для производства растет рядом, можно заготовить ягоды, закупая у населения. Кроме того, мы приобретаем ягоды на уникальной ягодной плантации в Костромской области, там выращивается прекрасная голубика и клюква, работаем и с поставщиками Белоруссии», — отмечает Любовь Пелевина.

Сложности продвижения

Плодовая алкогольная продукция, действительно, испытывает сложности с продвижением на российском рынке. По мнению производителей, это связано в первую очередь с действием федерального закона, который запретил называть ее вином.

«Это очень повлияло на нашу отрасль и продажи. Исторически в русском языке сложилось устойчивое выражение — фруктовое (плодовое) вино, потребитель знал и представлял себе, что это за продукт, а увидев на полке бутылку плодовой алкогольной продукции, потребитель задумывается — из чего это сделано? Стоит ли покупать неизвестный продукт? Может там намешан спирт, красители, ароматизаторы, а может и что еще похуже? По мнению многих людей понятие «плодовая алкогольная продукция» не характерно для натурального продукта, полученного путем сбраживания, больше подходит для напитков с добавлением спирта и ароматизаторов. Таким образом продвижение нашей продукции стало затруднительным и продажи снизились», — говорит она.

При этом объем производства плодовой алкогольной продукции на «Весьегонском винзаводе» в 2023 году составил 6,4 тыс. дал, что в два раза больше показателей 2022 года. В текущем году предприятие намерено сохранить объем выпуска плодового вина на уровне прошлого года.

Винный критик Денис Руденко объяснил, что по всему миру плодовое вино занимает всего 1-2% рынка.

«Во всех странах по всему миру популярность таких напитков ограничена, потому что они как правило имеют простой аромат. Исключение, пожалуй, составляет только гранатовое вино, которое делают в Армении, Азербайджане, Израиле. Гранат накапливает меньше сахаров, чем виноград, и для получения полноценного вина нужны дополнительные действия с соком», — отметил он.

Есть ли спрос на плодовое вино

Плодовое вино редко можно увидеть в винных картах ресторанов, на полках магазинов эту продукцию тоже можно встретить не всегда. Однако, несмотря на определенные сложности, производители уверены, что потребитель заинтересован в возможности покупать плодовые и ягодные вина.

«На плодовые вина спрос есть, многие любят именно напитки из ягод и фруктов, но возвращаясь к теме потери плодовыми винами исконного названия, стоит отметить, что ПАП вызывает настороженность у населения и поэтому о положительной динамике спроса говорить не приходится. Вместе с тем, многие потребители, насытившись экзотикой, хотят потреблять именно местные, традиционные для Русского севера и центральной России напитки из полезных и знакомых ягод», — считает представитель «Весьегонского винзавода».

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что в России плодовое вино можно назвать недооцененным.

«Я считаю, что плодовые вина могут быть ничем не хуже виноградных, просто виноград — это более раскрученная культура. У нас, к сожалению, в целом пьют немного виноградного вина: в среднем 5,5 литра в год на душу населения тихих и игристых вин. Это самый низкий показатель в Европе. А если говорить о плодовых винах и сидре с пуаре, то этот показатель будет на уровне около 1,35 литра в год на среднюю душу», — говорит он.

Дробиз также подчеркнул, что перспектива развития рынка плодовых вин в России есть, но в них почти никто не вкладывается, потому что эта продукция находится в «тени виноградного вина». А вот с сидром ситуация другая — он становится все более популярным благодаря усилиям энтузиастов этого бизнеса, считает эксперт.

Читать «РБК Вино» в Telegram

Читайте также:

ВСУ нанесли удар по посту радиационного контроля на ЗАЭС
Минфин смягчил предложения по НДФЛ для владельцев иностранных компаний
К HeadHunter подали иск из-за негативных отзывов о работодателе