В китайском медийном пространстве надежно закрепился термин, название которого можно перевести как «финансовый чай» или, что наверное даже будет точнее, «инвестиционный чай» (金融茶). Мало того, скорее всего закрепился он не только в прессе и соцсетях, но и в разных официальных документах тоже — потому что феномен финансового чая в Китае пытаются регулировать. Но с китайскими официальными документами я не работаю, поэтому буду говорить только о медийном пространстве.
«Финансовый чай» — это собирательное название для чая, продаваемого параллельно с убеждением покупателя в том, что через некоторое время этот чай сильно подорожает. Классическая аргументация продавцов финансового чая строится на связке «здоровье + деньги». Ну то есть покупателя убеждают и в том, что приобретаемый им чай очень полезен для здоровья, и в том, что его можно будет выгодно перепродать. Причем охмурение покупателей происходит самыми разными способами. Начиная от примитивного эмоционального развода доверчивых стариков на уровне простейшего телефонного мошенничества. И заканчивая продуманными пирамидальными схемами, при которых первые партии проданного чая продавец запросто выкупает у первых покупателей с заметной выгодой для последних, чем привлекает большое количество новых любителей чайной халявы. Ну и элементы MLM в этих схемах тоже довольно часто используются. Ну типа приведи нового покупателя и получи процент от его покупки.
Все те любители чая, которые сталкивались с рассказами о том, что пуэр с годами только дорожает, поэтому нужно брать, фактически, имели дело с феноменом финансового чая. И да, пуэр является основной «предметной» начинкой этого феномена. Я лично с финансовым чаем последний раз сталкивался в 2008 году, когда мне предлагали купить блин олимпийского пуэра за 2000 долларов. Ну потому что это ограниченная серия и он потом бесконечно подорожает. Не купил. А сейчас бы, наверное, мог бы вообще не беспокоиться о хлебе насущном. Отколупывал бы от блинчика кусочки и продавал бы их за бешеные деньги на аукционе. С тех пор такие предложения мне не поступали — иногда даже скучаю.
Как вы прекрасно понимаете, тема эта тонкая и регулировать ее очень сложно. Поэтому наши китайские чайные товарищи делают упор на просветительскую работу, призывая граждан и самим не вестись на рассказ о необычайной инвестиционной привлекательности чая, и стариков своих предупредить, чтобы не тратили денег на чудодейственный чай. А еще китайские власти аккуратно и вежливо просят чайных торговцев не борзеть. Над такими просьбами можно, конечно, иронизировать — но они, на самом деле, очень точно отражают суть общественного договора. Провести грань между честной торговлей и торговлей с элементами мошенничества и шарлатанства бывает очень сложно. Но когда торговец утрачивает чувство меры — это сразу бросается в глаза. И у любой власти запросто найдется механизм его придавить.
Жизнь старых и самодостаточных сообществ вообще довольно рационально устроена, если присмотреться.