Найти тему

"Яйца Фаберже вдребезги разбились!". Почему люди недовольны музеем Фаберже?

4 апреля 2024 года музей Фаберже на своём официальном сайте объявил открытый творческий конкурс на создание нового логотипа. До 20 мая участники со всех уголков нашей огромный страны должны были отправить свои работы, выполненные в соответствии с ТЗ (техническим заданием) , а 30 мая, в день рождения Карла Фаберже, музей обещал объявить победителя, с которым в итоге заключат договор на создание логотипа на призовую сумму в 300 тысяч рублей. На конкурс, по словам музея, подали 670 заявок.

Первая волна недовольства появилась в долгожданный для участников конкурса день-30 мая, когда жюри так и не присвоили никому победу. Вместо этого, на официальном сайте музея появилась публикация с предупреждением о переносе подведения итогов конкурса вплоть до 15 июня, но даже в этот обещанный день музей так и не предоставил информацию о конечном результате.

Информация о переносе итогов конкурса. Официальный источник:  https://fabergemuseum.ru/news/novosti/muzej-faberzhe-obyavlyaet-konkurs-na-novyij-logotip
Информация о переносе итогов конкурса. Официальный источник: https://fabergemuseum.ru/news/novosti/muzej-faberzhe-obyavlyaet-konkurs-na-novyij-logotip

Спустя ещё несколько молчаливых дней, уже 20 июня музей Фаберже публикует на своих каналах новость о том, что победитель определён и им становится студентка СПбГУ- Ксения Рябухина. После оглашения результатов, на музей Фаберже хлынула вторая волна недовольства. Участники были возмущены тем, что победивший логотип не соответствует духу известного ювелира и выглядит на порядок хуже предыдущего.

Победивший логотип студентки СПбГУ Ксении Рябухиной. Взято с телеграмм-канала музея Фаберже.
Победивший логотип студентки СПбГУ Ксении Рябухиной. Взято с телеграмм-канала музея Фаберже.

Логотип музея Фаберже 2012 года от агентства Asgard Design и новый логотип от студентки СПбГУ.
Логотип музея Фаберже 2012 года от агентства Asgard Design и новый логотип от студентки СПбГУ.

Последней же каплей перед новой волной стала информация, что музей Фаберже, начиная с 2022 года, неоднократно проводил совместные проекты и мероприятия с гимназией №190 города Санкт-Петербург, откуда выпустилась победительница конкурса, из-за чего участники стали подозревать членов жюри в тайном голосовании и заранее выбранном победителе. В укреплении их подозрений послужили скриншоты с комментариев в телеграмм-канале музея, где указано, что музей состоит в сотрудничестве с этой гимназией.

Скриншот взят из комментариев под постом с победителем в телеграмм-канале "Музей Фаберже".
Скриншот взят из комментариев под постом с победителем в телеграмм-канале "Музей Фаберже".

Но самым шокирующим для конкурсантов стало признание победительницы в её тг-канале, что идея логотипа принадлежит не ей и музей вносил в её работу корректировки ещё до объявления результата.

Скриншот взят из комментариев тг-канала музея Фаберже.
Скриншот взят из комментариев тг-канала музея Фаберже.
Касательно шорт-листа: за всё время участники так и не смогли найти ни одного человека из его списка, кроме самой победительницы.
Касательно шорт-листа: за всё время участники так и не смогли найти ни одного человека из его списка, кроме самой победительницы.

После такого заявления, дизайнеры, участвовавшие в конкурсе, попытались найти изначальный вариант логотипа победительницы, но попытка оказалась безуспешной, из-за чего возникли новые подозрения- раз идея логотипа принадлежит не Ксении, быть может, за основу взяли чужую работу? На основе этого нашлись два логотипа других людей, которые действительно имеют сходство с тем, что в итоге выбрал музей.

Логотип Виталия Куликова для конкурса музея Фаберже.  Канал Виталия: https://t.me/k4_design
Логотип Виталия Куликова для конкурса музея Фаберже. Канал Виталия: https://t.me/k4_design
Автор логотипа- Michael Zaplavsky, ссылка на behance:  https://www.behance.net/mzaplavsky
Автор логотипа- Michael Zaplavsky, ссылка на behance: https://www.behance.net/mzaplavsky

Как мне удалось выяснить, претензии участников направлены не в адрес победителя, а к самому музею, начиная с неопределённых сроков подведения результатов и заканчивая конечным выбором жюри. Среди ребят зародилась версия, что музей Фаберже совместно с гимназией №190 спланировали заранее победу для своего человека и взяли за основу логотипа чужую идею. Но это всего лишь версия. Единственное, чего желают конкурсанты,- предоставление организаторами конкурса списка членов жюри и их критерии оценивания работ, а также ответа на действительно важные вопросы- почему из числа сильных и достойных работ члены жюри выбрали сырую и скучную? Уверен ли музей Фаберже, что с таким логотипом стоит выходить на людское обозрение как в России, так и за её пределами? Действительно ли они считают, что данный логотип- максимум дизайнеров России? Несмотря на бесчисленное количество подобных вопросов в адрес музея, его сотрудники предпочитают всё также хранить молчание и не давать каких-либо комментариев.

Взято из положения о проведении конкурса на разработку логотипа музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
Взято из положения о проведении конкурса на разработку логотипа музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
-10

А поскольку я не нахожусь в списке профессиональных дизайнеров и не могу объективно дать оценку новому логотипу, исходя из соответствующих знаний, я решила обратиться к мастерам в искусстве дизайна. Одним из таких людей является Василий Шишкин, который согласился дать свою профессиональную оценку новому логотипу для данной статьи. Он- автор свыше 1000 логотипов и товарных знаков, среди которых Vitek, Триколор ТВ, Политех; победитель конкурсов дизайна и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Вот его текст:

-Почему это плохо:

1. Хороший знак-это прежде всего хорошая идея. Поместить букву "Ф" в форму яйца-это поверхностное примитивное решение. Ассоциация первого уровня.

2. Не может быть двух версий знака, кириллической и латинской, настолько разных по характеру. Один из знаков оказывается с осевой симметрией, другой асимметричный.

3. Форма-контрформа. Обычно работают, не нарушая гармонии друг друга. Здесь же дизайнеру не удалось вписать ни "Ф" ни "F" в овал яйца.

Приведенный пример от Василия Шишкина контрформы.
Приведенный пример от Василия Шишкина контрформы.

4. Осевая симметрия. Это статичная, устаревшая композиция, почти не встречающаяся в современных знаках.

5. Выбор шрифта. "Шрифт "Labor Union"- это не просто шрифт, это символ справедливости и трудовой солидарности, созданный для студенческой группы "Студенты за трудовую деятельность" в колледже Итака. Он отражает борьбу за равноправие сотрудников, вдохновленную деятельность профсоюза работников округа Томпкинс, Нью-Йорк". Очевидно, такое решение не подходит современному музею. Серьёзная, уважающая себя организация обычно разрабатывает свой авторский шрифт.

6. Цветовая гамма. Выбор цвета выглядит случайным. А в версии красное на чёрном контраст полностью теряется.

7. Законченность и совершенство. Очевидно, что эту работу делал начинающий дизайнер без опыта. И логотип выглядит как учебная работа, а не высказывание профессионала.

8. Брендинг музея предполагает высокую степень ответственности. Очевидно, что посетитель музея это- особенная публика, начитанная и думающая, грамотная и обладающая вкусом. А значит, нужно было подойти к организации конкурса более ответственно.

9. Экспертность. В жюри не было НИ ОДНОГО дизайнера. И выбор осуществляли сотрудники по принципу "нравится-не нравится".

10. Эволюция. В сравнении с исходным знаком, разработанным в 2012 году агентством Asgard Design, новая работа выглядит как жалкий студенческий опус. Шаг назад.

Конкурс вне всяких сомнений провалился. Организаторы уже сами не рады. Что ж, на ошибках учатся. И надеюсь, следующая попытка найти свой визуальный образ окажется успешнее предыдущей.

К своей оценке Василий прикрепил несколько полезных ссылок, советую к просмотру:

https://yandex.ru/video/preview/4329821426260087793

https://www.jetset.nl/archive/whitney-museum-identity

https://www.semiformal.studio/work/tma

https://legacy.bond-agency.com/project/university-of-the-arts-helsinki

https://vimeo.com/17353965

https://www.pentagram.com/work/natural-history-museum/story

Ознакомиться с работами Василия можно по этой ссылке: https://deziiign.ru/designer/fe6539c490c2415a963e0ec7579443a8

Немаловажным является и мнение самих участников конкурса, которым пришлось столкнуться с чувством несправедливости. Большинство из них также не поддерживают выбор музея в новом логотипе. Вот некоторые комментарии:

-Насчёт победившего лого. В первую очередь, я считаю его совершенно не уникальным, не интересным и не продающим. Лого- это лицо компании, оно должно быть узнаваемым, чтобы построить прямую ассоциацию между графическим знаком и брендом. Сама задумка логотипа заезжена, есть ещё несколько работ с абсолютно такой же идеей (не в обиду их авторам), но похожие работы, к слову, сделаны куда аккуратнее и выглядят гораздо привлекательнее. Лично у меня логотип вызывает ассоциации с флагом Дании из-за цветов и форм.

-Я не могу согласиться с выбором жюри, несмотря на то, что к победительнице у меня нет никаких претензий, её работа соответствует тому, что проходят на первом курсе дизайна, однако для масштаба музея всемирно известной ювелирной фирмы это не подходит. Я чувствую разочарование и обиду не сколько за себя и участников, сколько за сам музей. Мы могли бы получить шикарный логотип и показать и России, и миру, какие чудесные дизайнеры у нас есть, но в итоге музей выстрелил в себе же в ногу. Потому что мы заберём свои работы себе в портфолио, а музей Фаберже будет жить с тем логотипом, который он выбрал.

-Я ожидал, что не смогу выиграть в конкурсе, но точно не ожидал такого результата…Не знаю за кого расстраиваться сильнее, за участников и себя или за музей.

Вот такая неприятная ситуация сложилась с конкурсом музея Фаберже. Как его участники, так и простые люди, надеются и ждут, что сотрудники музея наконец выйдут на связь и ответят на все интересующие вопросы, а также признаются, кто же находился в списках жюри и оценивал работы дизайнеров нашей страны.

От себя могу добавить лишь то, что я сильно опечалена итогами конкурса, если его можно таковым назвать. Музей Фаберже содержит у себя не просто экспонаты, а настоящее сокровище страны, и является одним из лидирующих представителей от лица искусства в России. Потому и считаю, что столь тусклый и не запоминающийся логотип не может стать символом шедевров Карла Фаберже и оказаться наравне с другими логотипами известных музеев по всему миру.

А сейчас хочу представить вам несколько из множества других работ талантливых дизайнеров с конкурса, которые, к сожалению, члены жюри не распробовали и не посчитали их достойными для победы:

-12

Автор-Xeno. Телеграмм-канал дизайнера: https://t.me/ArtXeno

-13

Автор- Кирилл Гудман. Телеграмм-канал дизайнера: https://t.me/creativeslacker

-14

Автор-Дарья Козлова. Ссылка на Behance дизайнера: https://www.behance.net/dariakozlova8

-15

Автор-Анна Демидова. Телеграмм-канал дизайнера: https://t.me/anch0obi

-16

Автор- Екатерина Чистова. Ссылка на Behance дизайнера: https://www.behance.net/d79997e6

-17

Автор- Анастасия Маслий. Ссылка на сайт дизайнера: https://design-anastasia.ru/

Еда
6,93 млн интересуются