Сорок лет назад, при возвращении с боевой службы, на 61 -ые сутки плавания, на атомной подводной лодке К-131 под командованием капитана 1 ранга Селиванова Е.Н. возник пожар в восьмом (электротехническом) отсеке. Пожар распространился на седьмой (турбинный) отсек.
Причина пожара - возгорание спецодежды (платья РБ) на старшине команды электриков, при производстве нештатных работ с самодельным переносным электроточилом, вблизи установки РДУ. При тушении пожара платье РБ загорелось на других подводниках, горящими людьми пожар был перенесён в соседний отсек, чему способствовала нештатно открытая переборочная дверь между седьмым и восьмым отсеками.
Систему ЛОХ (впервые в отечественном ВМФ фактически при пожаре на подводной лодке) удалось включить лишь спустя 21 минуту с момента начала пожара. В результате погибло тринадцать человек, пла лишилась хода, и в пункт базирования - посёлок Видяево была доставлена буксиром СБ-38 21 июня 1984 года. Погибшие подводники захоронены в поселке Видяево.
Подробно про аварию Вы можете прочесть здесь. И здесь.
Крайне интересны, на мой взгляд, оба источника. А воспоминания очевидца во втором прямо говорят про производимые из эбонита поделки. Об этом же говорили мне люди, на 131 -ой пла служившие. Нет, они не были участниками событий. Но я неоднократно убеждался, что существует, назовём её так, коллективная экипажная память. Которая зачастую, намного достоверней официальных источников. В любом случае, ничего "необъяснимого" в произошедшей трагедии нет.
Налицо банальное нарушение правил эксплуатации СХРВ (средств химической регенерации воздуха), до мелочей регламентированное ПХС (правилами химической службы) №Г-77-82 и подробнейшими общекорабельными, да и отсечными инструкциями.
Я внимательнейшим образом изучил все публикации, которые мне удалось найти. В результате у меня сложилось устойчивое впечатление, что корма К-131 живёт своей жизнью. Мне больно и неприятно это заявлять, но так оно и есть. Самовольно открываются и ставятся на крюк переборочные двери, установка РДУ выводится из действия. Зато объявить аварийную тревогу - некому!
На моей памяти подводная лодка делилась пополам и все манипуляции с СХРВ обязательно контролировались. За носовые отсеки отвечал командир БЧ-5, кормовые - начхим. Не для галочки в контрольном листе и не для бумажной отчётности. Кстати, никаких таких специальных требований в руководящих документах я не видел. Это святая обязанность чисто начхима. Но в нашем экипаже так было принято. И, видимо, не зря.
…
131 -ая пла вошла в состав нашего 74 однремпл в 2001 году. Утилизирована СРЗ "Нерпа" в 2003 году. Был я в кормовых отсеках, беседовал с экипажем, траурно-памятную самодельную табличку прочёл внимательно. Перед публикацией этой статьи я вспомнил, что один из моих однокашников на 131 -ой пла служил. Вот фрагмент нашей беседы:
Сергею Николаевичу за развёрнутый ответ - большое спасибо!
Рассуждать о том, упустили ли в кормовых отсеках рост двуокиси углерода, и пытались потом судорожно его концентрацию снизить (что очень тяжело с помощью В-64 сделать); либо решили дать побольше кислорода в отсеки, чтобы утомлённый автономкой личный состав бодрее себя чувствовал, можно бесконечно. Скажу так. Когда всё случилось, меня на К-131 не было, а гадать на кофейной гуще я не имею права.
Про изготавливавшего сувенирную продукцию в условиях повышенного содержания кислорода в отсеке (о чём было заранее известно) - более подробно. Мне ещё отец рассказывал, что когда ты в море месяцами, нужно чем-то занять себя в свободное время. Чтобы не сойти с ума. Но всему есть время и место.
Я помню довольно солидный, штатный верстак в десятом отсеке своей подводной лодки. А на нём - тиски и куча разнообразнейших инструментов. Не могу сказать, что он всегда использовался по прямому предназначению - для ремонта матчасти. Хотя мы месяцами (на моей памяти) в море и не ходили, там постоянно что-то клепалось, строгалось и конструировалось. Экипажными нашими умельцами. Я не скажу, что я в десятом отсеке был так уж и часто, но всё это видел своими глазами.
Теперь вернёмся к пожару на К-131. Пишу эти строки с горечью и болью в сердце. Такие, видимо, были порядки в экипаже, что некоторые, очень мягко говоря, кулибины самопальным точилом пользовались, где и когда им угодно. Используя в качестве верстака снаряжённую пластинами В-64 РДУ*шку.
Попадание пыли и крошки эбонита в пластины регенерации, образующиеся при обработке заготовок искры. И это всё в условиях повышенного содержания кислорода в отсеке! Не внезапно появившегося, а обнаруженного и зафиксированного заранее - до момента трагедии - отмечу.
Я специально не упоминаю Ф.И.О. мичмана, инициировавшего пожар. За свою беспечность он поплатился собственной жизнью. Только вот на тот свет унёс с собой попутно ещё двенадцать. Особенно возмущает меня лично, что мичман (см. дату его рождения на скриншоте в конце статьи) - опытный подводник. А не боец срочной службы, у которого ещё детство сами знаете где, порой играет...
На этом я и остановлюсь, пожалуй. А то наговорю тут сейчас лишнего. Хотя сдерживаюсь, поверьте мне, с трудом.
Повторюсь - цель моей статьи не глумиться над памятью погибших страшной смертью, а попытка спокойно разобраться в ситуации. Но без эмоций, к сожалению, никак не получается.
…
Стационарные (щитовые) газоанализаторы на кислород типа МН-5125, МН-5126, МН-5134 (дающие непрерывное измерение) на первом поколении пла располагались только в дизельном и аккумуляторном отсеках. Во всех остальных отсеках замер концентрации кислорода производился:
-личным составом (вахтенными) отсеков переносными газоанализаторами ПГА-КМ, не менее шести раз в сутки, с докладом результатов измерений в центральный пост;
-специалистом химслужбы (химиком-санитаром) - раз в сутки; а также при достижении концентрации кислорода ниже 19% и выше 23%. Точно таким же прибором ПГА-КМ.
Результаты всех измерений, превышающих установленные значения, требовалось вносить в журнал вахтенного центрального поста пла. Туда же прямо предписывалось записывать принятые мероприятия по нормализации состава газовоздушной среды отсеков.
Подачу ЛОХ из 10 отсека в очаг пожара произвести не удалось из-за заводского дефекта в системе.
Насколько мне известно, современное "платье РБ" не изготавливается на 100% из хлопка, как в период описываемых событий, и поэтому в случае пожара воспламенение спецодежды подводника исключено.
Вот, пожалуй, и всё.
…
Вечная память погибшим!
18.06.2024
.