Мне думается в Москве нашей есть места, которые практически не изучены и не знакомы её жителям. А есть такие, названия которых говоришь, а у собеседника на губах уже играет улыбка: "Знаю, знаю! Как же, бывал тут". Сегодняшняя моя очень внезапная для меня самой история об одном из самых необычных домов нашего города. Его адрес: Мясницкая улица, дом 19. Самый центр города!
История собственно городского места, где сегодня располагается это красивейшее здание, не очень древна: первые упоминания о ней относятся лишь к началу XVIII века. Трудно это себе представить, но здесь стояло несколько дворов, хозяином одного из которых был дьяк Фёдор Миронович Сорокин. Участок земли вместе с живущими там присмотрел под строительство своей усадьбы в 1719 году князь Григорий Волконский. Люди были выселены, строительство было началось, но князь заложил дом княжне Марии Вяземской, а выкупить своё владение из-за финансовых трудностей уже не смог. Совершенно не нужную ей собственность хозяйка продала Льву Васильевичу Измайлову. И он, и его потомки в течении нескольких десятилетий использовали усадьбу во время зимних визитов в Москву. Последний из Измайловых умер в 1834 году и участок с домом стал переходить из одних рук в другие. Говорят, что в 1839 году здание было выкуплено под женский пансион, но он просуществовал здесь не долго - до 1843 года.
С предпоследними владельцами усадьбы и дома связана смешная и грустная одновременно история. Дом купили Пётр и Софья Кусовниковы. Супруги были состоятельны, но скупы. Новая хозяйка обследовала каждую часть дома и к своему ужасу обнаружила тайную комнату. Один из владельцев дома - Л.Д. Измайлов - был массоном. И в его доме происходили собрания ложи. Поэтому стены комнаты-залы были затянуты чёрной тканью, а в углах её стояли скелеты. Потрясение было так сильно, что супруги заколотили не только саму комнату, но и закрыли дом, и стали жить в старой дворницкой. Но однажды летом Кусовниковы уехали в свою подмосковную усадьбу. Деньги они спрятали в печной золе, а дворник без их ведома развел там огонь. Узнав, что все состояние сгорело, супруга умерла сразу, а старик потерял разум и вскоре скончался. Говорят, что и сегодня его призрак бродит по Мясницкой, причитает и хлопочет о замене испорченных ассигнаций.
Как, зная подобную историю, это место решил купить чайный магнат Сергей Васильевич Перлов не понятно. Обычно купцы были суеверны, но здание, однако, было куплено и по традиции того времени оформлено на имя его жены Анны Яковлевны.
Основателем чайного торгового дома был ещё отец Сергея Васильевича - Василий Алексеевич Перлов. Именно при нём торговый дом "В. Перлов и сыновья" стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Но сыновей у него было двое: Семен и Сергей. И после кончины родителя, братья разделились, а пути их в торговле разошлись.
Сергей Васильевич решается не только продавать дорогой, элитный товар. По случаю он решается и перестроить свой торговый дом. В 1891 году Перлов заказал архитектору Роману Клейну проектирование трёхэтажного каменного дома на Мясницкой улице в стиле позднего ренессанса, Именно там должен был расположиться главный магазин его собственной компании. Строительные работы продлились два года и закончились в 1893-м.
На первом этаже здания расположился магазин чая и лавка для его развеса и фасовки, а на втором и третьем этажах были апартаменты хозяина и съёмные квартиры. Перлов славился своей любовью к азиатской культуре и разместил в новом жилище коллекцию произведений искусства Востока. В доме часто устраивались музыкальные вечера и выступления семейного театра. В стенах магазина некоторое время существовала даже народная читальня, где проводились общественные мероприятия и устраивал молебны сам Иоанн Кронштадтский, когда он бывал в Москве.
Однако уже через три года дом Сергея Перлова значительно изменился.
В 1896 году в Москве готовились к коронации Николая II. Среди иностранных гостей ожидался чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи Ли-Хунь-Чжан. Оба брата Перлова – и Мещанский, и Мясницкий – мечтали видеть его у себя в гостях. И Сергей Васильевич, чтобы произвести впечатление на высокого сановника, оформил свой дом в виде китайской пагоды. Был нанят молодой мало известный архитектор Карл Гиппиус, который работал вместе с Клейном. И именно он перестроил дом на Мясницкой, превратив его в чудо-пагоду.
Фасады дома украсили драконы, змейки и орнамент, крышу увенчала традиционная башенка-пагода. В торговый зал поставили фарфоровые китайские вазы, скульптуру и мебель, появились шелковые подушки для отдыха покупателей. Однако сюда китайский посол и канцлер Китайской империи Ли Хунь Чжан не приехал. Что он дома пагод не видел? Он был на Мещанской у брата Сергея...
Однако в долгосрочной перспективе выиграл именно Сергей Васильевич Перлов. Новый яркий "китайский фасад" послужил ему и его делу превосходной рекламой. Москвичи восхищались: "Доподлинный дворец из драгоценного фарфора, как в андерсеновском "Соловье", – сказка, расцветшая золотым цветком в серо-каменной пустыне деловой улицы".
Здесь можно было купить чай на вес или заранее расфасованный и упакованный в фирменные перловские коробочки. Относительно бюджетные сорта раскладывали по коробочкам из жести, а дорогие, элитные помещали в хрустальные емкости...
Сергей Васильевич Перлов умер в 1911 году. Его дела продолжила вести его жена Анна Яковлевна. Именно она возглавляла компанию до 1918 года. Последние годы она провела на Мясницкой, с семьёй старшей дочери. Её правнучка писала:
"Жили они как монашки, ходили к ней какие-то тихие женщины, все в черном. Ела всё постное. Любила гречневую кашу, и в революцию её только удивляло, почему переведены часы на час, и трудно достать гречневую крупу".
После смерти Анны Яковлевны дом уплотнили и превратили в коммуналку. Магазин же даже в условиях революции существовал. Люди приходили сюда покупать чай, ну а если это было невозможно, то хотя бы подышать воздухом, пропитанным чайными и кофейными ароматами.
Уже после НЭПа чайному магазину на Мясницкой был присвоен №1, а он был "уравнен" с бывшим Елисеевским гастрономом на Тверской улице. Сам же дом получил статус охраняемого архитектурного памятника. Тут же располагалась и контора государственной торговой организации "Чаеуправление"
Магазин "Чай. Кофе" существовал на Мясницкой, казалось бы всегда. Я помню, как совсем маленькой девочкой пару раз была здесь. Но покупали ли мы тогда что или нет - не знаю. А вот уже будучи студенткой не часто, но заезжала/забегала сюда, поскольку возвращаться из института надо было по "красной" линии метро, а рядом ещё был и большой очень нужный книжный магазин...
Однако к уже к началу 1990-х годов здание, в котором находился чайный магазин пришло в упадок. Строение действительно сильно обветшало: перекрытия были поражены грибком, подвалы, в которых раньше хранили чай, затопило, коммуникации разрушились, а убранство фасада было вообще частично утеряно. Да и сами фасады как-то потускнели...
Примерно в это время в мэрию Москвы обратилась правнучка Перлова Жанна Юрьевна Киртбая с идеей восстановить прежний облик дома. При поддержке Патриарха Алексия II компании "Перловы и Ко" предоставили приоритетное право на заключение контракта, согласно которому фирма получала в распоряжение помещения на втором и третьем этажах сроком на 49 лет при условии реставрации объекта. Первый этаж оставался в ведомстве чайного магазина, у которого был подписан контракт с правительством до 2017 года.
И началось восстановление исторического здания. Правнучка Сергея Перлова связалась с потомками Ли Хунь Чжана, которым было очень приятно, что о визите их прадедушки не забыли. Благодаря китайцам для реконструкции дома были привезены фасадных 112 элементов.
Опять же помню, как ходила мимо по каким-то делам, мимо завешенного строительной сеткой фасада, и мечтала о том времени, когда этот дом снова будет радовать глаза прохожих своими яркими красками. Сегодня это уже сбывшаяся мечта. А, главное, дом не реконструирован, а реставрирован!
Так же как и внутреннее убранство его торговых залов.
В 2015 году в ходе городской программы "Моя улица" фасады магазина были обновлены и покрыты специальным лаком.
Ну а 2017 год встретил москвичей слухами о прекращении деятельности чайного магазина на Мясницкой в связи с повышением арендной платы, однако по состоянию на сегодняшний день торговая точка продолжает свою работу.
Уникальный дом на Мясницкой улице пережил все перипетии российской истории. И если о главном здании чайной империи старшего брата - Семёна Перлова - давным-давно забыли, то магазин младшего брата Сергея Перлова до сих пор является одной из достопримечательностей Москвы. Он снова смотрится как сказка, как настоящая китайская шкатулка. Особенно после реставрации. Удивительная китайская шкатулка московского купца Сергея Перлова.
Лайки помогают развитию канала!