Капитан-лейтенант гитлеровских кригсмарине Фриц-Юлиус Лемп командовал двумя субмаринами – на первой из них, U-30, он в первый день Второй Мировой войны в нарушение всех международных норм потопил британский пассажирский лайнер «Атения», чем подставил Гитлера под суд международной общественности. Но также он вскоре торпедировал британский линкор «Бархем», выведя его из строя на целых 3 месяца, и потопил более десятка транспортных судов англичан, за что получил Рыцарский крест и командование второй, более новой субмариной – U-110, на которой продолжил свои ратные подвиги. Однако 9 мая 1941 года бравый капитан снова «лоханулся», позволив англичанам захватить свою подлодку и снять с нее сверхсекретную шифровальную машину «Энигма» вместе со всеми связанными с ней документами, чем подставил Гитлера вторично, правда, в последний раз. В этом бою Лемп погиб, но обстоятельства его гибели остаются неизвестными.
С самого начала боевых действий во время Второй Мировой войны у руководства гитлеровского военно-морского флота не было совершенно никаких четких планов о том, как флоту предстоит в эти действия вступать. Было понятно, что надо нападать на любые вражеские корабли и суда, и топить их все, но все же тут было не все так понятно, как кажется.
Еще 31 августа 1939 года, за три дня до фактического начала войны, то есть объявления ее Великобританией, руководство рейха поставило перед кригсмарине (ВМС Третьего Рейха) директиву – вести войну против вражеского торгового судоходства. Однако совершенно не было определено, какие корабли противника считать целью, а поражение каких надо избегать. Ведь морская война – сложная штука, и часто в условиях скоротечного боевого столкновения определить, какое судно торговое и вражеское, а какое к торговому судоходству не имеет отношения, просто невозможно.
На море всегда действовал закон – пассажирские суда без предупреждения топить нельзя. Следует сначала выяснить, имеется ли на борту такого судна военный груз или воинский контингент. Но опять-таки – как это определить, если в любой момент на нападающего могут совершить нападение силы вражеского охранения?
Интересно, что уже 3-го сентября, в день, когда Великобритания объявила войну Германии, главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Эрих Редер издал меморандум, в котором немецким подлодкам официально разрешалось топить любые вражеские и нейтральные суда, независимо от того, военные они, торговые, или вообще пассажирские. Правда, этот меморандум до немецких подводников дошел уже после того, как был опубликован другой приказ, запрещавший топить вообще какие-либо пассажирские суда, даже вражеские.
Но в первый день войны никаких планов ведения подводной войны не было. Гитлер, как известно, в то время очень боялся вступления в войну Соединенных Штатов Америки, и потому меморандум Редера о тотальной борьбе даже с нейтральными судами был очень удивителен. Среди «нейтралов» могли оказаться и американцы, которые потопление своего корабля, тем более не военного, а особенно пассажирского, вряд ли бы одобрили. Эта сущая неразбериха в самом начале войны, невзирая на якобы четкую и слаженную работу по разворачиванию сил германского военно-морского флота в морях и океанах, была просто удивительна.
А что уж говорить о рядовых подводниках, в частности – командирах германских субмарин, которые просто рвались в бой и жаждали поскорее открыть счет своим победам на море? Их не волновали никакие меморандумы, они хотели только выпускать торпеды и рапортовать об успешном поражении противника.
Очень показательно, что вся эта политика военного командования, вернее, важные прорехи в ее осуществлении, очень сильно подпортили репутацию Гитлера в глазах всего мирового сообщества фактически в первый же день Второй Мировой войны (3 сентября), тем более что сразу же начали гибнуть и нейтральные американцы. Понятно, что в этой ситуации случился очень сильный конфуз, о котором не любил вспоминать даже Гитлер, а немецкие адмиралы вообще засекретили его, все отрицали, и правда всплыла только в 1946 году на Нюрнбергском процессе.
Очень хорошо описал этот момент крайне неудачного вступления в войну немецкого подводного флота немецкий же военный историк Геральд Буш в своей книге «Такой была подводная война». Вот как выглядит вся эта история в глазах бывшего гитлеровского подводника, которую он изложил в своей книге, вышедшей в Германии в 1952 году, то есть практически по горячим следам.
Гарольд Буш
Потопление «Атении»
Одна из немецких подводных лодок атаковала и потопила британское судно уже в первые же часы после начала войны с Англией – вечером 3-го сентября. Впрочем, эта первая атака молодого подводного флота оказалась злополучной и весьма чреватой слишком серьезными последствиями.
Еще с конца августа немецкие подводные лодки находились в боевой готовности в открытом море. Едва получив сообщение о вступлении Англии в войну, подводная лодка U-30 под командованием обер-лейтенанта цур зее Фрица-Юлиуса Лемпа обнаружила пассажирский пароход, который следовал на запад курсом, позволявшим субмарине выйти в торпедную атаку.
Пароход шел противолодочным зигзагом, то и дело меняя курс, и это вызывало определенные подозрения. Учитывая, что пассажирские суда легко и очень быстро могут быть переоборудованы для масштабных военных перевозок, и, установив, что пароход принадлежит именно Великобритании, Лемп решил атаковать его. Он был уверен, что атака является оправданной и совсем никак не противоречит международным правовым нормам.
«Атения» была потоплена, и вместе с ней погибло 128 человек (на самом деле – 117, прим. ред.), в том числе пассажиры, следовавшие из Англии в Америку – в основном это были американцы, бежавшие от европейской войны домой. В тот день на «Атении» погибло 28 граждан США из 160-ти, находившихся на борту.
Трагическая ошибка повлекла за собой крайне неприятные последствия. Прежде всего, этот случай позволил британскому руководству утверждать, что немцы с первого же дня военных действий на море вопреки всем международным конвенциям начали вести неограниченную подводную войну. Даже после того, как последующие действия гитлеровских подводных лодок должны были убедить в том, что «Атения» потоплена по ошибке, Англия продолжала ссылаться на этот якобы показательный случай для оправдания своих собственных нарушений конвенций.
Версия об умышленном потоплении пассажирского парохода «Атения» поддерживается в Великобритании и до настоящего времени (напомню – книга Г. Буша вышла в 1952 году, прим. ред). Позднее можно было доказать, что соответствующие ответные меры были предусмотрены Англией раньше потопления «Атении», независимо от этого события, и частично применялись британским руководством с самого начала войны.
В свое время германское правительство опровергло утверждение противника о ведении немцами неограниченной подводной войны и даже оспаривало самый факт потопления «Атении» немецкой подводной лодкой. Надо сказать, что в тот момент правительство Германии считало такое заявление не отвечающим действительности, так как ни одна из находившихся в открытом море лодок не доносила об этой атаке. Лишь в конце сентября, то есть после возвращения U-30 в базу, командующий подводными силами Германии Дёниц узнал о потоплении «Атении» из личного доклада командира лодки.
Оказывается, Лемп отлично представлял себе последствия ошибки и поэтому своевременно не донес командованию о случившемся. Вместо того чтобы хотя бы теперь признать факт потопления этого пассажирского парохода немецкой подводной лодкой и выразить сожаление по поводу ошибки, по настойчивому требованию политического руководства это по-прежнему упорно отрицалось.
Согласно приказу высшего государственного руководства Германии морское командование вынуждено было дать указание потопление «Атении» немецкой подводной лодкой держать в строжайшей тайне. Командующий подводными силами Дениц дао прямое распоряжение изъять из журнала боевых действий U-30 соответствующие записи и заменить их другими. Это было необходимо для того, чтобы при снятии с записей журнала обычных копий в количестве восьми экземпляров не вызывать малейшего разглашения и всяких лишних разговоров. Хотя журналы боевых действий и относились к числу секретных, при занятиях с личным составом ознакомиться с записями могли многие. Поэтому легче всего было сохранить тайну, вообще уничтожив в журнале записи.
Понятно, что потопление парохода «Атения» было немедленно использовано противником. Лемп, принявший по досадному недоразумению пассажирский пароход за вспомогательное военное судно противника, приказом Деница был подвергнут аресту, хотя высшее морское командование, учитывая, что в основном этот проступок был вызван необычным поведением самого парохода, рекомендовало не судить за него слишком строго. Лемп погиб в 1941 году после ряда удачных боевых выходов, будучи командиром лодки U-110.
Продолжая упорно оспаривать факт потопления «Атении» немецкой подводной лодкой, германское правительство зашло еще дальше. Министерство пропаганды, не поставив в известность морское командование, выдвинуло нелепое утверждение, будто бы потопление «Атении» было организовано по приказу первого лорда адмиралтейства Уинстона Черчилля. Утверждалось, что на судно самими же англичанами была заранее подложена «адская» машина, с тем чтобы потом обвинить немцев в его гибели и одновременно оправдать свои действия на море, противоречащие международным конвенциям.
Другим важным последствием потопления «Атении», отразившимся на действиях немецкого подводного флота на протяжении всего первого периода подводной войны, являлся приказ, запрещавший впредь вообще топить пассажирские суда независимо от того, какому государству они принадлежат. Такие суда не разрешалось топить даже тогда, когда было ясно, что они используются противником в военных целях. Нельзя было атаковать и суда, которые следовали в составе конвоев.
Более того, свобода действий подводных лодок дополнительно ограничивалась еще одним приказом. Не желая обострять отношений с Францией, правительство Германии категорически запретило атаковать французские суда. Чем являлись все эти приказы для подводников и как они связывали их действия, легко себе представить, если учесть, что в то время британская экспедиционная армия переправлялась на материк через Ла-Манш, где немецкие подводные лодки могли свободно действовать.
Весьма осложняющим обстоятельством было и то, что в ночных условиях установить национальную принадлежность судна было крайне трудно. Приказ в отношении французских судов был отменен лишь 24 ноября 1939 года, а запрещение атаковать пассажирские суда оставалось в силе вплоть до лета 1940 года.
Вместо послесловия
Вторая, и последняя ошибка капитана Лемпа
Капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп, впрочем, печально прославился не только ошибкой, совершенной им при потоплении «Атении». 9 мая 1941 года он, командуя уже другой субмариной – U-110, был окружен британскими эсминцами в Атлантике недалеко от Исландии. Из-за полученных повреждений подводной лодке пришлось всплыть, а экипажу – срочно ее покинуть. Но еще до того, как U-110 затонула, англичанам удалось проникнуть в радиорубку и вынести из нее сверхсекретную немецкую шифровальную машину «Энигма» вместе с кодами, радиограммами и другими связанными документами. Впоследствии с помощью полученных материалов английские криптографы смогли начать массовое чтение сообщений немецких субмарин, что значительно облегчило борьбу с ними.
Сам Лемп при захвате U-110 погиб – то ли просто утонул, то ли был подстрелен во время боя, его тело так и не было найдено. Хотя каким-то образом сохранился Рыцарский Крест Лемпа, который он обычно носил на шее, причем и в самый последний момент он тоже был на нем – сегодня он хранится у сестры подводника, переданный ей английским адмиралом после войны. Но проблема была не в этом, а в том, что перед захватом своей субмарины англичанами Лемп не отдал приказ уничтожить «Энигму» и все остальные документы, что, по сути, уже являлось не ошибкой, а преступлением.
Правда, Лемп погиб, а немцы узнали об этом его «преступлении» только после войны, когда им уже было всё равно. Англичане так засекретили эту операцию по изъятию «Энигмы», что даже их ближайшие союзники американцы были поставлены в известность об этом только через год.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
«Корморан» и «Сидней», 1941 г. Как тихоходное торговое немецкое судно расстреляло боевой крейсер