Найти тему
Военно-технический сундук

По-2 – самый эффективный бомбардировщик Великой Отечественной войны. Тактика нападения и достигаемые результаты

Публикация представляет собой заметку участника Великой Отечественной войны – пилота ночного бомбардировщика По-2 (У-2), лейтенанта А. Михайлова, рассказывающую об одном эпизоде нападения на позиции вермахта, и тактике, которая для осуществления этого нападения использовалась.

По-2 в ночном небе
По-2 в ночном небе

Самым интересным боевым самолетом Второй Мировой войны, без всякого сомнения, был именно У-2, который в 1944 году переименовали в По-2, по имени его создателя. Переименование произошло, скорее всего, по двум совпавшим причинам – в 1944 году главный конструктор этой машины Н. Н. Поликарпов умер, а так как У-2 к тому времени зарекомендовал себя очень грозной боевой машиной, то и было решено сменить статус самолета. Ведь индекс «У» обозначал «учебный самолет», а какой же он был учебный, если к 1944-му году он стал одним из лучших ударных самолетов всей войны?

Ил-2, например, тоже имел множество учебных вариантов, но почему-то никто его не называл У-2.

Вот так и появился По-2, только ближе к концу войны, но в своих воспоминаниях все летчики, на нем воевавшие с самого начала войны, практически никогда У-2 его не именовали. По-2 – это полноценная боевая единица, хотя, конечно же, огромное количество этих самолетов использовалось по прямому своему предназначению – в учебных центрах и летных школах.

Один из первых У-2, примерно 1929 год, когда началось серийное производство этих самолетов
Один из первых У-2, примерно 1929 год, когда началось серийное производство этих самолетов

И еще интересно, что против По-2, наносившего гитлеровской армии огромный ущерб, немцами ничего так и не было противопоставлено. Были попытки переоборудовать дневной разведчик FW-189 в «ночной охотник» конкретно против По-2, но, во-первых, это было уже ближе к концу войны, а, во-вторых, заметного успеха эти ночные охоты не демонстрировали. По-2 оставались грозой вермахта до самого конца Третьего Рейха, и даже успели повоевать а Маньчжурии, а потом и в Корее.

Известно, что во время войны было создано 70 полков таких ночных бомбардировщиков, но только один из них был женский. А ведь именно благодаря женщинам, которые воевали на По-2, он и получил такую массовую известность после войны. Этот факт позволяет некоторым «аналитикам» рассказывать, что женщины как таковые, к славе По-2 не причастны, но тогда пусть объяснят тот факт, что из 63 Героев Советского Союза, воевавших на этом «ночном тихоходе», 23 из них – именно женщины.

Нет, я, конечно же, не хочу сказать, что мужики на По-2 ни на что не были годны. Но, видать, «женский» полк воевал заметно лучше, чем все 69 «мужских», потому что я не думаю, что высокое звание ГСС нашим летчицам присуждали только лишь за красивые глазки.

9 октября 1941 года Иосиф Сталин подписал указ о формировании женского ночного легкобомбардировочного полка
9 октября 1941 года Иосиф Сталин подписал указ о формировании женского ночного легкобомбардировочного полка

Ну, в общем, у меня есть много чего рассказать про боевую работу По-2 во время войны, потому что с 1941 по 1945-й их было выпущено более 15 тысяч единиц, и не менее половины из них ушли на фронт. Ясно, что таких же прославленных Ил-2 было выпущено в два с лишним раза больше, но если сравнить оба самолета по потерям, то получается, что боевая эффективность По-2 была выше, чем у Ил-2, хотя эти самолеты, имея разную «весовую категорию», сражались в разных сегментах.

Тем не менее и По-2, как и Ил-2, также использовались против танков, причем в дневное время. Не следует забывать о том эпизоде, когда стая «ночных фанерных бомберов» в феврале 1944-го под Корсунь-Шевченковским просто в ужасных метеоусловиях буквально налетела на немецкую танковую колонну и разгромила ее противотанковыми бомбами. Именно после этого удара вермахт, лишившийся танковой поддержки в северном направлении, оказался в полном котле, потеряв более 80 тысяч солдат, что почти сопоставимо с поражением в Сталинграде за год до этого.

По-2 над целью
По-2 над целью

Кстати, и на Сталинградском направлении «фанерные бомберы» очень часто бросали против бронетехники, когда стояла совершенно нелетная погода, не позволявшая подниматься в воздух не только нашим «илам» и «пешкам», но и немецким истребителям. А По-2 могли летать практически над землей, буквально по просекам и оврагам, причем эффективность их в такую погоду была не меньше, чем у более тяжелой авиатехники в нормальных условиях.

Вот видите, какие очень серьезные задачи приходилось выполнять «фанерным кукурузникам», которые с полноценными штурмовиками и бомбардировщиками на первый взгляд сравнивать как-то не серьезно. Тем не менее не было на фронте у нас серьезнее самолета, особенно учитывая соотношение наносимого врагу урона и собственных потерь. Конечно, потери У-2 были большие, но гораздо меньше, чем среди других типов ударных самолетов, и причина этому простая - германские ПВО неспособны были отражать атаки подобных самолетов. А если немецким зенитчикам и удавалось какие-то из них сбивать, то даже горящий и измочаленный У-2, рассчитанный на неопытных пилотов, не падал, как более тяжелый самолет, а планировал к земле без особых последствий для экипажа.

В общем, предлагаю для начала ознакомиться с очерком пилота По-2, воевавшего на этом самолете во время войны – лейтенанта Алексея Михайлова. Этот очерк появился в журнале «Авиация и космонавтика» в 1987 году, в №2. К сожалению, мне не удалось проследить дальнейшую судьбу В. Михайлова и его штурмана Ф. Бондаренко, но дело даже не в этом. Цель моей публикации – не биографическая, а практическая. Я хочу показать один из методов работы одиночных По-2, которые, в случае мастерского исполнения тактики нападения, приносили совершенно потрясающие результаты, особенно учитывая условия, в которых нашим «кукурузникам» приходилось действовать.

"По целям на дорогах", А. Михайлов
"По целям на дорогах", А. Михайлов

ПО ЦЕЛЯМ НА ДОРОГАХ

А. Михайлов, участник Великой Отечественной войны

Майскими ночами 1943 года наш 661-й - легкобомбардировочный авиационный полк, действуя одиночными экипажами, наносил удары по фашистским войскам на шоссе Шимск - Старая Русса. В памяти хорошо сохранился один из таких боевых вылетов.

Вместе со штурманом лейтенантом Ф. Бондаренко мы летели к озеру Ильмень, где соединяются реки Пола и Ловать. Там исходный пункт нашего маршрута. Высота полета 800 метров. Под крылом две фугасные бомбы и две светящие авиационные бомбы САБ. Было у нас и попутное задание: сбросить пачки листовок над северной окраиной города. Перевязанные шпагатом, они занимали в кабине штурмана все свободное пространство.

Миновав озеро, взяли курс на Старую Руссу. Вот и линия фронта. Ночью очертания угадываются по ракетам противника, освещающим нейтральную полосу: гитлеровцы очень боялись наших разведчиков. За линией фронта темень. Южнее Старой Руссы, в районе станции Тулебля, в небе шарили прожекторы. Туда тоже вылетели наши экипажи. У каждого свой заданный район. По вспышкам на земле видно, как бьют зенитки.

Иллюстрация из очерка А. Михайлова в журнале
Иллюстрация из очерка А. Михайлова в журнале

Получив команду штурмана, начал пологое снижение к северной окраине города. С работавшим на малых оборотах мотором тихо подходили к цели. Такой тактический прием, обеспечивавший внезапность атаки, широко применялся летчиками полка. Иногда только по свисту падающих бомб гитлеровцы догадывались, что над ними По-2. Тактика такого подхода к цели позволяла сокращать время пребывания в лучах вражеских прожекторов и в зоне прицельного зенитного огня, избегать потерь.

- Доверни вправо, сбрасываю листовки, - услышал голос штурмана.

Бондаренко выдернул петли шпагата, и каждая пачка листовок, выброшенная за борт, сразу рассыпалась. Даже на фоне ночного неба за самолетом хорошо виден шлейф из бумажных листков. И тут же три прожектора один за другим взметнули к небу свои лучи. Самолет они еще не поймали, но разноцветные пулеметные трассы потянулись в нашу сторону. Выше - россыпь красноватых вспышек разрывов мелкокалиберных зенитных снарядов.

И вдруг луч прожектора скользнул к самолету. Слепящий зеленоватый свет резанул по глазам. Скрестились на нас лучи и двух других прожекторов. В ярком свете отчетливо видны верхнее крыло, стойки, расчалки. В кабине светло. Дал мотору полные обороты. Плавно развернулся на север: там болота, лес, нет зениток.

По-2 за работой
По-2 за работой

При таком полете все внимание на приборы. На малой высоте прожекторы слепят, воздействуют на глаза, как электросварка. Немало погибло летчиков, пытавшихся резкими маневрами побыстрее выйти из светового захвата, пилотируя только по своим ощущениям, не видя горизонта. Потеря пространственного положения, особенно при полете с бомбами, приводила к беспорядочному падению самолета. Поэтому в таких ситуациях необходимо было действовать осмотрительно и умело.

По освещенному По-2 враг открыл прицельный огонь. Мы понимали, что такая стрельба для нас опасна.

- Сбрасываю САБ! - крикнул Бондаренко.

Молодец штурман! Вовремя сориентировался. САБ - это наше надежное испытанное средство борьбы с вражескими прожекторами. Опускаясь на парашюте, ярко светящаяся бомба на малой высоте ослепляет зенитчиков. Прожекторы в таких случаях отключают. А летчик, хорошо видя под собой землю, может энергично маневрировать, пилотировать самолет визуально, уклоняясь от прицельного огня.

Так было с нами и на этот раз. Когда прожекторы погасли, самолет оказался как бы в тени над светящимся внизу куполом. Я сразу же изменил курс. Прием испытанный. Потеряв самолет из виду, вражеские зенитчики какое-то время еще стреляют по прежнему курсу нашего полета. А мы уже в безопасной зоне.

Итак, листовки сброшены. В самолете, конечно, появились пробоины, но мотор работает нормально, без перебоев. Машина послушна в управлении. Еще раз изменив курс, пошли параллельно шоссе Старая Русса - Шимск.

Один из сохранившихся и отреставрированных По-2
Один из сохранившихся и отреставрированных По-2

Верные и быстрые действия штурмана под огнем врага, в слепящих лучах прожекторов дали нам возможность благополучно выйти из сложной ситуации, сохранить бомбы и САБ. Лейтенант Бондаренко отличался смелостью, решительностью, находчивостью. Он всегда первым стремился в боевой полет, на выполнение самых сложных заданий. Освоив пилотирование самолета из задней кабины, Федор в случае ранения или гибели летчика мог самостоятельно привести самолет на свой аэродром. В самые трудные минуты боя я всегда чувствовал рядом верного товарища, слышал его спокойный и уверенный голос.

Минут через пятнадцать подлетели к шоссе. Зениток и прожекторов здесь не должно быть. Чтобы лучше видеть, снизились до 300 метров. Впереди то зажигались, то гасли фары машин: фашисты подсвечивали себе на плохих участках дороги.

Летим точно над шоссе, делая довороты. Бомба сброшена!

Это Бондаренко предложил выполнить один из заранее отработанных вариантов удара по вражеским войскам на дорогах. Сброшенная с малой высоты бомба, попав точно на дорогу, должна приостановить движение, создав «пробку». Этот тактический прием очень часто применяли наши летчики. При этом даже одиночные экипажи наносили противнику значительный урон.

Еще одна современная реконструкция ночной работы По-2
Еще одна современная реконструкция ночной работы По-2

Сделали повторный заход и сбросили САБ. Стало светло. На дороге видно до десятка машин. Некоторые из них - с крупногабаритными кузовами-фургонами. Это хорошая цель. Когда начали выполнять последний заход, гитлеровцы открыли огонь по направлению шума мотора, ведь при горящей САБ на фоне черного неба наш самолет не виден.

По команде штурмана выполнил уточняющие довороты. И вот последняя бомба упала на освещенные вражеские машины. Накренив самолет, смотрю на результаты нашей боевой работы. Осколочно-фугасная бомба врезалась в самую гущу автомашин противника...

Бои за дорогу Шимск - Старая Русса - одна из первых героических страниц в боевой истории нашего полка. За ними последовали другие, свидетельствовавшие о летном мастерстве, смелости и крепости духа воздушных бойцов, сражавшихся на самолете По-2.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ПО-2:

Немецкие «Ночные совы» на FW-189 против советских «Ночных ведьм» на По-2. Кто кого, и какие были нюансы?

Единственный в истории войн биплан, победивший в бою новейший реактивный истребитель

Путь авиации нашей страны. Какими самолетами отечественного авиастроения мы можем гордиться?