Найти в Дзене

Глава 15. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА: как храмы возрождаются и где упокоены Нестор-летописец, Алипий-изограф и Илья Муромец — русский богатырь

Архивариус: Я обещал вам рассказать о том, как посетил Киево-Печерскую Лавру, которая в этот приезд произвела на меня особое впечатление. Но сначала давайте почитаем об этой весьма примечательной обители. Я в Киеве купил репринтное — то есть воспроизведенное точь-в-точь — издание старого путеводителя по Киеву, составленного в 1917 году Константином Витальевичем Широцким. Вот тут отмечены карандашом отрывки из этой книжки.

Кирюша: Давайте, я почитаю.

-2

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

…Весной и в конце лета сюда стягивается множество народа. Чем-то несовременным веет от этих людей, приходящих сюда за многие сотни верст. В старину было то же самое: приходили поклониться лаврским святыням князья и бояре, старшины и казачество — но тогда эта толпа имела иной вид; в дни праздников из Лавры тянулись, по направлению к Подолу, вереницы любознательных и честолюбивых посетителей академических диспутов, блистали красочные кортежи знатных путешественников и золотые поезда киевских митрополитов, великолепие которых особенно выигрывало среди зелени тутовых, миндальных и виноградных садов (…) Лавра издревле была центром религиозной культурной жизни. Она была не просто твердыней аскетизма, но и культурным центром (…).

Кирюша: А аскетизм — это что?

Архивариус: Это отказ от всех радостей жизни, самоограничение во всем — в пище, питье, общении.

Кирюша: А зачем? Что во всем этом плохого-то? В пище, особенно вкусной. Очень даже много хорошего!

Архивариус: Ну, цели у аскетов бывают разные. Монахи уходили от радостей жизни, чтобы сосредоточиться на служении Богу, — мы об этом уже говорили. Индийские йоги так вырабатывают в себе особые качества. А некоторые особо совестливые люди нередко отказывались от роскошной жизни потому, что считали себя не вправе иметь в жизни больше, чем народ. Но вообще-то люди селились в сухих и удобных пещерах с очень давних времен. Тут скрывались от врагов, тут и клады прятали.

Я вам привез фотографии, мы их посмотрим, и я расскажу о Лавре. Уже вход в Лавру настраивает на особый лад — Святые ворота с надвратной церковью нарядны и красивы. А когда входишь в ворота и идешь между низенькими корпусами — глаз не отвести от огромного, сияющего золотыми куполами Успенского собора —Великой Печерской церкви – второй в Киеве после Десятинной. В 1073 году был заложен и за пять лет построен каменный однокупольный шестистолпный храм. Позднее перестроенный в духе украинского барокко. Во время войны его взорвали партизаны, потому что ждали приезда Гитлера. Главный фашист не приехал, но все же при взрыве погибли очень большие фашистские начальники.

Успенский собор
Успенский собор

Архивариус: Колокольня храма поздняя. Я поднимался наверх: вид оттуда замечательный, вот смотрите, я сфотографировал. Сходишь с колокольни, идешь мимо собора, все вниз и вниз и попадаешь в пещеры — ближние и дальние. Дальние производят особенное впечатление. В них ходят не все, идут поклониться праведникам, помолиться о своем. Тут никому и в голову не придет громко заговорить. Тишина и темнота окутывают человека, словно монашеские одежды. Только огоньки свечей теплятся — перед иконами и в руках посетителей. И бесконечные ряды гробниц и замурованных склепов, темные, почти скрытые помутневшим лаком старинные портреты и портретные иконы. Странно, но страха нет. Такое чувство, словно кто тебя оберегает. Только один раз я дрогнул от неожиданности: в нише, без света сидит молодой монах, наблюдающий за посетителями. Я увидел, как в свете моей свечи блеснули живые глаза — и это впечатляло!

-4

В ближних пещерах народа больше. Много родителей с детьми. Они знают, кто там похоронен, и идут поклониться им, как близким людям.

Кирюша: У них там родственники?

Архивариус: И у вас тоже, потому что эти люди оставили нам такое духовное наследие, которое стало корнем нашей культуры. Это, во-первых, Антоний Печерский, известный всей Православной Руси основатель нескольких монастырей. Во-вторых, Нестор-летописец — автор «Повести временных лет», «Жития Бориса и Глеба» и других замечательных сочинений. А еще иконописец Алипий. До нашего времени дошла замечательная икона, которую предание связывает с его именем — Ярославская Оранта.

Слева направо: преподобный Антоний Печерский. В.М.Васнецов. Нестор-летописец.1885-1896 гг. дом-музей Васнецова, Москва
Слева направо: преподобный Антоний Печерский. В.М.Васнецов. Нестор-летописец.1885-1896 гг. дом-музей Васнецова, Москва

Тата: А почему тогда она Ярославская?

Архивариус: Потому что обнаружили ее в Ярославле. Но написана она в XII веке. Посмотрите, какая прекрасная. А еще тут в особом затворе похоронены двенадцать зодчих и живописцев — создателей Успенского собора. И что, наверное, покажется вам неожиданным - Илья Муромец, тот самый богатырь, о котором вы все хорошо знаете.

Слева направо: В.М.Васнецов. Алипий-живописец.1885-1893 гг. Ярославская икона Богоматери Оранта. XIII в. Третьяковская галерея
Слева направо: В.М.Васнецов. Алипий-живописец.1885-1893 гг. Ярославская икона Богоматери Оранта. XIII в. Третьяковская галерея

Кирюша: Вот, наверное, гроб у него огромный! Он же богатырь был!

Архивариус: Нет, гроб показался мне совсем небольшим. Во-первых, все мы к старости усыхаем и словно бы вниз растем. А во-вторых, в древности был иной чин захоронения монашествующих: их тела, завернув в саван, но без гроба на три года укладывали в могилу. А потом косточки откапывали и складывали в гроб. Я даже подумал, что и Муромца, который, судя по всему, принял постриг, похоронили именно так. Потом где-то прочитал, что нет – его мощи лежат в полной сохранности.

Кирюша: А чего это он в монахи-то пошел? Он же богатырь был, землю Русскую защищал, ему что ли каяться в этом надо было?

Архивариус: Ну, каяться-то каждому из нас есть в чем. А Илья Муромец ведь немало людей поубивал — чистые ли, нечистые, а все души человеческие, и тяжесть их погибели на душу всякого человека тяжелым бременем ложится. Так что…

Тата: Да уж! А мы с бабушкой в пещеры не ходили, она сказала, что мне еще рано.

Архивариус: Посмотрите-ка сюда! Узнаете?

Кирюша: Да это же наш Смольный собор, его еще Растрелли при Елизавете Петровне построил!

Тата: Сам ты Смольный собор!

Кирюша: Как это? У меня и куполов-то нет!

Андреевский собор в Киеве
Андреевский собор в Киеве

Тата: Это вовсе даже Андреевский собор! Его тоже построил Растрелли, он похож, но другой! Как же можно этого не видеть!

Архивариус: Тата, я вас не узнаю! К чему такая горячность? И Кирюшу обижать не за что — соборы действительно похожи. А возле собора, Кирюша, и по всему Андреевскому спуску продавались для туристов произведения народного прикладного искусства: вышиванки — вышитые рубашки, мужские и женские, ручники, горшки и резные изделия, всяческие поделки. А еще на этом спуске несколько интересных музеев, в том числе замечательного писателя Михаила Булгакова.

Тата: Мы там были. Там такие комнаты — в них вещи настоящие и еще из гипса. Настоящие принадлежали писателю, а из гипса — те, которые были в доме его героев Турбиных. Только я еще про них не читала.

Архивариус: Какие ваши годы, барышня! Все у вас впереди. Я вам даже завидую — вам предстоит впервые прочесть роман «Мастер и Маргарита» — а это огромное наслаждение, поверьте мне. Ну, что делать будем?

Кирюша: Я придумал:

-8

Задание: Посмотрите на фотографии и сравните два собора — Смольный в Петербурге и Андреевский в Киеве и напишите, чем они похожи и в чем различны.

Нонна Яковлева