Найти в Дзене

Глава 2. КИЕВ – МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ или о том, как Рюрик пошел вверх по пути из Варяг в Греки и что из этого вышло

Кирюша: Так это мы что же — за границу поедем? Ведь Украина — это другая страна. А мой отец говорит — мы раньше одна страна были, Украина потому так и зовется, что окраина России!

Архивариус: Давайте все-таки прочитаем сначала рассказ про Киев, а потом вернемся к вашему вопросу.

КИЕВ — МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ,

На высоком берегу Днепра, у чистой его воды люди жили издревле. Как утверждают археологи, чуть ли не более 20 тысяч лет назад: глубоко в земле находили еще в прошлом веке каменные ножи и скребки, кости животных и осколки бивней мамонта. А в XI веке, по словам путешественников, это уже был огромный по тем временам торговый город. И, по легенде, название свое получил по имени одного из братьев-основателей.

Памятник основателям Киева — Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. Фото с сайта photocentra.ru
Памятник основателям Киева — Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. Фото с сайта photocentra.ru

Одна из первых дошедших до нас книг называется «Повесть временных лет». Она датирована 1113 годом и составлена иноком Киево-Печерской лавры Нестором. В этой книге написано:

«Было три брата — одному имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне увоз Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозванной Хоревица, и построили град во имя брата своего старейшего и дали имя ему Киев. И были около града лес и бор велик, и ловили зверей, были мужи мудрые и сообразительные, и назывались Поляне, от них же суть Поляне в Киеве и до сего дня».

-3

А было это или не было, или совсем другие люди поселились на днепровской круче — кому то ведомо? Ученые историки — и то по-разному об этом говорят. Началом города почитается вторая половина VI — начало VII века, а то и ранее. В одном ученые убеждены сегодня твердо — основали Киев славяне. Был ли Кий князем или простым перевозчиком на Днепре — тоже пока не очень ясно. Ну да это споры ученые, нам пока в них вступать рано. А вот интересно, что на Старокиевской горе нашли археологи жилища с печами, остатки различных сооружений, в том числе оборонительных — и как раз того времени, когда мог жить Кий. Так и назвали это место — град Кия. Одна печка, раскопанная здесь археологами, горшками лепными заполнена — представляете себе? Почти полторы тысячи лет назад их кто-то слепил, бережно в печку поставил, а вынуть — не успел или не смог. Стрела ли его вражеская поразила или в полон увели кочевники — кто знает? Теперь на эти горшки туристы с почтением смотрят — больно уж старинные! Но главное, конечно, что «град Кия» был крепостью со рвом, валом и княжеским рубленым теремом. Настоящим городом.

А еще на Старокиевской горе нашли языческое капище. Там, молясь своим богам, славяне приносили в жертву животных. И кладбище старинное нашли — огромное, тут столетиями киевлян хоронили.

Н.К. Рерих. Языческое капище. Середина 1900-х. Третьяковская галерея
Н.К. Рерих. Языческое капище. Середина 1900-х. Третьяковская галерея

Когда князь Олег поднялся по Волхову, прошел по пути из Варяг в Греки, он увидел город на Днепре и овладел им. Это было в 882 году. Очень ему понравился Киев, так что он решил сюда и перенести свою столицу. Согласно летописи, Олег сказал: «Се бути мати градом русским»! Что в переводе означает: «Это будет мать городам русским!»

Тесен был град Кия, и каменный дворец княжеский был построен за его стенами.

А уж при князе Владимире — Крестителе Руси, можно сказать, новый город вырос, больше и краше прежнего. И новую крепость Владимир возвел — с воротами, с мостом через глубокий ров. Хотел князь объединить славянские племена, и потому устроил святилище с кумирами — идолами шести богов славянских: «Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь»…

Тата: Это ведь все имена языческих богов!? А зачем это, интересно, Владимир идолов поставил? Он же креститель Руси был!

Кирюша: Так он сначала-то, наверное, тоже язычником был!

Архивариус: Верно, Кирюша! А капище с разными богами поставил, чтобы ни одному племени не обидно было. Только давайте об этом попозже поговорим, когда дочитаем этот рассказ. Но вот я что еще вспомнил: в Киеве по дороге к Софийскому собору на бульваре стоит копия одного из самых знаменитых и таинственных памятников языческой Руси — Збручский идол. Он был найден в реке Збруч. В нем воплощены важнейшие представления наших предков о мироздании. Помните, мы с вами говорили о том, что и изба, и храм были своеобразными моделями мира: одна — языческая, другая — христианская. Так вот, в идоле этом отображена вся картина мира, каким его представляли себе наши дохристианские предки. Смотрите, тут три мира: верхний — небесный мир богов, средний — земной мир человека и нижний — подземный мир бесплотных предков. Очень, кстати, хорошая копия есть в нашем музее религии.

Збручский идол
Збручский идол

…После крещения Руси греческие мастера построили в Киеве огромную церковь Пресвятой Богородицы — ее называли Десятинная, потому что князь на ее украшение и содержание отдавал десятую часть своих доходов. Украшенная заморским мрамором, мозаиками и фресками, чудом казалась русичам эта церковь. Возле нее шумел «Бабин торжок» — рынок, на котором стояла вывезенная из Херсонеса бронзовая квадрига, по-видимому, с женской фигурой. А вокруг — один другого краше — каменные дворцы. Все это великолепие было стерто с лица земли монголо-татарскими ордами в середине XIII столетия. Но об этом речь впереди.

А уж при Ярославе Мудром Киев стал одним из самых больших и красивых городов Европы. Современник Ярослава немецкий епископ и писатель-хронист, то есть летописец по-нашему, Титмар Мерзебургский утверждал, что в Киеве того времени было 8 торгов – то есть рынков и около 400 церквей…

Кирюша: Ничего себе! Не слишком много? Может, показалось ему?

Архивариус: Да и в наших летописях говорится, что в большой пожар 1017 года в Киеве погорело чуть ли не 700 церквей. Так что можно немцу и поверить. Но некоторые ученые-историки тоже считают эти сведения преувеличенными. Тем более что в описанное время еще ни Софийского собора не было, ни множества каменных храмов, в XII веке построенных!..

Вид Киева
Вид Киева

Подплывая к городу, гости прежде всего оказывались на Подоле — той его части, что тянулась вдоль берега Днепра. Тут кипел торг, слышалась разноязычная речь. Жили на Подоле ремесленники и торговый люд. Оружейники и кожевники - кожемяки, ювелиры и косторезы, гончары, кузнецы, ткачи производили товары и тут же их продавали.

А над Подолом высился княжеский город — град Ярослава. По сию пору видны остатки его мощных валов. Были они высотой до 14 метров — с четырехэтажный дом. И вели в город трое ворот — Золотые ныне восстановлены, и Благовещенская церковь их, как и прежде, венчает…

Кирюша: А почему Золотые-то? Из золота, что ли, сделаны?

Архивариус: Да нет, конечно, скорее всего, их так называли по аналогии с Царьградскими — Константинопольскими Золотыми воротами. Потом так же назвали главные ворота во Владимире, куда Андрей Боголюбский перенес свою столицу.

Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота в Киеве

…Каменные и деревянные храмы, богатые монастыри, дворцы и хоромы князя и его дружинников высились между рублеными, часто двух-, а может быть, и трехэтажными домами богатых горожан. Главные улицы были вымощены дубовыми бревнами, хотя, в отличие от Новгорода, здесь дождей меньше и потому угроза утонуть в грязи Киеву жить не мешала. А еще некоторые ученые предполагают, что, может быть, было в Киеве нечто, напоминающее водопровод: оба берега одного из ручьев — Кияновского — были одеты в дерево. Археологи раскопали целые городские кварталы с усадьбами. Дома киевлян были просторными, с сенями, куда входили по высокому крыльцу, с теплыми светлицами, с овальными глиняными печами, с деревянными полами из толстенных плах. Хорошо, удобно жили киевляне – не хуже новогородцев. Во дворе хозяйственные постройки: хлева, конюшни, сараи.

Улицы сбегались к центру города — такая система планировки называется радиально-кольцевой. А на Подоле они пересекались — вдоль берега и «поперек» — под прямым углом к первым. Это система древнеримская, ее еще называют гипподамовой.

Гипподамова система планировки городов
Гипподамова система планировки городов

Красив и просторен был Киев-град. Далеко с вод Днепровских были видны золоченые купола его церквей. А потом пришла лихая година — и разорена была столица Великой Киевской Руси. Но это уже другой рассказ.

Кирюша: А что такое эта гип… гиппопотамова…

Архивариус: Гипподамова система? Ну, это по имени архитектора Гипподама, который жил в греческом городе Милете две с половиной тысячи лет назад…

Кирюша: Ничего себе! Две с половиной! И чего он там сделал?

Архивариус: Он замечательно спланировал свой город: четыре идеально прямые параллельные улицы пересекались под прямым углом тремя такими же прямыми параллельными улицами. А в центре была красивая площадь. Эта система и сегодня используется в градостроительстве, и имя Гипподама помнят все архитекторы. А в Киеве так был спланирован район Подола — тот, что идет вдоль Днепра.

Вот посмотрите, какую замечательную карту Киева мне подарили. Я вам как-нибудь расскажу о своей поездке в Киев, покажу фотографии. Взгляните-ка сюда.

Историческая карта-реконструкция Киева
Историческая карта-реконструкция Киева

Кирюша: Ой, как здорово! Это так художники поработали? Тут ведь все, как тысячу лет назад было?

Архивариус: Художники эту карту-реконструкцию составили вместе с археологами. Тут множество фрагментов — и Подол, и города Владимира и Ярослава, и Замковая гора. Рассмотрите все внимательно.

Тата: Господин Архивариус, у меня все-таки вопрос: ведь Киев — столица Украины, не России. А мы все повторяем: «Мать городов русских!» Чего-то я не понимаю. Все у бабушки хотела спросить, да в Киеве так много всего интересного было — я и не спросила.

Архивариус: Хороший вопрос. Но очень сложный, в нем вам еще предстоит долго разбираться, и проблем тут немало, может, ваше поколение и решать их будет по-своему. Украина два с половиной столетия входила в состав России, потом вместе с Россией — в единое государство — Советский Союз. А потом стала отдельным государством. Дело в том, что хоть славяне и жили разными племенами, но язык у них был похожий. Князь Олег соединил Северную — Новгородскую и Южную — Киевскую Русь под своей властью. Владимир упрочил эту связь единой верой. Так сформировалась единая древнерусская народность, в которой впоследствии развились три братских славянских народа — русский, украинский и белорусский. Потом произошло множество событий, в результате которых несколько веков Малая Русь, или Малороссия, как называли Украину, жила отдельно от Руси Великой. После монголо-татарского нашествия попала под владычество Литвы и Польши. А в 1654 году на Переяславской Раде — великом совете в городе Переяславле — было решено воссоединиться с Россией. Решающую роль сыграл тогда украинский гетман Богдан Хмельницкий, под предводительством которого шла борьба с поляками.

Н. И. Ивасюк. «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1649 году». Конец XIX в. Национальный художественный музей Украины, Киев
Н. И. Ивасюк. «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1649 году». Конец XIX в. Национальный художественный музей Украины, Киев

Но всегда Украина имела особое положение и называлась она, как я уже сказал, Малой Русью, или Малороссией. А теперь стала отдельным государством, но все равно украинцы, как и белорусы, — наши братья, мне очень хочется, чтобы вы об этом помнили. Мы с ними, как три березы из одного корня. Я когда-то в Кремле, в Москве, видел вообще чудо: от одного корня то ли пять, то ли семь березок росли!

Однако, дорогие мои, мы убежали так далеко вперед!.. Давайте-ка вернемся в Древнюю Русь. Очень мне хочется, чтобы вы узнали об одном интереснейшем герое языческой — дохристианской Руси. Сын князя Игоря и княгини Ольги Святослав был прославленным воином. О нем мы и почитаем в следующий раз.

Тата: А задание будет? Можно — я Киев нарисую? Я помню! И еще у меня фотографий много, где мы с бабушкой в Киеве!

Кирюша: А мне что делать?

Тата: А ты в библиотеку сходи и поищи там, что о Киеве почитать можно! Да, между прочим, и почитай сам, не вредно будет!

Кирюша: А я тоже древний Киев нарисую: вон же карта какая, там все есть. Можно?

Архивариус: Конечно! В этом году вы снова заведете особую тетрадь и альбом для рисования, в которых будете выполнять наши задания. А не могли бы вы принести показать мне прошлогодние тетради?

Тата, Кирюша: Конечно!

Задание: Сходите в библиотеку и посмотрите книги и альбомы, посвященные Киеву. И рассмотрите внимательно иллюстрации к этой главе. А потом нарисуйте древний Киев — как вы его себе представляете. Ну, не весь Киев, конечно, а хотя бы какие-то виды его.

Нонна Яковлева