Найти тему

Глава 11. ЧТО УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ и сколько стоит гривенник

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим… Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный!

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим…

Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный! Я в прошлый раз не успел спросить – и все время думал: а гривна – это наш гривенник, десять копеек что ли? Это что – деньги дороже были? А ногата – это сколько? А куна?

Тата: Ну и смешной ты, Кирюша! Гривна – это такое тяжелое серебряное украшение на шею, его и мужчины носили тоже. Оно очень дорого стоило. А куна – это куница, такой зверек с пушистой рыжей шерстью, вроде соболя. У моей мамы шапочка из куницы – очень красивая. Раньше меха были вместо денег. Вот привезет купец на Русь дорогую парчу, например, - это такая ткань с золотой или серебряной ниткой - и говорит: «За один аршин парчи выдайте мне десять куниц!» А наш ему: «Да и пяти хватит!» А тот: «Меньше чем за девять не отдам!» А наш: «Дороже чем шесть не заплачу!» Так и торгуются, пока не договорятся!

Кирюша: Да не может быть! Что ж, они в кошельках меха возили? Никогда не поверю! Не могут деньги меховыми быть!

Архивариус: А мне словечко вставить можно? Я этого вопроса ждал, даже удивлялся: что это вы его не задаете? Но вы так увлеклись мыслями о законах, что и про деньги спросить забыли. Но обойти эту проблему мы все равно не смогли бы, поэтому я подготовил вам несколько книжек – что нашлось в моей библиотеке. Вообще-то есть наука, которая занимается изучением самих денег, – это нумизматика. Историей денег занимается и археология. А механизмами и даже законами их существования, тем, что могут и умеют деньги, для чего они нужны, как влияют на хозяйственную и даже на нравственную человеческую жизнь, – этим занимается экономика. Но я тут не специалист, глубоко в эти проблемы вдаваться не рискну. А вот самые простые и общедоступные исторические сведения о деньгах мы с вами сегодня получим.

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим… Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный!-2

Прежде всего, вот вам книжка Георгия Васильевича Елизаветина «Деньги» - это детская, весьма доступная книжка на нашу сегодняшнюю тему. Она была напечатана советским издательством «Детская литература» еще в 1963 году, когда ваши родители были примерно в том же возрасте, что вы сейчас. Написана эта книжечка очень доступным языком, все в ней рассказано подробно: и про то, что было, когда денег не было, и что служило людям деньгами, и как первые деньги появились, и как их делали – и подделывали...

Тата: Ага, это про фальшивомонетчиков…

Архивариус: Им целая глава посвящена. А еще про нумизматику и про клады.

Кирюша: Про клады? Вот это здорово! Вот бы мне клад найти! Я бы папке машину новую купил, «Мерседес» там или «Ауди», а то его «Жучок» после аварии – просто дарявое ведро, ездить стыдно! Ох, я бы этому хозяину джипа так морду… простите, физиономию начистил! Жаль, меня там не было!

Тата: Ну да, только тебя там и не хватало! Кладоискатель! Спасибо за книжку, господин Архивариус, но ведь вы нам не только эту книжку принесли, вон я вижу еще две – потолще и потоньше. Они тоже про деньги?

Архивариус: Да, видите в них закладки – мы кое-что почитаем. Но сначала о ваших рассуждениях, а вернее, о споре, с которого начался наш разговор. Оба вы в чем-то правы, а в чем-то ошибаетесь. Должен заметить, Тата, гривна – это не только серебряное украшение, которое носили на шее, но и денежная единица. Так же как куна – в данном случае. Хотя есть предположение, что название второй денежной единицы действительно происходит от названия ценной меховой шкурки. Но вы правы в том, что, действительно, первоначально торговля была основана на обмене: вы нам оружие – мы вам мед и сало или мех и коноплю. Но такая обменная система была не очень удобной.

Кирюша: Почему это? Очень даже удобно! Мы вот все время с пацанами меняемся. Мне мама два яблока дала, так я одно съел, а второе поменял на жвачку. Только Валька-жлоб, из пачки «орбита» два пластика вытащил и говорит: «Больно жирно тебе за одно яблоко целую пачку отдавать!» Я хотел было обратно яблоко забрать, а он уже надкусил. Я и подумал: «Ладно уж, восемь штук тоже неплохо». И согласился.

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим… Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный!-3

Архивариус: Вот видите, Кирюша, вам понадобилось уравновесить цену вашего яблока, а это оказалось возможным потому, что в пачке было 10 пластиков жвачки. А если бы меняли что-то целое на целое? Скажем, яблоко на мячик?

Кирюша: Ну, кто же мячик за яблоко отдаст? Это уж дудки! За воздушный шарик – и то еще подумать надо! Смотря какой шарик! А что в придачу?

Архивариус: Вот видите! Обменная торговля на самом деле весьма головоломное занятие. Хотя и увлекательное, полное неожиданностей. Послушайте, как описывает выдающийся английский путешественник Давид Ливингстон в своем дневнике африканский рынок, на котором он побывал во время путешествия еще в XIX веке... Впрочем, может быть, Кирюша, вы сами прочитаете? Этот дневник цитирует автор книги «О чем рассказывают монеты» В.Н. Рябцевич. Вот читайте – там отмечено.

Кирюша: С удовольствием:

«Какое оживленное зрелище – рынок! Продавцы рыбы носятся по рынку с глиняной посудой, полной улиток или мелкой рыбы или разных приправ; они стараются обменять эту снедь на корни маниока… на картофель, овощи или зерно, на бананы, муку или пальмовое масло, на кур, соль или перец…все стремятся изо всех сил обменять пищу и вовсю расхваливают свои товары или ругают чужие… Куски железа, вытянутые с концов, меняют на материю из пальмы.

Горшечники похлопывают по своему глиняному товару, заставляя посуду звенеть, чтобы показать, что в ней – ни трещинки. За одну нитку бус я купил две пористые глиняные бутылки изящной формы… Всюду бегают маленькие девочки, продающие за несколько рыбок чашки воды партнерам, уставшим от словесных битв…

Любопытно наблюдать за жизнью рынка. Это настоящий спектакль» …

Кирюша: Ну и что, смотрите, как интересно, можно даже очень выгодно свой товар обменять. Вот бы мне туда – я бы развернулся!

Архивариус: Интересно, говорите? Ну, поначалу, может, и интересно. А вот относительно того, насколько удобно и рационально – очень сомневаюсь. Да вы следующий отрывок почитайте – это классический пример обменного торга. Эту историю, которая приводится, наверное, во всех книжках, посвященных деньгам, рассказал продолживший исследование Африканского континента англичанин Верни Ловетт Камерон. Вон там дальше отмечен отрывок, читайте.

Кирюша:

«…Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку в Кавеле, на берегу Танганайки. Агент Сай ибн-Габиба требовал уплаты слоновой костью, которой, однако, у меня не было; тогда я узнал, что Мухаммад ибн-Салиб располагал слоновой костью и желал иметь сукно; однако это известие принесло мне еще немного пользы, пока, наконец, я не услышал, что Мухаммад ибн-Гаариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя, к счастью, у меня была и, таким образом, я дал Мухаммаду ибн-Гаарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Мухаммаду ибн-Салибу сукно, а этот последний дал агентам Сай ибн-Габиба требуемую слоновую кость; тогда только я получил от последнего право пользоваться лодкой».

Тата: Вот видишь, Кирюша, какие заморочки! Если бы деньги были у них в ходу – заплатил бы этот Камерон – и все. А на эти деньги они все кому чего надо и купили бы!

Кирюша: Я все понял! Деньги могут уравнивать цены и ими удобно пользоваться. Вот! Так что никаких куниц, настоящие шкурки куницы только при обмене использовались! А куна – это название денежки, ну там монеты или еще бумажки – как их? Забыл…

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим… Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный!-4

Архивариус: Ассигнации, или банкноты. Но не обязательно. У разных народов в разное время, – конечно, в достаточно отдаленном прошлом – деньгами, то есть эквивалентом ценностей, служили самые разные предметы. Вон там, Кирюша, еще одна закладочка. Читайте.

Кирюша:

…«Невозможно дать полный перечень предметам, которые у разных народов служили (а кое-где продолжают служить и ныне) деньгами. Назовем лишь некоторые из них: рыба (Исландия, XV в.); меха (славянские племена, Скандинавия, Западная Европа – раннее средневековье); смесь листьев чайного куста и некоторых диких растений, пропитанная телячьей кровью и спрессованная в кирпич, весом до полутора килограммов (Монголия – вплоть до XX в.); бесформенные куски минерала нефрита (Китай – по XIX в.); жемчужины (Индия – по ХХ в.); коровьи черепа (о. Борнео – по ХХ в.); так называемые «свиные деньги», использовавшиеся для покупки свиней и выкупа за невесту, - нанизанные на шнур клыки и хвостики свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев (о. Новая Гвинея – вплоть до наших дней); человечьи черепа…»

Тата: Какой ужас!

Кирюша: Да уж, нечего сказать – денежки! Во дают! Это где же? А, вот:

…Соломоновы острова – до XX в.); китовые зубы и тканые мужские пояса (Каролинские острова – до наших дней); плиточный табак (Мэриленд в Северной Америке – 1723 г.); «вампум» - кожаный пояс с нашитыми на нем раковинами (Северная Америка – по XIX в.); мешочки с бобами какао (Никарагуа – по XIX в.) и т. д.» и т .п. ...

Архивариус: Спасибо, Кирюша!

Кирюша: А я так и не понял – какие же это деньги! Все равно – обмен одних вещей на другие.

Архивариус: Отличие главное – это то, что к названным предметам приравнивались все иные товары. Все на рынке стоило сколько-то коровьих черепов или – на другом – заметьте! – на другом рынке сколько-то раковин или жемчужин. Второе отличие, уже в этом перечне заметное, - то, что не все деньги представляют сами по себе какую-либо ценность. Ну, скажите, кто обменяет что-либо полезное на собачьи зубы на рынке, где деньгами служат, к примеру, жемчужины? Да никто! Ведь ему-то самому за эти, с позволения сказать, «деньги» ничего купить на этом рынке не удастся.

Тата: Так ведь и у нас так: бумажная денежка…

Архивариус: Банкнота.

Тата: Ну да, банкнота, - она же сама по себе мало чего стоит. Вот теперь есть по 5000 рублей, так за одну бумажку сколько всего купить можно!

Архивариус: Верно подмечено: современные деньги – это своего рода условный символ материальных ценностей. Государство, которое их выпускает, вроде бы берет на себя обязательство обеспечить их названную – номинальную стоимость золотом или имуществом.

Тата: А почему «вроде бы»?

Архивариус: Потому что, по мнению многих экономистов, американский доллар, к примеру, сегодня на самом деле стоит столько, сколько бумажка, на которой он напечатан. А теперь есть еще и виртуальные деньги – те, которые просто переходят со счета на счет через компьютер, переводятся по Интернету. Или биткоин. Ну, об этом вы, я думаю, больше меня знаете. У нас на Руси, да и у многих иных народов, первыми деньгами стал скот. Это, конечно, не значит, что все водили с собой стадо быков на рынок. Просто все расчеты сводили к стоимости скота. Вот что пишет тот же Рябцевич:

«Отзвуки периода господства «мычащих денег» сохранили многие языки, в которых одним и тем же словом определялись такие понятия, как «скот, имущество, богатство, деньги».

У древних греков выражение «у него бык на языке» употреблялось, когда речь шла о человеке, чье молчание было куплено деньгами.

В латыни – языке римлян – насчитывается несколько производных от слова «pecus»(скот) – « pecunia» (имущество, состояние, деньги, монета), pecuniosus (богатый, состоятельный человек) и т.д. Слова «капитал, капиталист» происходят от латинского «caput» (голова скота) и в буквальном переводе означают «скот, обладатель скота»…

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим… Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный!-5

Архивариус: Кирюша, дочитайте этот кусочек вот с этого места, а то у меня горло запершило. Вы ведь латиницу уже разбираете? Тут все читается, как написано, только нужно иметь в виду, что в немецком буквосочетание sch обозначает звук ш.

…«Сходное явление наблюдается в языках германской группы: готском (skattus – скот, имущество), англосаксонском (skat – скот, достояние, монета), древнефризском ( sket – скот, деньги), немецком ( Schatz – скот, сокровище, клад). В древнерусском, польском, болгарском, полабском, лужицком, сербохорватском и других славянских языках слово «скот» вобрало в себя такие понятия, как «домашние животные», «имущество», «подать», «деньги». Хочу, кстати, заметить, что иногда можно очень обмануться в переводе со старославянского или древнерусского языка: слова со временем поразительно изменяли свое значение. В современном русском «скотница, скотник» означает людей, ухаживающих за скотом. Так?

Кирюша: Конечно. Вот у нас в Пурнеме дядя Вася – скотник даже медаль имеет «За доблестный труд» - он в колхозе за скотом ходил!

Архивариус: Ну вот. А во времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха слово «скотница» означало «казна, сокровищница». «Скотница твоя … не скудна есть и неистощима», – писал Мономаху митрополит Никифор. А «скотник» был кем-то вроде казначея. Слово же «скот» имело собирательное значение «деньги» – во всяком случае, во времена Ярослава Мудрого. В «Повести временных лет», о которой мы много раз вспоминали, можно прочитать о том, что, готовясь к борьбе со Святополком Окаянным, Ярослав «начаша скот сбирати от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривны, а от бояр по 18 гривны».

Кирюша: Так по сколько же это денег-то?

Архивариус: А вот этого историки долго не знали, и только ученые-нумизматы, используя выработанные ими методики, сумели вычислить и реконструировать древнерусскую систему денежного счета.

Тата: А что такое «система денежного счета»?

Архивариус: Это очень важное понятие в нумизматике. О ней я прочитал в третьей из книжек – это тоже общедоступное очень интересное издание «Монеты рассказывают» историка Германа Алексеевича Федорова-Давыдова, вышедшее в 1963 году в серии «Библиотечка детской энциклопедии» тиражом 200000 экземпляров.

Архивариус: Я тут почитал ваши ответы — просто блеск! Ну, а сегодня мы поговорим… Кирюша: Ой, подождите, подождите, у меня вопрос! Очень важный!-6

Кирюша: Как много для детей книжек издавалось! И какими тиражами – ничего себе 100 тысяч, 200 тысяч!

Тата: Да сейчас еще больше книжек выходит! И не такие маленькие, на газетной бумаге, в мягких обложках, а красивые, глянцевые, с замечательными картинками – с этими не сравнишь!

Кирюша: А ты посмотри, сколько эти книжки стоили: 25 и 45 копеек! А сейчас – 600 рублей, 800 рублей, а то и больше 1000!

Тата: Ну, тогда копейки другие были!

Архивариус: Копейки были другие, в этом Тата права. И все же книги в Советском Союзе были несравненно дешевле, чем сейчас. И это было правильно! Особенно детские. Они были доступны всем детям, а не только тем, у кого состоятельные родители.

Тата: А я так считаю – книжки для детей все равно должны быть бесплатными или очень дешевыми! Вот бабушка говорит, что детские книжки – это своего рода оружие, которым люди не просто с невежеством воюют! Все-таки в книжках о главном пишется: что такое хорошо и что такое плохо…

Архивариус: Эта тема требует особого разговора, и мы к ней обязательно вернемся. Но давайте все же продолжим наш сегодняшний разговор. Итак, система денежных единиц у каждой страны своя, но в каждой системе есть основная единица. У нас это рубль, а в нем 100 копеек. Очень простая система. В Евросоюзе тоже просто: один евро равен ста евроцентам. А вот в Англии вам придется помучиться: фунт стерлингов равен 20 шиллингам, а 1 шиллинг – 12 пенсам. Но англичане к своей системе привыкли и не хотят переходить на общеевропейскую. В древней Греции, в Аттике, столицей которой были Афины, система денежных единиц была еще сложнее: 1 талант был равен 60 минам, мина – 100 драхмам, драхма – 6 оболам, обол – 6 или 8 халкам, а халк еще делился на лепты. Так что самая большая единица – талант, а самая маленькая – лепта.

Кирюша: Ну, у нас ведь тоже кроме рубля и копеек есть пятачок – 5 копеек, гривенник – 10 копеек, полтинник – 50 копеек.

Тата: А еще когда-то был алтын - 3 копейки и пятиалтынный – 15 копеек. Я однажды услышала, как бабушка сказала: «У меня тогда и было всего – мыло, веник да алтын денег – в баню сходить». Я спросила, а она мне и сказала.

Кирюша: А у моей мамы сохранились двушки – монетки по две копейки, ими когда-то звонили по телефону-автомату на улице!

Архивариус: Совершенно верно. Но все эти монетки, в разное время имевшие хождение, кратны копейке, которая составляет 1/100 рубля. Была когда-то даже полушка – полкопейки. Но главная денежная единица все-таки рубль, равный 100 копейкам. Хотя в разное время они стоили по-разному и разное количество того же хлеба можно было за них купить. Но что-то мы сегодня заговорились. Пора по домам! И задание у вас совсем простое.

Задание: Попросите взрослых разыскать старые монетки – можно русские, можно иностранные – и зарисуйте их в своих альбомах.

Нонна Яковлева