Архивариус: Вы помните, у нас в истории было несколько князей Храбрых, несколько Удалых, позже узнаете, что было и несколько Грозных, а вот с прозванием «Мудрый», если мне память не изменяет, остался на ее скрижалях только один великий князь — киевский Ярослав. Давайте про него почитаем.
Тата: Я про Ярослава Мудрого кино смотрела. Давайте, я прочитаю.
ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ — МУДРЫЙ ПРАВИТЕЛЬ РУСИ
Разные были у нас на Руси правители — князья и цари. И разные прозвания дала им память народная. Были Олег Вещий и Владимир-Красно Солнышко, был Святополк Окаянный, остались в памяти людей Мстислав Храбрый, и Юрий Долгорукий, и Симеон Гордый. Был Иван Калита, прозванный так то ли за руки загребущие — все в свой московский денежный мешок — калиту тащил, то ли, напротив, за щедрость — за ним будто бы тяжелую калиту всегда носили, а он из нее нищих оделял. А Грозными называли и великого московского князя Ивана III, и сына его — Василия III. Самым среди них Грозным, однако, считается внук Ивана III — царь Иван Васильевич IV. Но только одного правителя назвали Мудрым — сына князя Владимира-Крестителя Руси, великого Киевского князя Ярослава.
«Во многой мудрости много печали, и увеличивающий познание умножает скорбь», — так некогда сказал мудрый библейский царь Соломон. Немало печали должно было быть в судьбе князя Ярослава, не только внешние напасти он должен был научиться преодолевать, но — что куда важнее! — собой властвовать. Кто собой не владеет — где ж ему другими командовать?
Рожденный от полоцкой княжны Рогнеды, так, говорят, и не смирившейся со своею участью, в детстве хилый, припадавший на одну ногу, едва ли Ярослав был любимым сыном многодетного князя Владимира…
Кирюша: Как Святополк?
Архивариус: Ну, мне трудно сказать, так ли или иначе, но в число любимых сыновей он, насколько мне известно, не входил. Но вот ведь какое дело: все-таки человек может переломить свою горькую участь, если у него хватит душевных сил. А уж они-то у Ярослава были. И был острый ум, и была воля, и была тяга к правде-истине и справедливости. Тата, продолжайте, пожалуйста.
…Отец выделил ему поначалу Ростовскую землю, где новый князь заложил город Ярославль. Затем посадил Ярослава в Новгороде Великом — правителем в княжестве, известном своим вольнолюбием и строптивостью. И спустя 4 года после этого, очевидно, заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав отказался подчиняться отцу и платить ему дань. По свидетельству летописей, разгневанный князь Владимир собрался в поход на ослушника, да болезнь и смерть помешали ему наказать новгородцев и их молодого князя.
Жестокой и кровопролитной была борьба между сыновьями Владимира Святославича за отчий золотой стол: ведь тот, кто садился на его место, получал власть над могучей, хотя еще и не спаянной воедино державой. Погибли в той братоубийственной войне кроткие Борис и Глеб. Заслужил злую славу в веках и умер не своей смертью Святополк Окаянный. Был изгнан из Новгорода вероломно захвативший его племянник Ярослава полоцкий князь Брячислав Изяславич. Одного лишь брата — Мстислава Храброго не смог одолеть Ярослав. Того, кто зарезал косожского богатыря Редедю в честном поединке. Ему Ярослав отдал под владычество Днепровское левобережье и славный город Чернигов. Может, за эту уступку, за то, что остановил братоубийственную войну, люди впервые назвали Ярослава Мудрым? Ведь по смерти Мстислава в 1036 году и эти земли отошли под руку Ярославову — и процвело славой без лишней крови Великое Киевское княжество.
Умелым воином был Ярослав: вернул Руси захваченные Польшей города на западе; положил конец печенежским набегам на Русь; ходил на литовцев и ясов, чудь и ямь. В Чудской земле построил город-крепость Юрьев — теперь он Тарту называется, да только нынче им эстонцы владеют. А заложил-то наш, русский князь. Ну да в истории всякое случается.
А для защиты от степных кочевников по реке Роси повелел великий князь устроить заставы богатырские — память о них и о богатырях славных доселе в памяти русичей жива. Может, и за это да за дружбу с богатырями называл его народ Мудрым?
Умелым правителем был Ярослав. После неудачного похода на Византию принял верное решение: не воевать с могучей южной соседкой, но завязать с ней добрые отношения. Да только ли с ней? С Польшей и Чехией, Венгрией и Булгарией, что была на Волге, со Швецией, Норвегией, Англией, Германией завязал и поддерживал добрые отношения Ярослав Святославич.
А как Киев украсил — воистину в одну из красивейших европейских столиц превратил. Град Ярослава в Киеве — это дворец князя и хоромы бояр и дружинников. Хоромы рубленые, да не в один этаж. И два монастыря. Один — мужской, с собором во имя святого Георгия — ангела-хранителя самого Ярослава — в церкви-то его Георгием окрестили. Другой — женский, во имя Святой Ирины, по христианскому имени жены Ярослава Ингигерды. На диво всем Золотые ворота были построены с церковью надвратною. А главное — это Софийский собор. Но о нем разговор особый.
Вот митрополит Илларион как в своем “Слове о законе и благодати” про Ярослава-строителя сказал: “славный град Киев величеством, яко венцем, обложил…”
А города, им заложенные — это Ярославль на Волге да другой Ярославль на притоке Вислы-реки, теперь он в Польше, Ярослав называется. Юрьев в Северной Прибалтике — теперь Тарту да другой Юрьев — на реке Рось, что в Днепр впадает. Вон сколько городов с его именем связано, его трудами заложено. Мудрый строитель был князь Ярослав!
Но едва ли не более всего прославился Ярослав как человек великой книжной премудрости.
“Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги поставляют и научают… Они суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в книгах же неизмеримая глубина”, — это при Ярославе сказано. При нем в Киеве существовала княжеская школа, где учили детей “нарочитой чади” — приближенных князя. Да не просто грамоте учили — разнообразной “книжной премудрости”. А духовенство — служителей церковных — готовили в особой школе в Новгороде. А и в небольшеньких городах книжные люди учили деток грамоте.
И библиотеки при Ярославе заводили — при монастырях и церквях. А сам великий князь основал библиотеку в Софии Киевской. И была при той библиотеке книгописная мастерская: неустанно скрипели заостренными гусиными перьями переписчики, художники разрисовывали буквицы, трудились переводчики, скоблили телячьи шкурки и выделывали пергамен мастера, ювелиры изготовляли украшения для переплетов. Настоящими произведениями искусства становились книги, мудростью напояющие вселенную: “Кто книги читает, тот беседует с Богом или святыми мужами”.
Не только церковные книги переводили и читали на Руси: по философии и мировой истории, астрономии и географии. И даже юридические трактаты. При Ярославе было написано и произнесено знаменитое “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона. И составлен первый древнерусский летописный свод 1037-1039 годов.
А знаете ли вы, что именно при участии Ярослава Мудрого был создан и первый русский свод законов — “Русская правда”? И хоть странными сегодня нам кажутся некоторые его статьи, но не зря же издревле говорят люди: даже плохой закон — это закон, и он всегда лучше беззакония. Ибо не может государства быть без законов.
После Киева во многих городах русских стали создаваться библиотеки и книгописные мастерские, насчитывавшие сотни книг. При церквях и монастырях, в княжеских резиденциях. Ученые считают, что в библиотеке Софии Киевской было не менее 950 книг, да каких! Вы ведь в музеях видели такие огромные — не поднять — драгоценные фолианты.
И многие люди книги собирали — покупали или заказывали переписчикам.
После Ярослава любовь к чтению утвердилась на Руси. Грамота стала обыденным делом.
Только письма и торговые записи делали не на дорогом пергамене, а на белой коре березы — бересте. Сотни берестяных грамот находят археологи каждый год на раскопках в разных русских городах. Делали надписи на горшках и пряслах, на литейных формах. А сколько надписей — граффити — найдено на стенах и столпах старинных церквей! Такой толчок развитию грамотности на Руси дал Ярослав. За то и называли его Мудрым.
А главное — Великую Киевскую Русь оставил Ярослав своим наследникам. От Белого моря до Черного, от Балтики и реки Вислы — до Камы и Печоры.
А когда умер Ярослав, чья-то рука начертала-процарапала на стене Софийского собора: «В 6562 февраля 20 успение цесаря нашего в неделю мученика Феодора». И поныне эту надпись можно видеть. Нет в ней пышных слов, только — «цесаря нашего». А эти два слова дорогого стоят.
Архивариус: Ну, что скажете?
Кирюша: Все-таки интересно получается. Вот Борис и Глеб ничего вроде особенного не сделали — и они святые. А Ярослав столько для земли своей хорошего сделал — и просто «Мудрый». Ведь святой — это кто очень добрые дела делает.
Архивариус: Ох и мастер же вы, Кирюша, вопросы задавать! Не стану я Вам сегодня отвечать на него. Пусть он у вас обоих в голове покрутится подольше, это я называю «ежик под черепушку».
Кирюша: Почему это? Какой такой ежик?
Архивариус: Видите ли, когда вы задаете вопрос, это значит, у вас что-то в мозгах завертелось и беспокоит вас. Я ответил — и вроде все ясно, вы успокоились и забыли. А ведь бывают такие вопросы, которые «снимать» было бы просто неправильно, нельзя в детстве разложить все по полочкам раз и навсегда. Вот и будем мы с вами некоторые вопросы оставлять, чтобы они в ваших головах время от времени ворочались и покалывали изнутри, будто там ежик живет. До ответов на них нужно дорасти и ответ обязательно найти самостоятельно. Пусть это будет такой «ёжик». Мы к нему еще вернемся. Действительно, князь Ярослав был прославлен – причислен к лику святых совсем недавно, уже в наше время.
Кирюша: А как это он так умел со всеми ладить?
Архивариус: Да, это целая наука — дипломатия. Ну что ж, давайте в следующий раз и об этом поговорим. Только сначала задание придумаем.
Кирюша: А давайте попробуем ответить на вопрос:
Что такое мудрость и кого и за что люди называют мудрым?
Нонна Яковлева